Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стресс и тревога - что это такое и как с ними справиться? Универсальная модель стресса.



СТРЕСС И ТРЕВОГА -
ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК С НИМИ СПРАВИТЬСЯ?
N 73, 18.02.2013.
ТЕМА ВЫПУСКА:
УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРЕССА.



Для тех, кто любит читать статьи с иллюстрациями: полная версия статьи находится здесь: http://stress.by/news/?p=433



Модель стресса, о которой пойдёт речь в этой статье, позволит уважаемому читателю углубить понимание механизма развития вызванных стрессом проблем, а профессионалам будет полезна как в консультативной практике, так и при проведении семинаров и тренингов по методам управления стрессом.

Влияющие на человека стрессоры по уровню их воздействия могут быть поделены на две группы: физиологические и психологические. Физиологические стрессоры (кофеин, магнитные бури, резкие перепады температур и т.п.) "включают" стрессовую реакцию вне зависимости от их осознания человеком. Психологические стрессоры, чтобы оказать стрессогенное воздействие, в обязательном порядке должны быть осознаны. Поскольку в жизни современного человека доминирующее положение занимают именно психологические стрессоры, в целях упрощения модели мы сознательно исключили из рассмотрения стрессоры физиологические. Представленная здесь модель описывает влияние только психологических стрессоров.

Развитие стрессовой реакции начинается с осознания стрессогенной ситуации. Если ситуация потенциально связана с негативным опытом либо не совпадает с ожиданиями, то она автоматически расценивается как угрожающая, что приводит к немедленному запуску стрессовой реакции и повышению уровня психоэмоционального и физиологического напряжения. Нарастание уровня стресса приводит к появлению новых и усилению имеющихся симптомов стресса и появлению последствий стресса. Симптомы стресса могут быть поделены на четыре группы: физиологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Если стресс становится слишком сильным и/или слишком длительным, его проявления могут приводить к формированию различных последствий, которые также могут быть поделены на четыре категории:

  • Психосоматические заболевания.
  • Психические и поведенческие расстройства.
  • Организационные проблемы.
  • Социальные проблемы.

Повышение уровня стресса нередко приводит к появлению и усилению стрессогенных мыслей, которые, в свою очередь, вызывают ещё большее увеличение стресса и его проявлений, формируя, таким образом, первый порочный круг. Кроме того, нарастание стресса нередко приводит также и к изменению поведения человека. Стресс сопровождается ухудшением когнитивных функций и нарастанием эмоционального напряжения; оба фактора, как правило, оказывают негативное влияние на поведение, приводя в итоге к усугублению стрессогенной ситуации. Так происходит формирование второго порочного круга. Третий порочный круг формируется, когда проявления стресса становятся независимой стрессогенной ситуацией. И, наконец, поведение может изменить мысли человека и сделать его более чувствительным к воздействию стрессогенных ситуаций в будущем. Так формируется четвёртый порочный круг.

Таким образом, универсальная модель стресса включает в себя четыре основных звена (ситуацию, мысли, стресс, поведение), связи между которыми могут формировать несколько порочных кругов. Модель делает очевидной неспособность симптоматической помощи коренным образом помочь в разрешении вызванных стрессом проблем. Устранение последствий стресса без влияния на механизм его развития не приведёт к сколько-нибудь долговременным положительным результатам. Для получения действительно стабильных результатов необходимо вмешательство на уровне ключевых звеньев. Существуют четыре возможных варианта эффективных интервенций: 1) устранение стрессора; 2) изменение отношения к ситуации; 3) изменение поведения; 4) снижение уровня стресса (напряжения). Первая задача, если только она выполнима, не требует профессиональной помощи. Задачи 2, 3 и 4 можно условно отнести к "психотерапевтическим", поскольку в большинстве случаев здесь используются когнитивные и поведенческие методы психотерапии (однако в релаксационных целях могут использоваться и иные методы: фармакотерапия, физиотерапия и т.д.; а в некоторых случаях решение указанных задач может выходить далеко за рамки психотерапии, как, например, при работе с организационными последствиями стресса).

Изменение отношения к ситуации успешно осуществляется с помощью методов когнитивной (рационально-эмотивной) психотерапии. Изменение поведения – задача поведенческих методов психотерапии. Снизить уровень стресса без изменения стрессогенной ситуации и вызванных ею когниций можно с помощью обучения нервно-мышечной релаксации и других релаксирующих воздействий (физиотерапии, противотревожной фармакотерапии, седативной фитотерапии и т.п.).

Подводя итоги, следует сказать, что релаксационный тренинг формально относится к поведенческим методам психотерапии, а значит, "психотерапевтические" задачи (изменение отношения, изменение поведения, снижение уровня стресса) могут быть успешно решены с помощью когнитивных и поведенческих методов психотерапии.




Перепечатка и цитирование данной статьи разрешены при условии указания авторства (Олег Радюк) и ссылки на первоисточник (http://stress.by).



До следующего выпуска.

Олег Михайлович Радюк,
http://stress.by (блог "Управляемый стресс")
http://fobii.net (сайт "Фобии - нет! Всё о диагностике и лечении фобий и панических атак")

Архив рассылки: http://stress.by/news/



Copyright (c) Радюк О.М., 2013.

Материалы рассылки распространяются на условиях Creative Commons License BY-NC-ND 3.0.

Воспроизведение, распространение, перепечатка, размещение в Internet возможно только в неизменённом виде и в некоммерческих целях; кроме того, обязательным условием является указание авторства и ссылка на сайт http://stress.by



Информация, опубликованная в рассылке, не является профессиональным медицинским советом и не может быть использована для диагностики заболеваний или лечения без предварительной консультации с лечащим врачом. Если у Вас есть проблемы со здоровьем, обязательно проконсультируйтесь у своего лечащего врача.


 


В избранное