Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Уральский следопыт
N 70

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск шестнадцатый. 17 апреля 2000 года

ТЕМА ВЫПУСКА: детские организации

Валерий НЕСТЕРОВ. Детские организации и организации для детей

Уральский следопыт, 2, 2000 г.

Никто в мире не может сравниться с нами по масштабу, охвату и организации детских движений, по опыту педагогического руководства, а правильнее сказать - управления детско-юношескими организациями на основе соответствующих директив. И сегодня мы достаточно часто слышим: надо восстановить, возродить; как было хорошо, а самое главное, как удобно было управлять всем этим.

Язык наш велик и могуч, могуч до такой степени, что, нарушая практически все каноны и нормы языка при построении предложения, мы все-таки умудряемся понимать друг друга. Эта наша простота порождает много лукавства. К примеру, мы говорим детский театр , имея в виду как, скажем ТЮЗ, так и театр Наталии Сац. Но на самом-то деле ТЮЗ - это театр для детей, а театр Наталии Сац - это именно детский театр, и разница принципиальная: в одном месте дети - зрители, а в другом - актеры.

Нечто подобное у нас и с детскими организациями. Существуют детские организации и организации для детей. В первом случае дети являются подлинными действующими лицами, а во втором - статистами, объектами воздействия. Нет никаких сомнений в том, что и те, и другие организации имеют право на существование. К примеру, если какая-либо группа добровольцев объединяется и создает Лигу борьбы с детской беспризорностью , то понятно, что дети в ней неизбежно участвуют, но это не детская организация, а организация для детей. Когда, скажем, где-нибудь в подъезде возникает негласный и юридически не оформленный клуб друзей нашего двора , то это, безусловно, детская организация. Я нисколько не утрирую, ибо, если не подменять понятия, то именно такое сообщество во много раз ближе к существу детской организации , чем большинство бывших и ныне здравствующих.

Если говорить о педагогическом опыте по поводу, условно говоря, подъездных организаций или сообществ, то он в подавляющем большинстве носит разгонный характер, поскольку зиждется на абсолютном убеждении, что ни для чего хорошего они там собираться не могут . Однако, все это было, есть и будет до той поры, пока мы не попытаемся изучить явление, понять причины, его вызывающие, не хватая объяснений с поверхности, объясняя все подряд экономическим кризисом, хотя и сами мы, и наши дети в более благополучные времена тусовались по подъездам и дворам, по выражению Розова, в происках радости , в поисках общения. Пока не поймем этого, будем способны только на организацию рейдов по вылавливанию, на крупномасштабную борьбу с собственными детьми и на выдумывание все новых и новых форм охвата и организации . На заре демократических преобразований была слабая попытка услышать этот самый подъезд в телепередаче Лестница . Ребята заговорили, а мы опять испугались и опять стали призывать друг друга вытащить их из подвалов и подъездов. Но, возможно, они и сами при определенных обстоятельствах выйдут оттуда?

Обращусь к нашему опыту работы с такими организациями, как пионерская. Это была детская организация или организация для детей? Данный случай подпадает под все юридические характеристики общественной организации - добровольного, самоуправляемого, некоммерческого формирования, созданного по инициативе участников, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Вспоминая историю Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, мы можем с натяжкой сказать, что с февраля 1922 года на Красной Пресне и до 19 мая этого же года первичные признаки общественной детской организации в этом движении присутствовали, а дальше начинается стремительный процесс превращения детской организации в организацию для детей. Несколько широко известных цитат: По поручению партии руководит работой пионерской организации - комсомол , в советской школе учитель - умелый организатор пионерского коллектива... . Это теория. Практика, как известно, дает еще более яркие образцы добровольности , самоуправляемости , изъявления интересов . Кто определял, быть или не быть ребенку пионером, тематику и содержание сборов, кто готовил тексты выступлений и литмонтажей, вызывающих радостное умиление у самих же авторов? Все это не так страшно, если существует некая альтернатива для ребенка, право выбора. Однако мы имели дело с единственно возможной формой организации, носившей тотальный характер, и при всех добродетельных сторонах дела, которые мы не пытаемся отрицать, оказывались участниками и носителями самого тяжкого греха, который возможен в педагогике: психологического давления на ребенка. Возьмем только один факт: в 10-12 лет, т.е. в том возрасте, когда ребенок чрезвычайно дорожит складывающимися отношениями с товарищами, их отношением к себе, когда начинается процесс внутреннего становления личности, ему объявляют: ты не будешь принят, ты не достоин. Не каждый взрослый способен перенести такое унижение. Этот факт мог многое определить во всей жизни человека. И это на фоне добровольности и благих целей организации.

Нельзя не обратить внимание и на полувоенную структуру организации: звено, отряд, дружина, строй, рапорт, хоровые заклинания и т.п. Дело даже не в организации по принципу: взвод, рота, батальон. Это, наверное, допустимо при условии общности интересов. Класс, тем более школа, - искусственное, формальное объединение детей, поскольку основной фактор этого объединения - место жительства. Но именно класс становится отрядом, школа - дружиной, а звено - просто, как правило, ряд парт. Смысл же добровольной организации - в общности интересов ее участников. Трудно представить такое совпадение, когда тысяча собранных без отбора детей, вдруг оказались носителями одного и того же интереса.

В начале 90-х годов в области прошла конференция по проблемам внешкольных учреждений. Конференция была довольно острой: по существу это было первое обсуждение перехода от внешкольных учреждений к юношеским клубам свободного общения с необходимой отработкой цивилизованных клубных традиций: членства, правил, участия в создании и управлении с последующим развитием таких подструктур, как клубы по интересам, дополнительного образования, ставших сегодня общепринятыми. Идея дополнительного образования, казалось нам тогда, а сейчас мы в этом просто убеждены, - наиболее педагогически грамотным способом возникновения и развития детских и юношеских объединений, товариществ и организаций, в том числе в условиях общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования. Такой подход позволяет избежать главных зол: заорганизованности, давления взрослых , иногда тешащих только свое самолюбие, политизированности и партийного ангажирования детских объединений. К сожалению, тогда эти идеи были восприняты не многими и только частично, основные силы были потрачены на переименование вывесок , но и здесь долгие поиски закончились тем, что вместо Дом пионеров появилось банальное Дом творчества . Появление же организаций, практически стопроцентно воспроизводящих клише предыдущего периода, вряд ли можно назвать движением вперед. Политическая ангажированность, некая эмоциональная конъюнктура , занятость всех возможных должностных мест в организациях взрослыми, а иногда и солидно взрослыми людьми, попытки использовать экстремизм молодости и т.д., за очень редким исключением - это то, что успело вырасти, а иногда, судя по проявлениям лимоновцев и баркашовцев , и махрово зацвести.

И все же постепенно решалась проблема осознания педагогами факта отсутствия в стране детских общественных организаций. Мы имеем теперь возможность вернуться к проблеме детских организаций в образовательных учреждениях как к педагогической проблеме. При этом возникает одно принципиальное обстоятельство, которое отличает нашу деятельность от работы тех, кто создает масштабные детские организации и движения. Мы должны понимать и помнить, что возрастное, природосообразное объединение детей в группы и сообщества происходит на совершенно иных основаниях, чем это бывает у взрослых, и поэтому мы не можем подменять педагогический процесс юридическим. В этом смысле важно понимать некорректность педагогического употребления термина общественное объединение или общественная организация .

Мы любим повторять (неизбывная любовь к лозунгам - чуть ли не национальная наша черта), что все мы родом из детства, и тепло вспоминаем свое детство, но в нашей профессиональной деятельности не всегда поднимаемся до признания факта реальности этого мира, уважения к его существованию, и очень часто заставляем ребенка жить в двойном мире: своем, детском, подростковом, и взрослом. Признание существования мира детства, принятие его таким, как есть, погружение в него (как способ педагогической деятельности), способность принимать его диалектику и одновременно воздействовать на него - основополагающее условие участия педагога в общественной жизни детей.

Чего мы хотим и к чему призываем? Начнем от обратного: мы не призываем педагогов и образовательные учреждения заняться организацией и педагогическим сопровождением массовых общественных движений детей и подростков в масштабах городов и весей, тем более - каких-либо политических или политизированных движений, что нам, кстати, запрещено законом. Мы не призываем педагогов к попыткам формулировать какую-то общенациональную идеологию. Какую еще консолидирующую идею, кроме идеи хорошего общего и профессионального образования, нужно выдумать для молодежи?! Будь образованным, квалифицированным, будь гражданином - это и есть серьезная и реальная надежда на нормальную жизнь. Вот консолидирующая идея.

Нередко мы слышим от людей, считающих себя крупными специалистами в педагогике и особенно - в понимании проблем патриотизма, что школа перестала заниматься воспитанием и ударилась в образование. Кстати сказать, лозунг Возродим пионеров и комсомольцев также возникает в среде людей, убежденных, что стоит одеть всех в галстуки и начать воспитывать, как раньше, и все будет хорошо. Они наивно убеждены, что воспитывать - это значит произносить назидания и проводить мероприятия, лучше с барабанным боем.

Мы тоже за воспитание. Но мы признаем и такое понятие, как семейное воспитание, то есть право семьи на сохранение своих устоев и традиций, системы отношений между членами семьи, когда они не входят в противоречие с правами человека. Мы признаем такое понятие, как общественное воспитание, то есть необходимость принятия отдельным человеком порядка и правил, выработанных этим обществом, если эти правила не входят в противоречие с правами человека. Мы признаем воспитание как личностный процесс, когда сам человек ставит себя в определенные условия и требует от себя их соблюдения. Мы признаем воспитание и как процесс по отношению к школе, но только как субъектный процесс.

Недавно я был в одной из национальных татарских школ Нижнесергинского района. Думаю, что видел определенный образец такой работы с детьми. Мы все хорошо понимаем, что одно из самых больших зол - оторванность от корней: человека, не знающего своих дедов и прадедов, вряд ли можно назвать образованным, особенно, если предположить, что этимология словообразования связана с осенением человека иконой с ликом господним, т.е. приобщением к общему земному существованию. Конечно, мы говорим на уроках о корнях, о связи времен. Понятно, что больше учебное время сделать не позволяет. В школе же, о которой я говорю, это стало предметом глубокого общего интереса, предметом общения и объединения. Учитель, подбросивший идею , вместе с детьми погрузился в нее, как и его ученики, попытался восстановить свое генеалогическое древо.

Если мы хотим достичь успеха в деле передачи предыдущего опыта человечества новому поколению, в том числе опыта нравственности, морали, культуры, который, будучи добровольно воспринят человеком, становится его воспитанием (равно как может стать воспитанием и отторжение, отрицание его), то должны понять, что воспитание (как часть и результат образования) - это такая форма отношений, когда обе стороны верят друг другу, не ждут подвоха и обмана, на равных воспринимают аргументы, их позиции уравновешены, т.е. выстраиваются отношения существ, наделенных в равной степени сознанием и волей. Если же один для другого - объект назидания, это не воспитание, а зомбирование. На фоне воспитания ребенка как объекта воспитания , странно слышать вопросы: Откуда у нас дедовщина в армии? и призывы с ней бороться. Формировать некую мораль, воспитывать нравственность методом принуждения - значит, сеять зубы дракона, культивировать дедовщину в самом широком смысле в масштабах страны.

Задача в том, чтобы стремиться к достижению высшего педагогического мастерства: способности погружаться в особое возрастное состояние; понимать этот особый мир изнутри; каждый раз заново проходить вместе с детьми все возрастные коллизии в качестве равного субъекта, а не стороннего наблюдателя; не просто признать, а сделать сущностью своей педагогической деятельности тот факт, что перед ним не кусок сырого материала, не внешний предмет деятельности, а такой же субъект, существо, наделенное сознанием и волей. Такие педагоги у нас есть, и их немало, они способны, независимо от собственного возраста, оставаться понятыми и признанными лидерами в детской и подростковой среде, именно от них добровольно и осознанно воспринимается нравственный опыт, благодаря им формируется совесть, воспитывается личность.

Понятно, что такое погружение при урочной системе, особенно для среднего и старшего уровня, очень затруднено, практически невозможно. Мы ведем речь о той части деятельности педагога, которая связана с детскими клубами, объединениями, союзами, обществами, т.е. не преподавательской, а педагогической деятельности. Конечно, нет и не может быть принципиального разрыва между тем, что происходит на уроках и в свободное от них время в школе или училище, поскольку все это образовательный процесс.

Урок - классическая форма. Но даже если мы имеем высокий уровень обобщенности до области знаний и целостной образовательной программы, уроки все равно представляют собой некий калейдоскоп сведений, разных сторон опыта человечества. Эти сведения не только не успевают стать достоянием, но просто нет возможности их осмысления, тем более - обобщения. Нужно время, место и предрасположенность, т.е. условия, чтобы все, что осталось недосказанным, все, что сформулировалось как явные или тайные вопросы, сомнения, возражения, неуверенность и убежденность - все это выплеснулось, было обсуждено, развилось или закрепилось как достояние отдельного человека. Другими словами, нужно общение в других обстоятельствах, не формальных, никак не напоминающих урок с его неизбежными назидательными элементами. Важна ли при этом форма организации? Да, конечно! Но как следствие понятых и принятых общественных потребностей даже самой маленькой группы детей и подростков, как выражение их согласия с такой системой отношений, таким проявлением формы.

Только такой путь педагогического осмысления нашего участия и нашей роли в детской общественной самодеятельности и для учреждений дополнительного образования, и для всех тех взрослых, кто уже как-то подвизался на ниве детских движений. Путь не прямого выхода на животрепещущие социальные, экономические и даже политические проблемы страны, а через природосообразный процесс передачи, осмысления, принятия и развития опыта человечества педагогическими средствами, основанными на возрастных особенностях детей и подростков, позволит прийти к гражданскому обществу.

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

27.03.2000 г.

В разделе "Архив" опубликованы материалы:
Дмитрий БИЛЕНКИН. Земные приманки
Александр БОЛЬНЫХ. Браконьеры
Сергей ДРУГАЛЬ. Поверхность Мебиуса
Виктор КОМАРОВ. Круг
Александр МОРСКОВ. Помощь
Александр ЧУМАНОВ. Семен


21.03.2000 г.

Опубликованы материалы 2-го, февральского номера журнала.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.


http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное