Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 345 (423)

Проективный лексикон русского языка. 26 сентября 2016

 

Друзья, начинается новый, уже десятый по счету сезон Слова Года, который продлится до 20 ноября. В  его рамках проходит конкурс протологизмов. Как всегда, приглашаем вас принять участие в этих акциях, которые проводятся в Фейсбуке.

 

https://www.facebook.com/groups/slovogoda/

https://www.facebook.com/groups/neologizm/

 

НОВОСТИ

Вышла моя книга:

"Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров".

СПб. Азбука, 2016, 480 стр.

Эта книга — о разных проявлениях поэтического: o поэзии классической и новой, о поэзии в стихах и в стихиях... Соответственно в ней две части: Поэзия и Сверхпоэзия. В первой главные герои — поэты, от Державина до Пригова и Парщикова, и одна из центральных тем — сотворение самой личности поэта. Вторая часть — о поэзии за пределами стихов: в природе и обществе, в языке и мышлении, в науке и технике... Эта книга — очень личный итог всего, что думалось о поэзии еще с 1980-х. А последние главы писались в 2015 г.

Особенно приятно, что книга вышла в серии "Культурный код", вслед за книгами Ю. Лотмана, В. Набокова, Д. Лихачева... Можно приобрести через Озон, а также в Москве ("Москва", "Фаланстер"), Петербурге, Киеве, Харькове, Минске...

 

В этом выпуске - маленький отрывок из книги, из раздела "Поэзия мысли и языка". А в конце выпуска - ОГЛАВЛЕНИЕ книги.

 

Логопоэйя. Слово как произведение

                                               Что такое логопоэйя?  [1]

Логопоэйя (от греч. "logos"- слово, и poiesis —  творчество) —  поэзия отдельного, единичного слова, кратчайший поэтический жанр (в сравнении с ним даже моностих,  состоящий из целой строки, —  великан)[2]. По мысли Ральфа Эмерсона, "стихотворение не обязательно должно быть длинным. Каждое слово когда-то было стихотворением"[3].

 

К этому следует добавить, что слово (логос) не только было поэзией изначально, исторически, но и всегда остается таковой в акте словотворчества. В момент своего рождения слово обладает свойством поэтического образа, который по мере употребления стирается, автоматизируется.  Как показал Потебня, "не первозданное только, но всякое слово с живым представлением, рассматриваемое вместе со своим значением (одним), есть эмбриональная форма поэзии" [4]. Знаменательно, что А. Н. Афанасьев, выдающийся собиратель и  толкователь славянской мифологии, исходил в своей деятельности из того, что  "зерно, из которого вырастает мифическое сказание, кроется в первозданном слове"[5].

    Логопоэйю следует отличать от "словотворчества" как общего понятия, относимого к любому словесному творчеству, включая творчество новых слов. Логопоэйя  —  это именно самостоятельный жанр словотворчества, предметом которого являются отдельные слова. Например, словотворчество  характерно для В. Маяковского, но он никогда не занимался логопоэйей, т.е. созданием слов как самостоятельных произведений. Новые слова его интересовали как экспрессивная составляющая  других поэтических жанров: стихотворения, оды, поэмы и т.д. 

Вместе с тем логопоэйю нужно отличать от неологии. Неологизмы могут иметь самые разные, в том числе, сугубо прагматические задачи, ничего общего не имеющие с поэзией, —  научные, производственные, рекламные, идеологические: названия новых товаров и фирм,   материалов, технических приборов,  химических соединений,  политических движений...  ("большевик", "компьютер", "лавсан" и т.д.). Логопоэйя относится именно к выразительной, собственно эстетической функции нового  слова, которое само по себе может выступать как наикратчайшие  поэтическое произведение [6] .

В русской поэзии основы этого минималистского жанра заложил Велимир Хлебников, который вместе с А. Крученых подписался под тезисом, согласно которому "отныне произведение могло состоять из  о д н о г о         с л о в а <...>"[7].  Это не просто авангардный проект, но лингвистически обоснованная реконструкция образной природы самого слова ("самовитого слова"). Произведение потому и может состоять из одного слова, что само слово  исконно представляет собой  маленькое произведение, "врожденную" метафору, —  то, что Александр Потебня называл "внутренней формой слова", в отличие от его звучания (внешней формы) и общепринятого (словарного) значения[8].  Например, слово рокнос заключает в себе как внутреннюю форму образ рокас, а слово рстолс содержит в себе образ чего-то стелющегося (корневое рстлс) и этимологически родственно рпостелис.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. О целях поэзии

                                                ЧАСТЬ 1.    ПОЭЗИЯ

 1. Легенды и каноны

            От Орфея до Мандельштама: о природе поэзии

            Три лика классики: Державин —  Пушкин —  Блок

                         Вещее косноязычие

                         Тайная свобода

                        Творимая легенда

                        Манящая бездна

  2.  Голосов перекличка

Поэты-рифмы

                 Ф. Гельдерлин и К. Батюшков: свет безумия

                М. Лермонтов и Б. Пастернак: мудрость лета

Под занавес. Театральность у А. Пушкина и О. Мандельштама

Чудо и закон.  О поэтических мирах Б. Пастернака и О. Мандельштама

Золотой локон и розовая точка: интуиция живого у А. Пушкина и А.          Тарковского

Зимние стансы: И. Бродский и Е. Евтушенко

 

3. Новые движения в поэзии

            Между концептуализмом и метареализмом

              От метафоры к метаболе. О "третьем" тропе. 

             Как труп в пустыне я лежал...   От лирического "я" к лирическому "оно"

            Манифесты новой поэзии (1980-е)

         Зеркало-щит. О концептуальной поэзии

         Что такое метареализм

         Каталог новых поэзий

Приложение. М. Эпштейн — И. Кутик. Диалог о современной поэзии 

 

4. Текст и судьба      

            Возраст поэта

            Развоплощение себя. О Д. А. Пригове

Лирика сорванного сознания у Д. А. Пригова

Поэт древа жизни. Космизм и приватность у А. Парщикова

"Как нас меняют мертвые..."  И. Бродский и А. Парщиков 

 

5. Оригинальность и цитатность

Новая сентиментальность

Поэзия как состояние

Поэтический кристалл —  бесконечное стихотворение

 

ЧАСТЬ 2. СВЕРХПОЭЗИЯ

6. Поэзия природы

            Поэзия природы и природа поэзии

            Лирическая философия природы

            Пейзажи воображения

 

7. Поэзия общества

            Поэзия хозяйства

            Поэзия права. Белый дуб в Афинах

              Поэзия и власть

 

8. Поэзия вещей

         Лирический музей

              Между складом и свалкой. Поэзия домашнего

            Новая мемориальность. От эпики к лирике

            Значение единичного. Космодицея и антроподицея

            Вещи-метафоры

            Вещь как слово о себе

 

9. Поэзия мысли и языка

         Лиризм в философии

            Афористика как поэзия понятий

            Логопоэйя. Слово как произведение

            Искусство вариации. Анафразия в языке и литературе

 

10. Сверхпоэзия: поэтический вектор цивилизации

Прогресс и поэзия

Антропопоэйя и технопоэйя

Физика поэзии

Космопоэйя и биопоэйя

Социопоэйя и эконопоэйя

Ноопоэйя. Наука как сверхпоэзия

Ритм и система ограничений

Самотворение человека

 

Заключение.  Власть поэзии

 

Библиография

            Рекомендуемые книги о поэзии

            Работы М. Н. Эпштейна о поэзии

Именной указатель

Предметный указатель

 

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------                

 

Мой блог в Фейсбуке.

 

Мой блог на "Снобе".

 

Группы Слово года и Неологизм года на Фейсбуке. Присоединяйтесь!

 

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и смотрите последние выпуски по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

 

Гуманитарная  библиотека М. Эпштейна (философия, религия, культурология, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Я глубоко благодарен профессору С.-Петербургского университета Людмиле Владимировне Зубовой, чьи проницательные критические замечания, оценки и предложения значительно способствовали доработке первой редакции этой статьи.

 

[2]  Термин "логопоэйя" (logopoeia) образован мною по аналогии с "мифопоэйя" (mythopoeia), создание мифов.

[3] "Every word was once a poem". http://www.bartleby.com/5/110.html

 

[4] Потебня А. Эстетика и поэтика.  М.: 1976.  С. 429.

 

[5] Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу, М.: 1865-1869. Т. 1. С.15.

 

[6] Логопоэйя —  одна из составляющих моего проекта "Дар слова. Проективный словарь русского языка", над которым я работаю с 2000 г.  Это словарь лексических и концептуальных возможностей русского языка, экспериментальный поиск новых моделей словообразования и словотворчества. К настоящему времени вышло 420 выпусков, где описано примерно 3000 слов.

http:/www.emory.edu/INTELNET/dar0.html

http:/subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

 

[7] Цит. по кн.: Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М.: 1986. С. 171. По замечанию В.П. Григорьева, много сделавшего для понимания неологизмов Хлебникова именно как литературных произведений, однословий, гэто могло показаться и все еще кажется эпатированием чистой воды, но лишь при нежелании признать за словом его потенциальной способности стать произведением искусства... ...Невозможно вывести за пределы, подлежащие власти эстетических оценок, множество неологизмов Хлебникова именно как произведений словесного искусствах (там же). Вот почему Григорьев уделяет особое внимание тем новообразованиям Хлебникова, которые встречаются не в его поэтических текстах, где они сравнительно редки, но в особых экспериментальных списках, по сути, маленьких словарях, систематизацией которых и занимаются исследователи.

[8] Потебня А. Эстетика и поэтика. М.: 1976. С. 114, 175 . Потебня вообще полагал, что гиметафоричность есть всегдашнее свойство языка, и переводить мы можем только с метафоры на метафорух.

 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное