Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск пятой недели мая 2014. Апрельские выпуски рассылки "Интерпретация проективных тестов" анонсировали семинар "Жизнь после травмы" и давали материалы раздела "По гамбургскому счёту" из этого семинара. В мае 2014 года рассылка "Интерпретация проективных тестов" вернулась в учебный график, мы раздел за разделом прочтём статью "Психодиагностика и жизнь".

Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Статья рассказывает о современных зарубежных разработках в сфере психологической диагностики: психодинамическом диагностическом руководстве PDM и операционализированной психодинамической диагностике OPD-2. В работе излагаются диагностические схемы внутреннего мира здорового человека, уязвимого человека и абъюзера, полезные для практики и прогноза в работе психолога. Уделяется значительное внимание практической отечественной психодиагностике. Статья критически рассматривает методологию психодиагностического знания, имеющуюся на сегодняшний день, обсуждает механизмы и движущие силы, которые могут определять наблюдаемые факты. Автор вводит в психодиагностику понятие конфликта лояльностей, говорит о семейном подсознании и предлагает применение уровневого подхода к психодиагностическом знанию.

Ключевые слова: психодиагностика, PDM, OPD-2, конфликт лояльностей, семейное подсознание

Текст статьи официально опубликован онлайн:  

Бермант-Полякова О. В. Психодиагностика и жизнь // Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. - ART 54461. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54461.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Психодиагностика по принципу "ассорти"

Многоосевую диагностику можно сравнить с  "ассорти", что означает "специально подобранная смесь". Это набор различных признаков, где механизм взаимодействия или причинно-следственные отношения между комплексами никак не поясняются. И если в ICD-10 и DSM-5 появление признака в наборе обосновано исследованиями, проведёнными по всем правилам доказательной медицины, то в PDM и OPD-2 оно обосновано консенсусом экспертов-клиницистов.

Согласно позиции зарубежных исследователей, поведение человека и его привычные дисфункциональные паттерны могут быть поняты и как выражение внутреннего конфликта, и как выражение внутренних структурных психических дефицитов, и как работа стратегий совладания со структурной уязвимостью. При рассмотрении осей становится очевидным, что в некоторых областях они содержательно совпадают, в некоторых пересекаются или тесно взаимодействуют друг с другом [20].

В российской практике примером психодиагностики по принципу "ассорти" является составляемый школьным психологом психологический паспорт учащегося. В нём указывают уровень актуального развития ребёнка (зрелый, задержка развития, опережение развития), состояние моторики (крупной и мелкой), характеризуют познавательную сферу  ребёнка, его высшие психические функции,  особенности личности и межличностных отношений.

В сфере ощущения и восприятия описывают представления о цвете и оттенках (сформированы, сформированы недостаточно или не сформированы), ориентацию в пространстве (ориентируется, недостаточно ориентируется, не ориентируется), внимание (устойчивое, неустойчивое, истощаемое), память (хорошая, снижения памяти, выпадения), мышление (понимание словесной инструкции, понимание элементарных понятий, установление последовательности событий, установление пространственно-временных и причинно-следственных отношений, выделение существенных признаков, понимание переносного и скрытого смысла).

Характеристика особенностей личности затрагивает состояние эмоциональной сферы (спокойное, повышенная раздражительность, слезливость, аффективность, депрессия, лёгкий переход от пониженного настроения к повышенному), способность к сотрудничеству (самостоятельный – несамостоятельный, терпеливый – нетерпеливый, внушаемый – не внушаемый, реактивный – выжидающий, понятливый – непонятливый, внимательный – рассеянный, постоянный – непостоянный, инициативный – неинициативный), настроение и социабельность (довольный – недовольный, серьёзный – легкомысленный, спокойный – вспыльчивый, весёлый – грустный, дисциплинирован  - не дисциплинирован, добросовестный  - недобросовестный), самооценку (высокая, средняя, низкая), реакцию на выполнение заданий (успешность поощряет, неуспешность отталкивает, уступчив или амбициозен, важно или неважно качество оценки), направленность личности (альтруистичность, коммуникативность), нарушения поведения (отсутствуют, неусидчивость, непослушание, драчливость).

В сфере межличностных отношений описывают статус в коллективе (лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный) и тип отношений (конфликтует, ищет компромисс). 

Диагностика по принципу "ассорти" устраняется от выявления причинно-следственных отношений, не ищет ответа на вопрос, по какому механизму взаимосвязаны подгруппы признаков в одной группе. Такой уровень диагностики Л.С. Выготский называл эмпирическим. Это психологический диагноз, который ограничивается констатацией определённых особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Второй степенью в развитии психологического диагноза он считал этиологический диагноз, учитывающий е только наличие определённых особенностей, но и причины их возникновения. Высший уровень – типологический диагноз – представляет собой динамическую картину личности, который имеет в виду её сложную структуру так, что понимание внутренней логики процесса намечает путь развития, даёт прогноз [10].

Продолжение в следующем выпуске.



Наверх

В избранное