Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели ноября 2008.
Второй пример безрезультатной психотерапии.
Все цитируемые признания взяты из открытого источника: Живого Журнала в интернете, сентябрь-октябрь 2008 года.

Обращение в сообщество «Сами себе психологи»:

Здравствуйте!
Может кто знает, как справляться со своими страхами?
Страхи начали одолевать меня после несчастного случая, произошедшего с моим ребенком. После этого у меня начались панические атаки. Сначала было тяжело. Я прошла курс психотерапии, пропила лекарства. Панические атаки не ушли, но я научилась с ними справляться, и даже вести более менее нормальный образ жизни. Летом мы решаемся поехать к морю, меня накрывает страх, что опять что-то случится. И в итоге мы попадаем в аварию, не в значительную, но довольно неприятную. А на следующий день мужа хватает приступ почечной колики. Спустя месяц умирает моя бабушка.
Это все явилось причиной моих страхов. Что же будет еще. Я живу, с опаской оглядываясь назад, у меня столько появилось "а вдруг". Мне просто страшно жить....
2-го января мы летим путешествовать по Индии. Но грезы о путешествии перекрывают сильные страхи. Панические атаки участились. Думаю о полете на самолете, о болезнях, которые могут быт в Индии, о авариях, о том, что можно утонуть в океане, о цунами, о том, что если ребенок потеряется, заболеет, а если с ним опять случится что-то страшное.... От этих мыслей я начинаю задыхаться, мне физически не хватает воздуха. Я просто устала...

Вопрос он-лайн консультанта сообщества Ольги Викторовны Бермант-Поляковой:

Добрый вечер!
Помогите определиться с оценкой тяжести вашего состояния: речь идёт о паническом расстройстве (эпизодическая пароксизмальная тревога), не отягощённом агорафобией и функционально-неврологическими симптомами, я правильно понимаю?
Прочитала ваш ЖЖ, посмотрела ваши фотоработы. Депрессия, паранойя, нудизм и лёгкие наркотики были частью вашей жизни и до трагических событий на Кипре, верно? Как интерпретировал психодинамику вашего расстроенного душевного состояния психотерапевт, к которому вы обращались? Как вы сами видите психодинамику своего заболевания? Увидела, что в одном из комментариев вы отвечаете: "Мне довольно тяжело давалась психотерапия. Особенно когда начался глубинный анализ. Это был такой прессинг. Поэтому мне сейчас сложно возобновить лечение". ОК, это ваше решение.
Психотерапевт научил вас снимать пиковое состояние без фармакологии, с помощью дыхательной техники?

Ответ:
Да, речь идет о паническом расстройстве, вегетативном кризе. Нет, агарофобией не отягощена, а вот что такое функционально-неврологический симптом, я не совсем понимаю. Если это истерия и т.п. то этого нет. Диагноз ВСД сначала поставил участковый невропатолог. Назначили транквилизаторы, сонопакс, но я его плохо переношу,даже четверть. От него у меня еще больше паника начиналась, вплоть до потери сознания. Другой врач подобрал мне беллатоменал. Принимая его я чувствовала себя хорошо. Но когда перестала, спустя месяц опять случился приступ.
Депрессия, паранойя, (нудизм :) вот не понимаю, почему он оказался в этом списке) и лёгкие наркотики были частью моей жизни до Кипра. Более того, первый приступ произошел за год до произошетшего на Кипре. Он был такой силы, что пришлось вызывать скорую, потому что мне свело все конечности в судорге, я не могла пошевелиться. Это все случилось после ночи загула по клубам и выпитого немеренно количества водки с редбулом.
С психотерапевтам мы не закончили, я по своей инициативе прервала лечение. Мне это тяжело давалось. Она же говорила, что нужно еще работать. Сама я свое состояние не могу оценить объективно :) Когда нет приступов, мне кажется, что я здорова. Как только приступ случается, я обещаю себя, что с этим что-то буду делать.
Приступы я научилась снимать сама. Просто начала прислушиваться к своему телу, как ему наиболее комфортно во время приступа. Иногда это ходьба, иногда нужно наоборот лечь, недвигаясь совсем. Ну и таблетка анаприлина во время приступа.
Вроде я ответила на все вопросы :)

Он-лайн консультант сообщества «Сами себе психологи»:


"Мне это тяжело давалось. Она же говорила, что нужно еще работать". Я так и не сумела взять толк, с чем именно работала ваш психотерапевт. Психодинамика - это причинность нарушения. Как она интерпретировала вам ваш центральный динамический конфликт? Как депрессию, злость направленную на себя? Тогда она прорабатывала в терапии вашу бессознательную враждебность к самой себе. Тогда паническая атака - возмездие за удовольствие, которое вы испытываете. Как паранойю, проекцию враждебности на других? Тогда вы должны были вместе обсуждать фантазии возмездия, ригидные структуры Супер-Эго и ограничивающее убеждение "мир вокруг опасен". Паническая атака с этой точки зрения понимается как сильный агрессивный импульс внутри вас, который душа не в силах выносить.
Как семейную патологическую роль старшей дочки (если я правильно понимаю) такого-как-у-вас (не буду конкретизировать, но пост про мусоровоз прочла) папы? Тогда психотерапия сфокусирована на конфликте мужского и женского начал, которые нужно привести к согласию. Паническая атака у девочки "мужского склада" тогда интерпретируется как невротический способ восстановить женское, слабое мироощущение.
Как супружескую ригидную роль ведомой жены, недореализованной в лидерской роли? Тогда это вопрос нюансов семейной системы, где муж прячет свою слабую и зависимую часть, боится, что его посчитают неудачником, а ваша инициативная часть в браке не может реализовать себя и с ума сходит от страха, что муж ушёл к другой. И т.д. и т.п. и т.д. и т.п.

Я предположила, что психотерапевт видела динамику и причинность одним образом, а вы - другим, и поинтересовалась вашей точкой зрения :)


Ответ:

Я не так сначала поняла ваш вопрос про психодинамику. Психотерапевт интерпретировала мои состояния и как злость направленную на себя, и как роль папиной дочки, и как конфликт мужского и женского, и как роль ведомой жены. Разбирались все варианты. Так же был вариант, что у меня сработал механизм самоконтроля (были в молодости проблемы с героином). Вследствие чего я чувствую постоянное физическое напряжение в теле, и даже не могу крикнуть в целях терапии. Даже когда остаюсь одна. Да, наши взгяды на психодинамику не совсем совпадали. Я готова была согласиться с ней, что причиной является злость, направленная на себя, что это механизм самоконтроля, но я категорически не соглашалась с ней, что мой муж может иметь к моим состояниям какое-то прямое или косвенное отношение. Мне всегда козалось, что у нас может не идеальные, но лучше, чем у многих, отношения.
А про нудизм услышать интересно :) а то меня прям немного задело соседство его в таком списке :)

Да, и еще забыла. Как вариант я высказала психотерапевту свою версию. Заключается она в том, что у меня куча незаконченных дел. У меня слабая мотивация, чтобы закончить их. И получается наподобие эффкта Зейгарника. Меня это постоянно беспокоит. И я все время хочу загрузить себя всякого рода делами, чтобы не думать о своей болезни. Но в итоге сижу сиднем, и ничего не делаю.

(обмен письмами в личной переписке)

Он-лайн консультант сообщества «Сами себе псхиологи»:

Добрый вечер!
Суровая (или суровый) у вас психотерапевт. Пожалуй, соглашусь с вашей оценкой "Мне довольно тяжело давалась психотерапия. Особенно когда начался глубинный анализ. Это был такой прессинг". Я думала, вам интерпретировали ИЛИ депрессию, ИЛИ паранойю, ИЛИ фиксированную роль из детско-родительских отношений, ИЛИ фиксированную роль из супружеских, но никак не всё вместе.Я проинтерпретировала вам в личной переписке compartmentalization, и поскольку вы согласны, что нечто такое имеет место быть, давайте двигаться дальше.

Прежде всего, позвольте обратить ваше внимание, что на уровне моторики среди людей есть не только праворукие и леворукие, но и амбидекстры - у которых обе руки ведущие. Соответственно, у них оба полушария головного мозга доминантные, каждое в своём виде деятельности. На уровне отношения к происходящему (не моторики и органики, а психики) тоже есть нечто подобное. Правильно это называется ТИП ПЕРЕЖИВАНИЯ, он обычно мыслительный или сопереживательный, однако есть довольно значительная группа людей, которых в психодиагностике называют АМБИТЕНДЕНТНЫМИ, это когда ведущего типа переживания нет. Позвольте мне здесь не развивать тему, что такое ТИП ПЕРЕЖИВАНИЯ, об этом можно почитать в выпуске рассылки "Интерпретация проективных тестов", если хочется разобраться поглубже. Для проблемы, которую мы обсуждаем, важно понять, что вы одно и то же переживаете всегда И обдумывая, И откликаясь, тогда как большинство людей переживает, В ОСНОВНОМ, обдумывая или В ОСНОВНОМ, откликаясь. Это достаточно энергозатратный способ жить, поэтому амбитендентные люди по определению более уязвимы.
В дополнение к сказанному, близкие люди обычно хорошо знают, что вы будете делать в стрессовой ситуации и могут предсказать, станете вы ОБДУМЫВАТЬ, что делать по новому поводу (или ЭМОЦИОНАЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ на новый повод). Постоянство - залог предсказуемости, а предсказуемость - основа устойчивости взаимоотношений. От амбитендентных людей никогда не знаешь, чего ждать. Бессознательно амбитендентный по типу переживания человек решает ради сохранения взаимоотношений "хромать на одну ногу" и запрещает себе переживать одним из способов. Более короткой дороги к неврозу трудно придумать.

Иные практикуют оба типа переживания, для чего развивают стратегию совладания, называемую compartmentalization. "Куча незаконченных дел" и сидение сиднем - следствие псевдорешения проблемы амбитендентности, и, скорее всего, ваш случай. Проблему бездеятельности вы вполне можете разрешить самостоятельно, для этого нужно дела из списка разнести по категориям важное и срочное и раз и навсегда договориться, что сначала вы делаете важное и срочное, потом неважное и срочное, после важное несрочное, а неважное несрочное оставляете на авось, небось и как-нибудь :) Это основы time-management и первый шаг от хаоса к душевному порядку.

Это, чтобы мы с уважением отнеслись к продолжению разговора, где панические атаки начались, по вашим словам, "после несчастного случая" (осмысление проблемы) и "первый приступ произошел за год до произошедшего на Кипре" (чувствование проблемы). С большой долей вероятности можно сказать, что переживаете вы свою болезнь - панические атаки - тоже амбитендентно.

Возвращаясь к реплике "Депрессия, паранойя, нудизм и лёгкие наркотики были частью вашей жизни и до трагических событий на Кипре, верно?" Скажу сразу, что практикую в Израиле и отношусь к числу психотерапевтов gays-friendly, то есть психодинамику отношения к меньшинству знаю из первых уст. Нудисты представляют собой социальное меньшинство и страдают от ксенофобического, зачастую резко неодобрительного отношения к ним окружающих. Сын пошёл в школу, и родители его одноклассников относятся к большинству, а не к меньшинству, что бы мы там не говорили, ваша семья привозит из отпуска совсем другие фотографии по сравнению с одноклассниками.
Публичное обнажение могло стать одним из стрессогенных факторов для развития панических атак, потому я и назвала его в перечне отягчающих картину расстройства обстоятельств.

Вы умная женщина, амбитендентность это как темперамент и тип переживания не меняется. Жить по списку дел - это крайность, надеюсь, до такого у вас не дойдёт. Терапевтическая интервенция в ситуациях, схожих с вашей - это разрешить себе написать такой список хотя бы однажды. ВОЗМОЖНОСТЬ успеть всё, потому что есть МЕСТО ВСТРЕЧИ для противоречивого содержания, запускает процесс исцеления.

Вы не моя пациентка, и мне приходится с вами проходить эти вещи галопом, но длить страдание другого человека, когда знаешь способ ему помочь, это malpractice.
С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Ответ:
Спасибо Вам большое, что уделили мне внимание :)
Ну и как же быть в случае, если <…>

Ну и как же быть в случае, если Он-лайн консультант сообщества «Сами себе психологи»:

Доброе утро!
Я не знаю, по каким причинам ваша психотерапевт "настаивала" на какой-то версии. Обсуждать действия коллег не совсем этично, поэтому скажу о своём опыте (я получила западное психоаналитическое образование и практикую как психолог уже достаточное время, чтобы иметь основания для того, что сейчас скажу): настаивать бесполезно. Кроме конфронтации с вами, чувства "прессинга" в вашей душе и того, что вы бросили терапию, она ничего настаиванием не добилась. Возможно, это было сделано от бессилия, вроде бы перебрали все динамические причины вашего состояния, а вы паникуете и паникуете, отказываетесь выздоравливать! Обидно! Я иронизирую, и это горький смех, потому что психотерапия есть РАЗРЕШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА. А вы его в психотерапии не только не разрешили, но даже не обозначили. Отношения с мужем не могут быть вашим внутренним конфликтом, извините за супервизорскую прямоту, поэтому психотерапия ваша ещё и не начиналась.

То, о чём я говорю с вами, про тип переживания и защиты по типу раздельного мышления, compartmentalization - это psychoeducation, помогайте мне с адекватным переводом на русский язык. Работа по psychoeducation направлена на то, чтобы вы могли описать саму себя, ваш внутренний мир в психической ипостаси, а не в телесной. Паническая атака - это язык тела.

К центральному динамическому конфликту в рамках интернет-консультации, увы, не подобраться. Здесь нужна психотерапия или - как вариант, Роршах-тест. Три часа углублённого психодиагностического исследования. Разбираться надо, но увы -клинику я могу показать вам только на фотографии, здесь
http://m-d-n.livejournal.com/26862.html


Ответ:

Да, я понимаю, что по интернету сложно вести такую работу :( А в Израиле может и будем в марте, с друзьями едем в гости. Тем более что сейчас для России визы отменили вроде.


Дополнение ко второму примеру. Медицинская практика.

Оксана Редчиц, канд. мед. наук:

«Едва ли можно сказать со стопроцентной достоверностью какой метод психотерапии предпочтительней при том или ином расстройстве. Каждый психотерапевт выбирает из тех методов, которыми владеет. Я за 11 лет практики пролечила несколько сотен пациентов с паническим расстройством и агорафобией (сначала это была тема кандидатской, а потом их направляли ко мне по инерции). Как правило, это было сочетание фармакотерапии и ПТ. В качестве основного психотерапевтического подхода использовала психодинамическую терапию. Эффект почти всегда положительный, но выраженный в разной степени. От полного исчезновения симптоматики, даже тяжелой и длительной (с сохранением эффекта в катамнезе), до уменьшения частоты и тяжести панических атак при сохраняющемся избегающем поведении. Это зависело от многих факторов: тяжесть симптоматики, длительность течения расстройства, степень выраженности нарушения социальной адаптации, личностные особенности, условия жизни, наличие или отсутствие поддерживающего окружения.
Однако, когда длительность расстройства превышает 10 лет (при наличии агорафобии), зачастую происходят НЕОБРАТИМЫЕ изменения, как внутри психики пациента, так и в его связях с ближайшим окружением. Эта система становится настолько устойчивой, что ее невозможно устранить, не сломав. В данный момент у меня есть двое таких пациентов под постоянным наблюдением. У одной срок заболевания 18 лет (с 30-ти до 48 лет), у другого - 37 (с 18-ти до 55). Оба в настоящее время на инвалидности. Несмотря на утверждение уважаемого мной А.Б.Смулевича, что такие пациенты однозначно страдают шизофренией, признаков шизофрении у них не обнаруживается (их смотрела не только я, длительный катамнез подтверждает). Но симптоматика устойчивая. Все стандарты лечения соблюдены. ПТ используется и дает ослабление симптомов. Но и только...
Интересно, что один из этих пациентов (мужчина с 37-летним стажем заболевания), после 2-х месяцев психотерапии, сказал: «Я добился того, чего хотел (стал спокойно оставаться дома один, и передвигаться на любые расстояния в сопровождении жены), а большего мне не нужно. Я уже 15 лет хожу только с женой и теперь уже не могу представить, как жить по-другому». Он единственный, кто это вербализовал, другие этого просто не осознают. Бывает, что структура семьи пациентов полностью построена на их связке с фобическими партнерами (чаще супругами, реже родителями или детьми). Тогда вся эта система будет сопротивляться вмешательству.
Возможно я излишне пессимистична, но мой опыт говорит, что иногда мы бессильны излечить пациента и можем предложить ему только поддерживающую терапию. Эти случаи редки, но сталкиваясь с ними, лучше понимать границы своих возможностей, чтобы избежать лишней фрустрации».

Вот её словами, что профессионалу нужно ПОНИМАТЬ ГРАНИЦЫ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, я и хочу завершить подборку материалов по теме безрезультативной психотерапии.
Психотерапевт, который работает в одиночку, без второго мнения смежников (психиатров, педиатров, гомпеопатов, психологов-психодиагностов, психологов-супервизоров) и без их помощи, ограничен в своих возможностях. Одна голова хорошо, а две лучше. Если бы психоаналитик из первого примера вовремя признала своё бессилие и запросила психодиагностику по «трудной» Tanselle, глядишь, и не пришлось бы двенадцать лет (!) анализировать.

В очередных выпусках рассылки – курс по ISTA для начинающих психологов-практиков.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное