Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Уральский следопыт
N 80

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск двадцать шестой. 26 июня 2000 года

ТЕМА ВЫПУСКА: Версия

Геннадий ЧЕУРИН. Аркаим

Уральский следопыт, N 4, 2000

Автор данной статьи не является ни специалистом в области археологии, ни профессиональным историком. Поэтому он заранее просит не обвинять его в дилетантизме и не рассматривать его работу как научную публикацию, претендующую на достоверность предлагаемой гипотезы. Настоящий текст - не более чем попытка порассуждать и связать в рамках одной версии некоторые факты и находки, до сих пор не нашедшие окончательного объяснения.

Укрепленное поселение Аркаим, обнаруженное в 1987 году профессором Челябинского университета Геннадием Борисовичем Здановичем на юге Челябинской области и спасенное им от затопления при предполагаемом строительстве Большекараганского водохранилища, несомненно, стало наиболее значительной археологической находкой на территории России в прошедшем столетии. Открытие Страны городов , насчитывающей 19 укрепленных поселений, множество сезонных стоянок пастухов, рыболовов и охотников, различные производственные площадки и рудники, а также сам протогород Аркаим, полностью опровергли бытовавшее ранее мнение о древнем Урале, как о территориях, погруженных во тьму кочевий и лишенных культурной истории. Но 12 лет исследований породили больше вопросов, чем ответов. И ни одна из версий, предложенных как не спешащими с выводами учеными, так и коньюнктурными журналистами, не смогла ответить на самый главный вопрос: чем же был Аркаим - жилым городом, военной крепостью, религиозным храмом или колоссальной обсерваторией, хранившей священные знания протоарийских цивилизаций.

Гипотеза, которую предлагает автор, родилась в уже далеком по современным российским меркам 1993 году, когда в июне автор с группой воспитанников двух екатеринбургских школ - Гуманитарно-экологического лицея (Савельев Ю.В.) и Семейной школы (Николин В.В.) - посетил после долгих сборов Аркаим. Сам Геннадий Борисович Зданович радушно принял нашу школьную экспедицию и показал нам со школьниками все, чем богат. Эти впечатления, а также опубликованные труды археологов и историков (Зданович Г.Б., Ковалева В.Т., Таиров А.Д., Любчанский И.Э., Зайков В.В., Миненко Н.А., Моисеев А. и Никулина М.) и легли в основу моих рассуждений.

 

Аркаим расположен в двухстах километрах южнее Челябинска у восточных склонов Уральских гор на всхолмлe:нной степной равнине, богатой многочисленными ключами. Вокруг прямоугольной площади размером 30х40 м расположены два кольца валов - остатки предположительно оборонительных грунтозасыпных стен. Диаметр внешней стены - около 150 м, внутренней - 85 м. Внутри каждого кольца, примыкая к стене и друг к другу, словно спицы в колесе, расположены дома, обращенные входами к центральной площади. Внутрь поселения ведут четыре входа, ориентированных по сторонам света, главный из которых - западный. Он ведет на три улицы , одна из которых (шириной 6 метров) позволяет въехать на колеснице на внутреннюю круговую улицу и на центральную площадь, а две других заканчиваются узкими, как щель, проходами. Назначение жилищ внутреннего кольца пока невыяснено (предположительно - ритуальное), внешнее кольцо занято домами, предназначенными для жилья и ремесленной деятельности - гончарства, металлургии, кузнечной деятельности и т.п. Буквально в каждом жилище была одна, а то и несколько печей для выплавки меди. Конструкция их на первый взгляд проста, но на самом деле продумана до мелочей и совершенна. Город имеет островное расположение, т.е. окружен кольцом водотоков из искусственных протоков-каналов, соединяющих естественные балки, старицы или овраги. Стратегического значения эти водотоки не имели, т.к. не являлись серьезным препятствием для нападения. В городе отсутствуют загоны для скота. Внутри обводных стен обнаружены следы помещений и узких проходов, соединяющих между собой дома и иногда выходящих на наружную сторону стен.

При огромной площади поселения (около 20 000 кв.м), сложности и четкости архитектурных форм, поражает малочисленность находок (около полутора десятка предметов). Общий для исследователей вывод - поселение было покинуто в плановом и организованном порядке. Жители города не только вынесли все нужные вещи, но и убрали мусор, после чего пустой город был сожжен. Время постройки (III-II тыс.лет до н.э.) несомненно указывает на то, что он появился в результате миграции на Урал индоевропейского (арийского) населения и, возможно, соотносится по времени с расколом единого арийского мира на будущих индоарийцев и ираноариев перед уходом первых в Индию.

 

Таковы факты. Далее начинаются вопросы и загадки:

На границе лесо-степной и степной зон, то есть на территориях, занятых кочевыми народами, на мизерный с точки зрения истории временной срок возникает система поселений, явно выстроенных с определенной целью и по единому плану. Крупнейшее из них (Аркаим) поражает сложностью своей организации и непонятностью своего предназначения.

Аркаим - явно не город. Мобильные кочевые народы, основой жизнедеятельности которых являлись скотоводство, охота, рыболовство и, лишь частично, земледелие, всегда селились рассредоточенно и не строили долговременных многонаселенных и укрепленных поселений. Их способ существования и самосохранения - в способности экономично использовать природные ресурсы и легко перемещаться на новые территории в случае изменения климата либо нападения более сильных или переселяющихся народов.

Аркаим - явно не крепость. Его фортификационные сооружения условны. Наличие множества выходов за пределы стены прямо из жилищ, нестратегическое предназначение водотоков, отсутствие загонов для скота и складов для длительного хранения провизии абсолютно исключают возможность выдержать даже недолговременную осаду.

Аркаим - явно не храм, не центр священного знания и не обсерватория. Даже если предположить, что все священные знания находились в головах и были увезены с собой, остается непонятным симбиоз университета и ремеслухи , явно ориентированной на металлургию.

Аркаим - не город ремесленников-металлургов. Даже для оседлых, земледельческих и цивилизованных народов такая узкая специализация целого города нереальна. Что же говорить о кочевниках? Тем более, что плавильные печи в большом количестве встречаются практически во всех других поселениях Страны городов . Но даже если и так, то где города текстильщиков, горшечников, кожевенников? Их нет.

И самая главная загадка. Почему жители Аркаима организованно собрали все свои пожитки и инструментарий, вымели мусор и, не спеша выйдя из защищенного города, сожгли свой родной дом и убежище?

Мне кажется, что я могу предложить гипотезу, которая дает ответы на эти вопросы.

 

Сталкиваясь с чем-то новым или хорошо забытым старым, мы зачастую начинаем строить предположения, версии и теории настолько сложные, что в итоге приходится либо призывать в помощь инопланетян, либо признавать, что наши предки были умнее и образованнее нас, что они владели некими знаниями, нам недоступными, и следовали путями для нас непостижимыми. Но путаными и сложными бывают лишь заблуждения. И те, кто строил Аркаим, знали, что они делают и зачем. Это зачем было для них столь же естественной необходимостью и представлялось такой же простой процедурой, как нам утренняя чистка зубов или одевание обуви при помощи рожка. И чтобы понять это зачем надо просто поставить себя на их место и посмотреть на мир их глазами.

Итак...

Четыре тысячи лет тому назад. Вы - лидер многотысячного народа, кочующего по степям и лесо-степям Южного Урала, расселенного по многочисленным малым селениям, стойбищам и стоянкам вслед за стадами и табунами еще полудиких домашних животных (овец и лошадей). Перед Вами и Вашим народом проблема - необходимость переселиться (для чего - отдельный вопрос) за тысячу километров через пустынные и населенные враждебными племенами территории Средней Азии. Единственный способ осуществить это - организовать масштабную военную экспедицию с максимальным использованием единственного изобретенного к тому времени транспортного средства - боевой двухколесной колесницы. Т.е. - в кратчайшие сроки изготовить тысячи колесниц, обучить тысячи возниц и приручить тысячи диких лошадей.

Цивилизованные и оседлые китайцы, наверное, решили бы эту проблему методом большого скачка и двинулись бы в путь, изготовив в каждой хижине по колеснице всевозможных конструкций и с колесами всевозможных диаметров. Древние кочевники поступили иначе. Детали колесниц, найденные в курганах, оставшихся по пути следования ариев, совпадают по размерам вплоть до сантиметра. А это значит, что четыре тысячи лет тому назад в южно-уральских степях было создан компактный, эргономичный комплекс добычи сырья, изготовления, комплектации и сборки военно-транспортных единиц, то есть завод полного цикла с конвейерной сборкой унифицированного конечного изделия - боевой колесницы.

Известно два типа промышленных конвейеров: линейный (используется, например, в автомобилестроении) и револьверный (авиационное производство). И если Вы посетите сборочный цех современного авиационного завода, то увидите следующую картину:

В центре цеха стоит остов будущего самолета. По одну сторону от него - сравнительно малые ворота, через которые в цех ввозятся относительно большие детали центроплана и фюзеляжа, по другую - огромные ворота, через которые готовый лайнер торжественно выкатится в большую жизнь. Вокруг - как минимум три кольца центрально ориентированных служб. Ближнее - подготовка комплектующих и сборка узлов перед установкой. Среднее - станочный парк для изготовления деталей. Дальнее - организация снабжения расходуемыми материалами, сырьем, заготовками и обеспечение деятельности участков. Все эти сборочные, производственные и обеспечивающие участки разделены колцевыми и радиальными проходами, обеспечивающими оптимальную коммуникацию между ними.

Теперь мы вновь возвращаемся в Аркаим и вновь смотрим на него с птичьего полета . Вблизи от выхода медных руд, на границе с лесно-степной зоной, где преобладает наиболее пригодная для строительства колесниц береза, рядом с водой строится военно-промышленный комплекс полного цикла, включающий в себя добычу и первичную обработку сырья (дерево, камень, медь, кожа), систему жизнеобеспечения людей, занятых в производстве (ведь кто-то же их кормит, пока они работают) и непосредственно производственно-сборочный цех (Аркаим), построенный с учетом возможности обучения в нем будущих возничих навигации и ориентированию.

С этой точки зрения многие загадки Аркаима находят простые ответы.

Толстые грунто-засыпные стены являются оптимальными для временных строений в резко континентальной зоне. Они имеют не столько стратегическое, сколько организующее пространство и теплоизоляционное значение. Кроме того, ширина стен, помещения и переходы внутри них и сквозные выходы на наружную строну стен обеспечивали коммуникации между службами и доступ в здания, минуя центральную кольцевую улицу.

Сборка колесниц происходила на центральной площади. Здания внешнего кольца предназначались для производства отдельных деталей и полуфабрикатов, которые затем передавались во внутреннее кольцо, где складировались и поступали на участки для изготовления отдельных узлов, готовых к сборке. Это разделение на производственные и сборочные цеха вполне объясняет ярко выраженную ремесленную принадлежность зданий внешнего круга и непонятную с других точек зрения пустотность зданий, выходящих на площадь.

Собранные колесницы устанавливались на площади в ожидании тягловой силы и возничих. Пару объезженных лошадей заводили на площадь через малые проходы, впрягали в колесницу, и очередной новоиспеченный возничий выводил ее из города по широкой кольцевой улице к западным воротам. Кольцевая улица служила главной транспортной артерией города-завода. С одной стороны она обеспечивала возможность перемещения грузов, деталей и людей между всеми производственными и служебными помещениями; с другой - служила своеобразным ОТК (отдел технического контроля), так как путь колесниц проходил мимо всех производственных участков, и начальник каждого участка мог оценить качество работы своих подчиненных и тут же дать распоряжение об исправлении или замене своего узла или детали.

Очень много споров и полумистических версий, связанных с религиозным культом Воды и Огня, вызвает тот факт, что многочисленным, якобы жертвенным , колодцам Аркаима неизменно сопутствуют металлургические печи, соединенные с колодцами специальными воздуходувными каналами. Но все мистические построения ушли на второй план после эксперимента, проведенного в полевых условиях Г.Б. Здановичем. Печь, соединенная с колодцем, дала температуру 1200-1500 градусов (!), т.е. оказалась пригодной не только для расплава и литья бронзы, но и для выплавки меди из руды.

Со своей стороны я бы добавил еще один издревле известный способ промышленного применения союза Огня и Воды . Из какого материала изготовлялись колесницы? Из березы, более не из чего! А каким образом из нее делают гнутые детали? Это и ныне известно любому тележных дел мастеру. Путем кипячения и загибания разваренной конструкции на медленном огне! А из костей животных изготавливались поддерживающие конструкции в обжиговых и плавильных печах.

 

Подведем итог.

Десятки столетий цивилизованные, оседлые и земледельческие народы смотрели на своих соседей-кочевников как на варваров и дикарей, подлежащих завоеванию и окультуриванию . Огромные просторы внутриконтинентальной Евразии, окруженные ожерельем земледельческих цивилизаций (Греция, Египет, Месопотамия, Индия, Китай) воспринимались как неосвоенные земли, занятые полудикими племенами, не строящими городов, не возводящими храмов и не имеющими даже письменности.

Но вот в самом центре континента мы обнаруживаем следы компактного, эргономичного и экологически чистого военно-промышленного комплекса, созданного в кратчайшие сроки для решения конкретной задачи и тщательно уничтоженного без вреда для окружающей среды, как только поставленная задача была выполнена. Что это как не признак высочайшей культуры и цивилизованности?

Мне кажется, что теории, утверждающие, будто прародиной современной общечеловеческой цивилизации являются земледельческие цивилизации древнего Египта, Индии, Китая и т.п., не выдержали проверку временем. И, наверное, пришла пора говорить об одновременном существовании в Древнем Мире двух групп цивилизаций противоположного и взаимодополняющего типа. О цивилизациях земледельческого типа - оседлых, ориентированных на создание собственной среды обитания ( вторая природа ) и развивающихся путем экспансии и расширения своих границ от стационарного центра. И о цивилизациях кочевнического типа - мобильных, не вступающих в конфликт с окружающей средой и способных в течение жизни трех-четырех поколений переместиться на несколько тысяч километров.

Аркаим и Страна городов - памятник промышленной, высокотехнологичной (и в то же время - высокодуховной по отношению к окружающему миру) культуры древней внутриконтинентальной цивилизации кочевнического типа.

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

18.06.2000 г.

Фэнзин "Вавилон" 2 '2000.


11.06.2000 г.

Опубликованы результаты областного фестиваля-конкурса юных дарований"Алмазные грани"


27.05.2000 г.

Опубликованы материалы 4-го, апрельского номера журнала.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

Рассылки Subscribe.Ru
Русская фантастика и фантастика в сети
Off-line интервью Бориса Стругацкого
Книги оЗона: Рекомендации

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное