Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Уральский следопыт
N 61

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск седьмой. 14 февраля 2000 года

ТЕМА НОМЕРА: ДРАКОН И ЕГО ПОБЕДИТЕЛЬ

Победитель дракона

Ольга КОЛОТОВА

Уральский следопыт, 7, 1999 г.

Средневековые рыцарские романы пестрят историями о том, как сильные и смелые воины доказывали свою отвагу победами над кровожадными драконами. Но эти события относятся к незапамятным временам, а их герои, как правило, вымышленные. Совсем другое дело, когда речь идет о реальном историческом лице, а дату появления дракона можно определить довольно точно.

Дракон завелся в первой половине XIV века на острове Родос, в 1310 году перешедшем под власть Ордена св. Иоанна Иерусалимского, или рыцарей-госпитальеров. Он устроил себе логово у подножия горы св. Стефана южнее города Родоса и, как и полагается чудовищу подобного рода, стал похищать окрестных крестьян. В особенности он был неравнодушен к деревенским девушкам. Не раз храбрые рыцари-иоанниты выходили на поединок с драконом, но гибли один за другим. Монстр проглатывал их вместе с оружием и доспехами. В конце концов великий магистр Ордена Элион де Вилленев (1319-1346), обеспокоенный потерей своих лучших бойцов, отдал распоряжение оставить зверя в покое.

Но нашелся один юный рыцарь, который ослушался приказа великого магистра. Не силой и храбростью, а умом и хитростью решил он победить чудовище. Этого рыцаря звали Дьедонне де Гозон, он был родом из Прованса.

Задумав избавить Родос от опасности, Дьедонне расспросил людей, которым довелось видеть дракона, и узнал, что спина и бока чудовища покрыты непроницаемой чешуей, а вот брюхо его уязвимо. Согласно этим описаниям, он изготовил чучело зверя и обучил двух своих гончих псов нападать на него.

Когда обучение закончилось, Дьедонне вместе с двумя оруженосцами и выдрессированными собаками отправился на битву с драконом. Псы яростно напали на чудовище, а Дьедонне, воспользовавшись тем, что внимание зверя было отвлечено, отсек ему голову. Правда, не обошлось без казуса. Дьедонне упал с лошади и был придавлен телом мертвого дракона. Когда оруженосцы извлекли рыцаря из-под туши чудовища, тот был без сознания. Впрочем, серьезных травм он не получил.

Элион де Вилленев обрушился на Дьедонне де Гозона с градом упреков. Послушание - главная добродетель христианина , - указывал он. Но Дьедонне оставался непреклонным. Мужества и послушания не достаточно, чтобы бороться с подобной опасностью , - твердил он. За нарушение приказа великого магистра Дьедонне был лишен орденских одежд и брошен в тюрьму. Но даже великий магистр не мог пойти против общественного мнения, которое, впрочем, в глубине души и сам разделял, что такой умный и храбрый воин не может быть осужден. Спустя некоторое время Дьедонне не только был освобожден и восстановлен в Ордене, но даже удостоился великих почестей, а после смерти Элиона де Вилленева, в 1346 году был избран новым великим магистром.

Остается загадкой, как же возникла легенда о драконе и вообще была ли она легендой в полном смысле этого слова или же имела под собой какую-то реальную основу. Одни исследователи полагают, что на Родос могла попасть большая змея или даже нильский крокодил, благо Египет не так уж далеко. Другие справедливо возражают, указывая на то, что на Родосе нет подходящих условий для обитания крокодила (больших рек или других крупных водоемов), а морская вода едва ли пришлась бы ему по вкусу. К тому же ни один крокодил никогда не смог бы проглотить рыцаря в полном вооружении.

Тем не менее, эту историю трудно отнести к чистому вымыслу, потому что еще при жизни Дьедонне де Гозон пользовался славой победителя дракона, а на его могильном камне были высечены слова: Здесь покоится борец с драконом . Думается, ответ нужно искать в другом. Чудовищем, которое на несколько столетий приковало к себе внимание рыцарей-иоаннитов, было все возраставшее могущество турок, разбойничавших на море. В течение нескольких веков Орден св. Иоанна Иерусалимского оставался едва ли не единственной силой, бескомпромиссно противостоявшей мусульманской агрессии. Кстати, именно под предводительством Дьедонне де Гозона рыцари одержали внушительную победу над турецким флотом около малоазийского города Смирны.

Русские летописи

Симеоновская летопись из села Дядьково-Грачи

Уральский следопыт, 11, 1999 г.

Русские летописи... Нечто загадочное, притягательное и недоступное одновременно. Они стали возникать на Руси, когда славянские просветители Кирилл и Мефодий создали азбуку и перевели на славянский язык первые книги.

По обилию, полноте и разнообразию материала, по той систематичности, с которой велись летописные записи по городам и монастырям, - русская летопись не знает себе равных в Европе , - так считал современный знаток летописания академик Д.С. Лихачев.

Летопись - первоисточник изучения истории русских земель-княжеств, государства, городов, монастырей, церквей, природных явлений, торговли и повседневного быта. А также сопредельных с нами стран и народов: Византии, Болгарии, Польши, Сербии, Волжской Булгарии, Золотой Орды... Найдем в них сведения об Урале, Сибири, Скандинавии, Прибалтике, державе Тимура и Индии.

Найти-то найдем, да не так-то просто заполучить саму летопись. Даже в крупнейших областных научных библиотеках она не всегда к нашим услугам.

И вот - известие о переиздании самых редких из русских летописей. К нам в Уральский следопыт оно пришло не из областного или республиканского центра, а из рязанского села Дядьково-Грачи от историка-краеведа Александра Ивановича Цепкова. Именно он настолько увлекся и так проникся отечественным летописанием, что стал не только инициатором, но и редактором-составителем первых томов.

А первыми будут те, что наиболее редки и труднодоставаемы, то есть изданные до 1926 года. В их числе - Симеоновская летопись. Она первой и увидела свет.

Летопись сохранилась в единственном полном списке XVI века. Открыта академиком А.А. Шахматовым. Дошедший до нас список принадлежал справщику (корректору) Московского печатного двора Никифору Симеонову, по фамилии которого и получила свое название. Издавалась летопись только раз - в 1913 году (ПСРЛ, т. 18). И вот она переиздана издательством Узорочье (Рязань, 1997) тиражом в 1000 экземпляров.

К тексту летописи приложено Сокровенное сказание - первый исторический и литературный памятник монголов, а также генеалогические схемы русского летописания, таблицы, указатели. Все это делает издание более доступным и интересным для широкого читателя. На очереди Воскресенская летопись , крупнейшая после Никоновской - тоже с приложениями Путешествия на Волгу Ибн Фадлана (Xв.), Львовская и Ермолинская летописи, Рогожский летописец...

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

[10.02.2000]

Павел МИРОШНИКОВ. Хроника Сибирь - трофи '99

УС на привале

[29.01.2000]

Сергей КОНДРАШИН, Евгений ТАМПЛОН, Владимир РЫКШИН, Виктор БАТАЛОВ. Сердце Алаида

[16.01.2000]

На странице выложено оглавление декабрьского номера журнала за 1999-й год и часть опубликованных в нем материалов.

Уральский следопыт представляет: ПРОЕКТ - 2000

Олег ГУБКИН, Николай ПЯТКОВ. Красный голос России

Александр ТРОФИМОВ. Дворянский род Голубцовых

Зиланткон-99

По материалам сетевого журнала активная ОРГАНИКА

Игорь ГОЛДЫРЕВ. Ваше Королевское Величество

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

http://www.citycat.ru/         E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное