Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Психодинамическая интерпретация в примерах

Добрый день, уважаемые читатели!
Темой марта месяца в нашей рассылке была «Психодинамическая интерпретация». К сожалению, статус «Бронзовой» не позволял прикреплять к выпускам дополнительные файлы, и мы ограничились перечислением, не углубляясь в подробности. Восполняем этот досадный пробел.
Ближайшие четыре выпуска будут посвящены примерам психодинамической интерпретации любви и зависимой личности, взятым из классических текстов. В приложении к сегодняшнему выпуску мы цитируем Ф. Перлза.
Важно понимать, что динамическая модель функционирования психики – это общая концепция, которая может быть наполнена различным содержанием.
Согласно фрейдистской психодинамике, людьми управляют врождённые инстинкты, агрессивные и сексуальные. Они проявляют себя как потребности. Не все потребности человеком осознаются. По Фрейду, человек в процессе развития научается достигать компромисса между требующими немедленного удовлетворения потребностями и реальностью социального взаимодействия.
Неофрейдистская, или межличностная, психодинамика Гарри Салливана, Карен Хорни и Эрика Фромма считает движущими силами психики потребность в безопасности, то есть в принятии и одобрении со стороны других людей. Желания ребёнка не всегда согласуются с требованиями находящихся рядом значимых взрослых, поэтому ребёнок в процессе развития научается соотносить свои желания с желаниями других людей.
Экзистенциальная динамика, в отличие от психоаналитической, не порождается развитием и событиями прошлого. Согласно экзистенциалистам, движущими силами психики является столкновение человека с данностями бытия: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью существования.
Психодинамика гештальта, которую разрабатывал Фриц Перлз, утверждает, что человек неотделим от ситуации взаимодействия с окружающей средой. Суть динамики в стремлении гештальта к завершению. После того, как гештальт завершён, потребность отступает на задний план, освобождая передний для вновь появившейся необходимости – избавиться от излишков или восполнить дефицит.
Продолжение темы «Психодинамическая интерпретация в примерах» на этой неделе.
С уважением, Dr Olga
www.rorschach.ru
Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Синдромальный диагноз: патологическое слияние Цитируем по книге: Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. – СПб: изд-во Петербург-XXI век, 1995. – 448 с.
Слияние патологично только когда оно поддерживается как средство предотвращеня контакта... Патологическое слияние – это такая ситуация, в которой составляющие части, ранее дифференцированные и отделённые друг от друга, совмещены и удерживаются вместе, будучи изолируемы от «игры» дальнейшего опыта. Это «связывает энергию», буквально, связывает актуальную и потенциальную деятельность обеих частей таким образом, которые делает невозможным их дальнейшее функциональное использование в организме.
Рассмотрим, например, структуру какого-нибудь хронического запрещения. Предположим, человек сдерживает рыдания посредством произвольного сокращения диафрагмы, и это становится привычным и неосознаваемым. При этом организм теряет обе функции: человек... не может ни рыдать, ни свободно дышать. Не будучи способным выплакаться, он не освобождается от своей печали, не может покончить с ней, он даже не может толком вспомнить, какая потеря вызывает его печаль. Тенденция рыдания и препятствующее этому сжатие диафрагмы образуют устойчивую линию борьбы действия и противодействия, и это продолжающееся состояние войны изолировано от остальной части личности.
Задача психотерапии, очевидно, состоит в том, чтобы вернуть демаркационную линию – сознавание частей как частей, в данном случае – плача и сжатия диафрагмы. Плач – естественная потребность человеческого организма, пережившего потерю. Агрессия против плача, в данном случае – сжатие диафрагмы, - стало необходимым только из-за установления слияния с «авторитетами», которые запрещают плакать....Разрешение должно включать не одну, а обе стороны конфликта: печаль будет разрешена выплакиванием её раз и навсегда, агрессия против плача – бунтом против авторитетов.
...Люди, которые живут в нездоровом слиянии друг с другом, не вступают в личный контакт. Это обычная болезнь браков и длительных дружб. Партнёры в таком слиянии могут перенести не более чем мимолётное различие взглядов или вкусов. Если проявляется более серьёзное различие взглядов, они не могут проработать его до достижения подлинного согласия или согласия на разногласие. Они должны восстановить потревоженное слияние любыми возможными средствами либо разойтись до изоляции, при этом они будут дуться, отворачиваться друг от друга, обижаться, или любыми иными способами перекладывать на другого задачу примирения. Если же не удаётся восстановить слияние, отношения становятся враждебными, или пренебрежительными, или в иной форме лишающими другого права на внимание.
Чтобы восстановить потревоженное слияние, человек пытается либо приспособить себя к другому, либо другого к себе. В первом случае он становится соглашателем, пытается примириться, беспокоится по поводу малейших разногласий, нуждается в доказательствах полного приятия, человек готов отказываться от своей собственной индивидуальности, ищет благосклонности, впадает в рабство. В другом случае, когда человек не выдерживает противоречий, он начинает уговаривать партнёра, льстить ему, принуждать или запугивать.
Если люди находятся в контакте, а не в слиянии, они не только уважают мнение своё и партнёра, свой и чужой вкус, ответственность, но также приветствуют оживление и возбуждение из-за возникающих разногласий. Слияние ведёт к рутине и застою, контакт – к волнениям и росту.
Разумеется, в браках и старых дружбах может быть и здоровое слияние, когда это означает надёжное принятие как само собой разумеющегося, что другой – «второе я». Но это принятие должно оправдывать себя, как любая другая здоровая привычка, подвижной полезностью в обеспечении удовлетворения и роста.
Наиболее важный случай личного слияния – неосознаваемая идентификация... Вся общественная солидарность опирается на отождествление с нашими близкими, с нашими профессиональными ролями, партиями, языком и прочее. Это составляет то «мы», которое расширяет «я». Как всё ассимилированное, отождествления становятся неосознаваемыми, но они здоровы только в том случае, если при необходимости могут быть вновь замечены и затем подтверждены, изменены или отвергнуты.
Межличностное слияние – разновидность транса или гипноза. Мы все суггестивны в этом смысле, но защитой является доступность внушаемого сознаванию и способности оценивать эмоциональную привязанность к другому.
...В заключение этого обсуждения мы предлагаем вам рассмотреть вину и чувство обиды как симптомы нарушенного слияния. ...Цель этих безосновательных претензий к себе или к партнёру – вина или обида – в том, чтобы восстановить нарушенный баланс и исправить невыносимую ситуацию нарушенного слияния. Но в таком случае избегается актуальный контакт с другим человеком как личностью, примет ли этот контакт форму взрыва гнева, акта благородного понимания и прощения, возможности радоваться чужой радостью, честности с собой, или любого другого возможного действия в там случае, если оно не последует рабскому восстановлению статус-кво.
...Виновный и обижающийся по большей части переплетены друг с другом. Они зависят друг от друга... Эти люди боятся, что если определённое слияние будет разорвано, то – какой бы бесконтактной и «непитательной» ни была эта эмоциональная связь, - они останутся полностью непоправимо лишёнными питания!
... Вина – это стремление наказать себя, когда человек принимает на себя ответственность за прерываемое слияние. Обвинение (и обида) – это требование, чтобы другой человек чувствовал себя виноватым. И то и другое является сопротивлением по отношению к контакту, сознаванию и дифференциации. Они прилипают к объекту в изоляции от основного опыта. И то и другое пронизывает собой всякий невроз.
Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics

Наверх

В избранное