Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология влияния: практическая версия


 

Психология  влияния:  практическая версия

                                                          Выпуск - 122

 

Вот такая вот «субмодальность» в сорок лет!

Есть два переживания, одно из которых неприятно. Надо изменить отношение к этому переживанию, и сделать это, изменяя впечатления слухового, визуального и аудиального порядка. Предложенная схема не оригинальна, хотя в таком виде, в котором она преподносится во многих, а может и во всех учебных пособиях, невероятна! Тот, кому хотят помочь, обязательно должен обладать воображением и непременно уметь манипулировать с квадратными экранами, чтобы потом поверить, что его отношение к его переживаниям изменилось. Рациональное в этой технике есть: действительно, когда происходит наложение на один контекст содержания переживаний из другого контекста, отношение к событию или впечатлению от событий меняется. Насколько, - это другой вопрос, но в любом случае бесследным такой эксперимент не остается.


 

Был случай с молодой девушкой, когда помимо других техник, естественно вписалась эта техника — с манипуляцией так называемыми в НЛП субмодальностями, но без каких-либо рамок и иных искусственных допущений...

Она потеряла близкого человека. Какое-то время прожила на антидепрессантах, потом прошла терапию, но образ ушедшего навсегда человека не покидал ее. Особенно трудно было ночью, если вдруг просыпалась посреди темноты и, как ей казалось, падающих на нее стен, и помнила какое-то время, как кто-то кричал ее голосом. Она жила одна, никто не подходил к ее постели, никто не мог проявить беспокойства, утешить. Она тоже не сомневалась, что будь рядом хоть одна живая душа (кроме кошек и собак — по ее уверению), ей было бы легче и, вероятнее всего, память сработала бы окончательно, вытеснив в прошлое все образы, а за ними — остроту переживаний.

...После того, как девушка перешла к воспоминаниям, в момент яркой визуализации образа дорого ей человека, она согласилась со мной, что имеет полное право бесконечно долго созерцать этот дорогой ей портрет человека, словно он висит на стене. Она вспомнила тут-же, что у нее на стене в гостиной висит-таки фото этого дорого человека — оно в рамке; вот только тот портрет, который она сейчас созерцает, не такой — он более естественен, более важен. Вот тут я пустился в пространные рассуждения о свойствах рисованных и фотографических запечатлений человека, мы увлеклись фантазиями о том, как бы она написала этот портрет, если бы в свое время закончила художественную школу, и вообще, если бы имела привычку все доводить до конца; тут мы затронули и характерное для нее непостоянство во всем — практически во всем, - и она призналась, что все в ее жизни происходит само собой, а потом добавила, что и смерть эта произошла без ее участия... (?!) Однако же я вернул ее к замыслу написать в воображении портрет дорого человека и хотя бы сейчас это дело довести до конца. Она согласилась и мы увлеченно трудились над изображением важного человека. Вначале она творила маслом, потом увлеклась пастелью... В конце концов я убедил ее, что графически получается более естественно, потому что точнее выражает характер человека. Она удивилась такой точной интерпретации, согласилась со мной с удовольствием. Потом мы писали другие портреты, вспоминали их совместное прошлое и она все видела в графическом изображении...

Я здесь намеренно опустил большое количество других нюансов, чтобы осталось место для иллюстрации исключительно техники работы с субмодальностями. Хочу сказать обязательно, что результат был достигнут не только благодаря использованию указанной техники, а вкупе с другими возможностями манипулирования сознанием. На следующей нашей встрече она рассказала, что увлеклась всерьез графикой, что написала портрет дорогого ей человека, который покажет мне, если я захочу, и что ночью спит без пробуждения, однако не как раньше — по восемь часов. Теперь ей хватает шести.

И другой случай.

Это был мужчина возраста сорока лет, или около того. Он пришел с диагнозом депрессия, с чем мне пришлось сразу непременно согласиться, чтобы не лишать его чувства последовательности в борьбе с болезнью: первый доктор ставит диагноз и отправляет восвояси — лечиться медикаментозно; второй терапевтирует долго и в конце, после небольшого конфликта, предлагает найти другого доктора... Теперь надо разобраться, что означает для этого человека такое модное и загадочное, важное и многозначительное слово «дЭпрЭссия»?

Здесь, конечно же, не стану описывать длительный скрупулезный исследовательский процесс, благодаря которому он постепенно потерял все свое трепетное отношение к дЭпрЭссии и увлекся исключительно одним эпизодом в своей жизни — это когда он подходит к зданию, в котором работает. Он вдруг снова пережил «какую-то непонятную внутреннюю дрожь», невероятное желание бежать прочь — куда глаза не глядят — «хоть в Неву, хоть об стенку». Зациклив его на этом визуальном ряде, я предложил надеть воображаемые очки — посмотреть на все в темных очках; а разве кто усомнится в том, что если сам плохо видишь окружающее, то и окружающие тебя плохо видят, или могут вообще не заметить... Он ухмыльнулся, но согласился, что вечером, особенно в холодную пору года, когда выходит с работы, всегда темно... и спокойно... на душе. Но ведь зимой и по-утрам бывает темно? Он согласился, все пребывая в мире своих грез. Он согласился, что зимой почему--то легче ходить на работу. Вот тут я ему и предложил вспомнить все, что было связано с этой работой. И он сказал, что вспомнить нечего, потому что «это сплошной мрак». Несмотря на такой неутешительный вывод, он... порозовел, как подросток в предвкушении уикенда без родителей... Тут я себе позволил подсунуть ему вымышленные собственные воспоминания о недавней поездке в те места, о которых говорят много в привязке к модникам сегодняшнего времени, которые могут скучать от скуки больше, чем от безделья... Он заулыбался, а в конце мы просто поболтали о прошлом, когда можно было «не зависеть от условностей». Трудно понять, что именно он вкладывал в это слово «условность», но во всяком случае не то же, что в Депрессию. В результате этой незатейливой беседы он спешно уволился с этой работы, потому что в это же день созвонился со старым приятелем, которого вспомнил после нашей встречи, и тот предложил ему другую работу...

Вот такая вот «субмодальность» в сорок лет может cлучиться...

                                                   ___________________________

 

            Азарян Александр   azaryan@bk.ru

Сайт: http://www.azaryan.narod.ru


В избранное