Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели ноября. Пример У.

Чтобы научиться интерпретировать проективные тесты, нужна практика. Мы практикуемся по картинке, условно названной «Садовник», отрабатывая одну и ту же схему – психоаналитическую. В выпуске от 4 сентября даны картинка и подборка рассказов по ней.

Пример У.

Человек занят резкой деревьев. Он обрезает большую ветку. Если он обрежет её, он много потеряет. Она уже не сможет приносить пользу.

Тестирование на вступительных экзаменах в университет – не инициатива клиента. Он сотрудничает, потому что его к этому вынуждают. Кто-то сотрудничает, а кто-то сопротивляется. В приведённом примере текст свидетельствует о сопротивлении тестированию. Рассказ представляет собой послание психологу. Этот вывод сделан отчасти по оформлению работы – большие, демонстративно печатные «примитивные» буквы, а отчасти на основании звучащей в рассказе угрозы Садовнику, что он много потеряет.

Анализируя рассказ, мы отмечаем застревание (персеверацию). Это происходит, когда сильный аффект дезорганизует когнитивные процессы и нарушает способность переключать внимание. Звучит также мысль о том, что автор не видит других способов приносить пользу (отпиленная ветка без листьев, вероятно, сухая. Она могла бы пригодиться для костра, если уж рассуждать в конструктивном ключе). В реальности, обрезая сухие ветки, Садовник мало что может потерять.

Пример С.

Человек, который хочет подрезать дерево. Не понимаю, зачем ему это. Чёрное это какой-то глаз. Есть ещё лестница, он не пользуется ей. Чтобы сделать свою работу, ему нужно подняться на одну ступеньку по этой лестнице. Чёрное это какой-то глаз, который на него смотрит.

 Ещё один рассказ где, на первый взгляд, проявлена адекватная оценка реальности и дан стандартный сюжет про садовника за работой. Дальнейшая разработка сюжета нестандартная. Чёрный круг на рисунке (который иногда воспринимают как раму картины, рамку или окно), автор воспринимает как ГЛАЗ, который смотрит на садовника. Воспринятый образ не соответствует контурам пятна и говорит о психотическом качестве восприятия. Можно предположить, что ситуация тестирования (психолог подглядывает за абитуриентами) эмоционально перегружает автора рассказа.

С уважением,

Ольга Бермант-Полякова



Наверх

В избранное