Прежде чем продолжить нашу тему, а мы ее заявили как
"Что день грядущий нам готовит?", сделаю лирическое отступление, чтобы
было понятно чем мы будем заниматься первое время и у вас не мучил
вопрос:"Так что же наконец он готовит?"
Автобиографическая страница. В 1974 году я закончил
третий курс Московского инженерно-физического института и в летние
каникулы предполагалась работа в студенческих строительных отрядах. Была в
нашу бытность такая форма коллективного труда. Однако поскольку я в то
время еще активно работал в КООД (это еще одна форма молодежной активности
в то время) – комсомольский оперативный отряд им Ф.Э.Дзержинского (КООД),
а во время приемных экзаменов в институт все проблемы по расселению
абитуриентов, обеспечению порядка в студгородке возлагались на летний
оперативный отряд и меня оставили на июль месяц работать в оперотряде.
Одновременно на базе оперотряда мы сформировали стройотряд и отправили его
в Набережные Челны: работать на стройке и помогать тамошним комсомольским
оперотрядам в обеспечении порядка. Поскольку для меня и оперотряд и
стройотряд были "любовью", то я сразу после завершения приемных экзаменов,
когда оперотряд завершил свою работу тут же махнул в Набережные Челны в
стройотряд.
По прибытии меня назначили бригадиром левого объекта –
капитальный ремонт коровника в ближайшем колхозе. И хотя профессиональных
строителей у нас не было, тем не менее в целом мы справились с
поставленной задачей, оставалась одна крыша, которую мы не успевали
покрыть, поскольку был уже конец августа и основная часть отряда должна
была уехать. Решено было остаться с группой ребят и завершить
строительство. Вскоре к нам присоединилась группа наших студентов, которые
вообще шабашили на стороне. Они были постарше, поопытнее в строительстве,
но тем не менее бригадиром был я. И вот помню первый день после их
прибытия в "мою бригаду": мы прибыв на объект приступили к работе, что-то
делаем, а наши "старшие товарищи" сидят: один топор точит, другой пилу
разводит. Время идет, а они и не думают приступать к работе. Я, как
бригадир, начинаю нервничать: работать пора…, а сказать неудобно, ребята
старше, опытнее. В конце концов они приступили к работе, с одним из них мы
стали пилить стропила и вот тут-то я понял чем они занимались до того:
правильно разведенная пела в наших руках, все пилилось легко и просто, не
работа, а кайф.
Я на всю жизнь запомнил этот эпизод и всегда думаю:
прежде чем приступить к работе приготовь, наладь инструмент и тогда работа
будет более эффективной и радостной.
К чему я все это так долго говорил? Прежде чем
приступить к нашей основной теме, нужно "приготовить инструмент". А
инструментом в нашем деле является МЕТОДОЛОГИЯ. Пока мы ее не "отладили",
без толку браться за работу: вспотеешь, а толку шыш.Поэтому для тех, у кого есть
внутреннее нетерпение – спокойно, всему свое время.
Итак в последней рассылке мы разобрали три понятия
ПРОРОЧЕСТВО, ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Мы будем заниматься
прогнозированием. Не потому что не обладаем пророческим даром, наверно у
каждого из нас он в какой-то мере есть, но это вопрос другой темы. Мы не
собираемся и кого-то программировать, поскольку выкладываем свой метод и
каждый может самостоятельно проверить верность прогноза. Более того, наша
цель, чтобы каждый сам освоил методологию прогнозирования и уж никогда и
никто не сможет им манипулировать и использовать его в своих, как правило,
неблагородных целях.
Пойдем дальше и разберем следующие два
ключевые понятия КАЛЕЙДОСКОП и МОЗАИКА.
КАЛЕЙДОСКОП. Все помнят детскую игрушку, такая
трубочка с зеркальными стенками, внутрь насыпаны разноцветные стекляшки и
благодаря отражениям в зеркалах в этой трубочке возникают причудливые,
красивые картинки. Чуть повернул и новая картинка, еще поворот и новая. Ни
одна не повторяется, красиво, заглядишься.
МОЗАИКА. Всем известны мозаичные панно, которые
выкладываются из разноцветных камешков или стекляшек. Тоже очень
красиво.
Но в чем принципиальная разница между ними? В мозаике
все время сохраняется целостная картинка, какие-то ее части еще не
проработаны и мы домысливаем их, до воображаем, но у нас эта целостная
картинка есть. Каждый новый камешек или стекляшка дополняет картинку, не
меняя ее в целом, прорабатываются детали.
Не то в калейдоскопе: каждая новая стекляшка меняет
картинку принципиально. Нет никакой связи между новой и прежней, они
принципиально различны.
Теперь представим себе, что мы имеем дело не с
камешками или стекляшками, а с некоторыми фактами, блоками информации. Как
эти факты выстраиваются в нашем сознании? Набросаны, как попало, не
связано между собой, все новые и новые? Тогда в нашей голове –
КАЛЕЙДОСКОП. Каждый новый факт может изменить наше представление по тому
или иному вопросу, нет ничего определенного, постоянного, а раз так, то и
у нас, нет и не может быть никакой позиции.
Другой случай: каждый новый факт связывается с уже
известными фактами в этой области, что подтверждает это известное, что
дополняет, что противоречит, и мы после некоторых раздумий либо отвергает
новый факт, как сомнительный, либо вносим коррективы в наше прошлое
представление. Общая картинка остается постоянной, наращивается ее
полнота, прорабатываются детали т.д. У нас в голове целостная МОЗАИКА.
КАЛЕЙДОСКОП и МОЗАИКА просто слова, которые
характеризуют некие явления, некое специфическое взаимодействие отдельных
фрагментов единого целого.
В одном случае фрагментарное, разорванное, хаотичное. В
другом целостное, взаимосвязанное, упорядоченное.
Понятно, что КАЛЕЙДОСКОМ и МОЗАИКА некие крайние
случаи. В жизни в чистом виде такого не бывает: по одним вопросам у меня
есть целостное представление, я здесь специалист,по другим – "мы все учились
понемногу, чему-нибудь, и как-нибудь" (А.С.Пушкин). Однако есть области,
где все мы должны быть специалистами – это жизнь, это отношения с
окружающими, это вся совокупность социальных, экономических, политических
отношений. Мы не можем преложить на кого-то другого труд регулировать,
выстраивать эти свои отношения, как не можем переложить труд питаться,
дышать, размножаться и т.д.
Поэтому если мы действительно хотим правильно и успешно
выстраивать свои отношения, то мы должны быть специалистами и в этих
областях, а значит потрудиться и сформировать по данным вопросам целостное
представление, сформировать свою МОЗАИКУ.
Пока нет МОЗАИКИ, ни о каком прогнозе речи быть не
может. КАЛЕЙДОСКОП непредсказуем, каждая новая картинка никак не связана с
прежней. Результат? Живем здесь и сейчас, вернее выживаем. Не я хозяин
положения, я его заложник.
Вывод: для формирования культуры прогнозирования
необходимо формировать целостное, мозаичное мировоззрение, в значимых для
нас областях. Если я перепутаю фамилии каких-то футболистов и их команды,
а для меня это хобби, то ничего страшного не случится. А если я спортивный
комментатор – то это провал.
Однако повторяю еще раз: есть области, в которых все мы
должны быть профессионалами. Это наша жизнь!