Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология влияния: практическая версия


 

Психология  влияния:  практическая версия

                                                          Выпуск - 121

 Сколько будет дважды два…

Ну что можно сказать отцу десятилетнего парня про то, почему пацан врет по поводу и без повода? Врет не из интереса к искусству лжи, а просто – чтобы выжить, чтобы хоть на некоторое время отсрочить непременную ругань и назидание! Врет, чтобы верить в собственные фантазии, а потом принять наказание за этот смертный грех!
--…Я заправляю постель мамы,- говорит парень, а потом спешит уточнить, - когда она уходит на работу. Она торопится и не успевает.
-Ты ждешь от меня похвалы? Или разоблачения? Я ведь могу спросить сейчас твоего отца…. Ты и вправду заправляешь постель своей матери?
-Нет.
-А зачем ты придумываешь все это? Стой, разреши мне отгадать: ты это делаешь, чтобы тебя похвалили, потому что потом непременно – все равно - будут ругать. Так?
Ну естественно, что ребенок кивает. А я восторгаюсь, но не завидую, и читаю про себя здравницу в адрес всех людей, которые посвящают свою жизнь педагогике.
-Значит, когда ты по телефону говоришь матери, что получил пятерку, тогда как схлопотал двойку, ты ведь буквально… фантазируешь, чтобы тебя похвалили, зная точно, что ругать станут… потом. Смешно, да? Ведь легче получить хорошую оценку, чтобы не пришлось фантазировать…
Он опять кивает.
-Надо только уроки сделать.
Кивает.
-А делать не хочется.
Кивает.
-Легче врать.
Кивает.
-Вот если бы с тебя спрашивали каждый раз и ты бы знал, что не отвертеться будет; вот если бы с тобой вместе делали уроки… Ты ведь не представляешь, как можно организовать время, отведенное на домашнее задание. Так?
Кивает.
-Ты хочешь я тебе расскажу про это?
Кивает.
И я рассказываю. Он с любопытством слушает, на мои вопросы отвечает толково; он готов соглашаться со мной, лишь бы я не стал похожим на взрослого человека. Мы договариваемся, что то же я расскажу и его отцу, более того, когда я ему разъясняю, что не останется у него лазеек после того, как с него начнут спрашивать каждый раз и каждый день, он соглашается.
-Ты понимаешь, что тебе надо самому требовать, чтобы тебя контролировали. Так?
Кивает…
-А теперь расскажи все, что здесь произошло и что ты понял с моих слов.
И, удивительно, он толково рассказывает, а с некоторыми моими поправками вообще получается великолепно! Он усвоил весь "материал"!
Задаю последний вопрос:
-Чем отличается это наше общение от совместного с отцом приготовления уроков?
Он пожимает плечами.
-Вот и я не знаю. Наверное, ничем. Надо только мне теперь с отцом твоим договориться, чтобы он научил тебя учиться и делать уроки, а потом контролировал. Всего-то делов. И тебе ничего не останется, как учиться хорошо. Если ты знаешь весь материал, почему ты не ответишь на вопрос учительницы?
Он пожимает плечами.
-Ты не ответишь на вопрос, сколько будет дважды два?
Он кивает и говорит вслух:
-Четыре.
-А почему тебе приходилось врать?
Он думает и… отвечает (!) :
-Чтобы меня похвалили.
-Потому что, - продолжаю я, - тебя все равно будут ругать.
И он кивает, внимательно смотрит мне в глаза и… как-то осторожно улыбается…
А мне остается только с отцом его потолковать о том, что так удачно получилось разъяснить его сыну.

                                                   ___________________________

 

            Азарян Александр   azaryan@bk.ru

Сайт: http://www.azaryan.narod.ru


В избранное