Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Уральский Следопыт


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Уральский следопыт
N 98

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск сорок четвертый. 30 октября 2000 года

Экспедиции

Валерий ПЕРШИН. Опасные снега Лхоцзе

"Уральский следопыт", N 8 (в печати)

Рубеж тысячелетий собрал в апреле 2000 года на морене ледника Кхумбу у подножья величайшего в мире горного массива Эверест-Лхоцзе-Нупцзе рекордное количество экспедиций. Большинство альпинистов (26 экспедиций) стремятся отметить это событие восхождением на Эверест. Среди них выделяются три экспедиции. Очень много шумихи вокруг непальской женской экспедиции "Меллениум". К скоростному восхождению на Эверест готовится один из сильнейших высотных шерпов Непала - Бабу. Сейчас он работает сирдаром у испанцев. На его счету есть уже один феноменальный рекорд - он ночевал на вершине Эвереста без палатки и провел там 20 часов без кислорода. Апа Шерпа, сирдар американской экспедиции по очистке склонов Эвереста от пустых кислородных баллонов и брошенного снаряжения (руководитель Роберт Хоффман), попытается взойти на Эверест в одиннадцатый раз.

Массив Лхоцзе пользуется значительно меньшей популярностью. Сюда устремились только пять небольших групп альпинистов. Тем более приятно, что наша российско-грузинская экспедиция в центре внимания этого высокогорного форума восходителей. Цель достойная миллениума - Лхоцзе Средняя - 8426 метров, "белое пятно" на карте Гималаев, вершина, занесённая в "Книгу рекордов Гиннеса", как самая высокая непокорённая вершина. Состав: Бенджамин Кашакашвили - руководитель (г. Тбилиси), Евгений Виноградский и Валерий Першин (г. Екатеринбург), Юрий Байковский (г. Москва), Глеб Соколов (г. Новосибирск), Александр Фойгт (г. Новокузнецк), Бидзина Гуджабидзе и Гела Отарашвили (г. Тбилиси), Афи Гигани (г. Кутаиси). Все прошли еще в советские времена хорошую школу высотных и стенных восхождений на Кавказе, Памире и Тянь-Шане, и сейчас взаимопонимание было найдено без всяких проблем. Вскоре иностранцы потянулись в нашу дружную компанию. Участники экспедиции "МАИ-2000", международной экспедиции на Лхоцзе поляк Петр Пустельник, болгарин Дойчин Васильев, словенская экспедиция в полном составе. Генри Тод - руководитель коммерческой экспедиции на Эверест-Лхоцзе, Роберт Хоффман - руководитель экологической американской экспедиции приходили к нам скоординировать наши действия по прокладке пути к Лхоцзе Главная, а зачастую просто поболтать о прошедших и будущих экспедициях. Итальянца Симоне Моро и казахского восходителя Дениса Урубко, которые планировали проложить маршрут через две высочайшие вершины Эверест-Лхоцзе, мы в шутку просто зачислили в нашу команду, практически все свое свободное время в базовом лагере они проводили с нами.

Нашу мирную жизнь в базовом лагере омрачали непредвиденные события, препятствующие нашему продвижению наверх. Началось с наших высотных шерпов и возглавлявшего их сирдара, который оказался первостатейным обормотом. Вся начальная стадия по заброске снаряжения в первый и второй лагеря была скомкана в значительной степени из-за его неспособности руководить шерпами и непригодности для работы на высоте. Двое шерпов практически не могли работать выше базового лагеря, один по причине хронической болезни желудка, другой по причине собственной лени. Такую "медвежью" услугу по подбору высотных шерпов нам оказала туристическая фирма в Непале, с которой мы уже много лет сотрудничаем. Наш руководитель Бено, в силу своей бесконечной терпимости, некоторое время мирился с существующим положением вещей, но и у него наконец-то терпение лопнуло. После долгих и настойчивых требований руководителя экспедиции и врача Виноградского больные и нерадивые высотные шерпы покинули базовый лагерь. Оставшиеся трое шерпов заработали в полную силу. Но теперь, оставшись втроем, они с трудом успевали осуществить заброску грузов наверх. Для обеспечения траверса до Средней вершины нужно было сделать еще один - пятый - лагерь, практически под вершиной, оснащенный всем необходимым, в том числе большим количеством снаряжения и кислорода. Собственно по этой причине и были запланированы высотные шерпы в нынешней экспедиции. Все предыдущие годы, начиная с первой российской экспедиции 1991 года, мы обходились без них.

Поистине камнем преткновения стал для нас третий лагерь на отметке 7200 метров. До него мы добирались благополучно с желанием идти выше, но ночью или под утро начинался сильный ветер, приходилось откапывать палатки, а утром спускаться вниз. Частые штормовые ветры выше 7000 метров тормозили в этом сезоне продвижение альпинистов всех экспедиции как с южной, так и северной стороны Эвереста.

9 мая мы поднялись в 3-й лагерь в четвертый раз. Были в прекрасной форме, в хорошем настроении, завтра нас ждал выход в лагерь 4 и дальше на вершину. Праздник отметили в палатке пением военных песен. А ночью погода по традиции испортилась: ветер, снег. Палатку стало засыпать. Женя лежал с краю у входа, несколько раз отгребал снег просто рукой. В 3 часа ночи палатку засыпало настолько, что могли сломаться стойки. На призыв выйти в ночную круговерть отгребать снег с палатки откликнулся только Женя. Работал лопатой около получаса. Замерз, поэтому лег спать, не раздеваясь, во внутренних ботинках. В 6 утра на палатку сползла "снежная доска" - пласт уплотненного ветром снега. Нам повезло, что палатку с одной стороны накрыло краем лавины, и какое-то время крайняя стойка еще держалась. Женя мгновенно раскрыл вход и рукой проделал небольшую дырку в еще рыхлом снеге, позволившую ему выскочить наружу. Зa ним, как уж из старой кожи, выскользнул наружу и я из своего спальника. Накануне вечером в палатке было очень тепло, и я разделся почти до трусов. Теперь я оказался босиком, держа в руках спальник, который инстинктивно вытянул с собой из палатки. В это мгновение раздался треск окончательно рухнувших стоек, и все затихло под толщей снега. Женя бешено работал лопатой в том месте, где предположительно находился Глеб. Мои попытки помочь Жене голыми руками расчищать палатку оказались тщетными, и я бросился в соседнюю палатку за помощью. К счастью, она была цела, а грузины ничего не подозревали о постигшем нас несчастье. На мое сообщение о случившемся ребята отреагировали мгновенно. Первым выскочил Юра Банковский и пришел Жене на помощь. Тот уже докопался до поверхности погребенной палатки и, когда увидел рвущуюся наружу голову Глеба, резанул по ткани ножом. Глеб жив, теперь срочно откапывать Фойгта. Юра с боку докопался до палатки, которую, не задумываясь, разрезал ножом. Появившийся спальник также разрезали и увидели ноги Фойгта. Потянули, и вдвоем на раз-два вытянули Сашу из-под снега. Тот мысленно отводил себе еще минуту-две на жизнь. В результате все отделались легким шоком, а грузины откопали палатку и нашли в ней практически все вещи, главное - наши ботинки, без которых спуск вниз был бы сильно проблематичен.

От перенесенных волнений мы потом отдыхали в зеленой зоне в местечке Дебоче, где наслаждались пением птиц, шелестом листвы и несказанной красотой гималайских рододендронов.

К нашему возвращению вершина Лхоцзе Главная оказалась уже покоренной. Бено Кашакашвили остался в базовом лагере руководить шерпами по восстановлению лагеря 3 и установке четвертого лагеря. И он использовал свой шанс. 15 мая после тяжелой ночевки в маленькой палатке вместе с шерпой Пембой и поляком Петром Пустельником в четвертом лагере на высоте 7900 метров, двигаясь 11 часов в глубоком снегу, в 7 часов вечера они достигли вершины. Это первое восхождение в этом сезоне! Рассказывая о своих впечатлениях о горе и гребне, ведущем к Лхоцзе Средней, воскликнул с грузинской эмоциональностью: "Там муха не удержится!" и показал сложенными ладонями крутизну склонов гребня.

Путь на вершину открыт, хотя следы будут наверняка заметены, и нет перил от четвертого лагеря до вершины, как это было в 1997 году. На пятый раз благополучно миновали третий лагерь и под вечер 20 мая были в четвертом лагере. Здесь пришлось потратить много усилий по сооружению площадки под две высотные палатки, так как маленькая палатка, оставленная предыдущей группой, нас не устраивала. По плану мы идем на вершину с кислородом, чтобы сохранить силы. Мы все еще надеемся на попытку достичь Средней вершины или хотя бы глубокой разведки. Ранним утром отличная погода, до горизонта великолепная панорама Гималаев, видны Чо-ойю и Шиша-Пангма. Осенью 1996 года мы с Женей с разрывом всего две недели стояли на вершинах этих восьмитысячников. Провозились с кислородом и вышли только в 7 часов. Не прошло и двух часов, как с запада из-за Шиша-Пангмы к нам стремительно начали приближаться темные облака. Я показал на них Жене рукой, и он без слов кивнул в знак понимания головой. Оба сразу вспомнили трагедию на Эвересте в 1996 году, когда подобные грозные облака на горизонте стали предвестником налетевшего позднее шторма, ставшего причиной гибели восьми американских альпинистов. Предчувствия нас не обманули, уже через час вокруг нас бушевала вьюга, видимость упала до нескольких метров. Но ничего уже нас не могло остановить на пути к цели: ни глубокий - местами по колено - снег, ни навалившаяся непогода. Накопившееся за многочисленные выходы в третий лагерь нетерпение в дальнейшем продвижении наверх, хорошая акклиматизация, отдых в зеленой зоне требовали выхода и сделали наше движение настолько стремительным, что мы не заметили, как достигли вершины. На самой верхушке снежный карниз, и мы все сгрудились на двух уровнях на маленьких полочках, мешая друг другу сделать хоть какие-то снимки. Зато все на вершине. Принесенное снаряжение для попытки пройти хоть сколько-то по гребню в сторону недоступной вершины опять не пригодилось. Куда тут сунешься в таких условиях, благополучно спуститься бы.

Из-за ухудшения погоды дальнейшие попытки пришлось отложить до лучших времен. Итак, непокорный пик опять устоял. Но интерес к нему возрос еще больше, уже иностранные альпинисты, в частности Симоне Моро, болгарин Дойчин выразили желание присоединиться к нам в осуществлении нашей мечты.

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

01.10.2000 г.

Юрий ДУНАЕВ. Сибирка - пограничная река; Гамаюн

Валерий ШАКАЕВ. Черемуховский идол


09.09.2000 г.

Маргарита ЭБЕРГАРДТ. Тень броненосца и рука архангела Михаила

Иван ПЛОТНИКОВ. Где останки цесаревича Алексея?


27.08.2000 г.

Опубликованы некоторые материалы 7-го, июльского номера журнала.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное