Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели июля 2010.

© О.В. Бермант-Полякова, 2010

Чтобы отработать навык «на слух» различать действие бессознательных влечений по Сонди, освободим текст Януша Вишневского от драматизации, чтобы больше было похоже на обыденную речь, отредактируем прямую речь и потом расцветим ИСХОДНИК подробностями так, чтобы было совершенно очевидно, какое бессознательное влечение владело клиенткой в момент рассказа, - детали истории, впечатления, факты и обстоятельства, на которые обращает внимание рассказчик, «выдадут её с головой».

Исходник:

«Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, я могла бы с гордостью сказать, что являюсь подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще это было для нее неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы переживать эмоции. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефон был только у ксендза и его любовницы», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир. После года занятий английским на филологическом она стала параллельно изучать философию. Она упивалась жизнью в Кракове. Никакие значительные события в опере, драматическом театре, музее, филармонии или клубе не проходили без участия Марты.

Его я терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила нас друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами. Из-за него она перестала где то бывать. А если вдруг куда то приходила, то стояла, как серая мышка, за спиной. Я уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время была как в процессе химической реакции.»


© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.

Так звучит в рассказе клиента амплуа hy+

"Если бы Марта была уверена в том, что тест на интеллект покажет нужный ей результат, то она с удовольствием бы его прошла и я могла бы с гордостью сказать, что являюсь подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но Марта отговаривалась тем, что в неё не тесты нет времени, и вообще это было для нее неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы красиво и зрелищно переживать эмоции. Эта деревенская девушка – она не любила афишировать факт, что приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «называют модными платья, которые уже несколько лет как вышли из моды в Париже», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир. После года занятий английским на филологическом, где ей было весело в компании сокурсниц, она стала параллельно изучать философию, - в расчёте на успех в глазах мужского общества, впрочем, расчёт на философов не оправдался. Тогда она открыла для себя мир театральной богемы. Никакие значительные события в опере, драматическом театре, музее, филармонии или клубе не проходили без участия Марты. Она участвовала в шумных сборищах и банкетах, розыгрышах с переодеваниями, полуночных посиделках с режиссёрами и художниками, и упивалась жизнью.
Его она терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила их друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она видела в нём непризнанный талант, кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами. Из-за него она перестала бывать в интересных кампаниях. А если вдруг куда-то приходила, то лишь для того, чтобы рассказать о нём и «продвигать» своего возлюбленного. Она уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время жила его будущей славой, в которую верила."


© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.

Так звучит в рассказе клиента амплуа hy-

"Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, то она скорее всего скрыла бы его результаты и не знала, что делать с тем, что официально признана самой интеллектуальной женщиной в этой части Европы. Но времени на тесты у Марты не было, и вообще это было для нее неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы получше замаскироваться и спрятать себя-настоящую от глаз окружающих. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где все у всех на виду», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир, где легко затеряться, - город. После года занятий английским на филологическом, где её успехи были несомненны и где её стали хвалить, она перешла на философский, где студенты больше корпели над фолиантами, чем глазели по сторонам и судачили. Жизнь в Кракове нравилась ей тем, что никто никому ничего не должен. Она могла пойти в оперу и никто не стал бы выговаривать ей за это. Могла плакать в драматическом театре, и никто из толпы не узнал бы, кто эта девушка и не стал бы спрашивать, почему она плачет. Могла мечтать, что выступает на сцене филармонии и ей, как солисту, рукоплещет восхищённый зал. В городе ей было можно всё.
Его она терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила их друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она слушала его затаив дыхание. Чем более хвастливыми и лживыми были его речи, тем больше она верила его басням. Она даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими историями. Из-за него она перестала где- то бывать, - ей было достаточно слушать его россказни. А если вдруг куда-то приходила, то стояла и восхищённо смотрела, как он выступает. Она уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – её мысли, её вдохновение, её фантазии, её внимание, всё её существо было приковано к нему."


Так выглядит реальный запрос от клиента, который испытывает мучительную амбивалентность hy+-

http://community.livejournal.com/ru_psiholog/1143183.html

Здравствуйте, у меня такая проблема. Я была бы признательна, если бы вы могли указать пути к ее решению. Очно обратится к специалисту пока не могу - очень стесняюсь.
Долго размышляла, в чем причина неудачи в личной жизни и в отношениях с любимым, которые были идеальными, а по моей вине превратились в нервотрепку. И вот методом проб и ошибок я поняла, что причина в . . . моих двойных стандартах. Дело в том, что я верующий с детства человек, воспитанный строго в высокоморальных традициях, в семье, где от слова “секс” даже кошки закрывали уши и шли в туалет топиться. И ещё я буквально с детства имею повышенные сексуальные потребности: начала искать возможности читать неприличные книги и смотреть неприличные фильмы лет с 11(чувствовала себя дессидентом, и была бита, когда меня подлавливали)и т.д. . Это не значит, что я распущеная, наоборот я засиделась в девках до 20 лет. Однако сексуальные фантазии меня очень часто посещали, и я испытывала тягу к порнографии, которая к моему стыду есть и сейчас - правда она трансформировалась в извращенные формы.(я долго и длинно пишу, чтобы вам было понятнее, извините). Оргазма с мужчинами не испытывала никогда. Да и контактов было не много. Первый сексуальный опыт был крайне неудачным - меня изнасиловал человек, с которым я встречалась и сразу же бросил. Потом еще были неудачные попытки построить отношения. Сейчас я живу с молодым человеком, которого очень люблю. Для меня приоритет в жизни - семья, дом, дети, верность. И вот эти сексуальные фантазии(без особенных извращений, они включают лишь повышенный мужской интерес ко мне, в частности групповой секс), которые посещают меня несколько раз в неделю, как- то в мою личность не вписываются. Мой молодой человек очень сдержанный в этом плане и очень верный и порядочный. Для семьи он подходит идеально. Но в сексе мне чего- то не хватает. Как- то хочется разнообразия. И возникают очень навязчивые фантазии. Я пытаюсь их загонить внутрь себя. Никому о них не рассказываю - стыдно. Это ещё пол дела, что я скрываю, это бы было сущим пустяком, если бы я при этом не стала ханжой. Я извела мужа разговорами о нравственности, всеми силами доказываю свою душевную чистоту, непорочность. Даже маленький намек на фривольность на экране или в интернете в присутствии моего мужа вызывает у меня праведный гнев и чуть ли не крики с обвинениями в моральном разложении. Вот так. Прямо из глубины души идет это неприятие секса и порнографии в присутствии близкого человека, а наедине все совсем не так. Я чувствую себя двуличной тварью. И что с этим делать? Я бы хотела быть не такой заинтересованной в сексе. Но либо плохо стараюсь, либо не могу. Я хочу семью, детей, верного и надежного мужа. Однако в своих фантазиях я чуть ли не проститутка и порнозвезда. И как тут быть? Я, глядя на себя, начала думать, что и мужчина мой может что- нибудь такое скрывать, например любовницу. Или неприличные мысли, или похоть (а это для меня неприемлимо, для меня супружеская верность превыше всего)или тоже порно смотрит втихаря. Начала его подозревать в потенциальной измене только потому, что сама в принципе на нее способна. И вот что с этим делать? Самое смешное, что мой муж ни сном, ни духом об истинных причинах моего нервозного состояния. И он человек очень высоких моральных принципов, не то что я. Я даже не знаю, как вы можете мне помочь, но хотелось бы услышать комментарий знающего человека. Я запуталась.
Потому что так как я живу это получается, что мне можно, а ему нельзя - а это неправильно и нечестно.
Что мне с этим делать? Как можно из всего этого выпутаться? Как можно попытаться разрешить это внутреннее противоречие, не причинив вреда ни себе, ни людям? И какие у вас есть по этому поводу мысли, что вы можете сказать в целом?

Resume:

hy согласно Сонди, биологическими корнями уходит не в детский опыт и не в опыт сепарации от родителей и утверждения своего места в мире, а в глубинные слои психики, в инстинкт самосохранения. Демонстративность и стыдливая застенчивость рассматриваются как два способа справиться с тревожной небезопасностью, где первый – ошеломить, «напасть первым», ошарашить, произвести яркое впечатление, а второй – притвориться мёртвым, убежать, затаиться, спрятаться.

Амплуа hy+ описывает тщеславного и демонстративного человека, склонного выставлять себя напоказ

Амплуа hy- описывает застенчивость вплоть до паники, страх раскрытия, бегство в мир лжи, создающей своеобразную «дымовую завесу», скрывающую истинное Я

Амбивалентное hy+- это моральная дилемма, проявляться во всём своём естестве или прятать свои экзистенциальные и сексуальные тенденции от окружающих

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное