Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сегодня - студент, а завтра ... ?!


Информационный Канал Subscribe.Ru


 
 
Добрый день, дорогие читатели !
 
Предлагаю вашему вниманию второй выпуск рассылки "ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?"
Рекомендую подписаться на эту рассылку, а сделать это можно на сайте:
 

КАЛЕЙДОСКОП и МОЗАИКА

Всех приветствую!

Прежде чем продолжить нашу тему, а мы ее заявили как "Что день грядущий нам готовит?", сделаю лирическое отступление, чтобы было понятно чем мы будем заниматься первое время и у вас не мучил вопрос:"Так что же наконец он готовит?"

Автобиографическая страница.
В 1974 году я закончил третий курс Московского инженерно-физического института и в летние каникулы предполагалась работа в студенческих строительных отрядах. Была в нашу бытность такая форма коллективного труда. Однако поскольку я в то время еще активно работал в КООД (это еще одна форма молодежной активности в то время) – комсомольский оперативный отряд им Ф.Э.Дзержинского (КООД), а во время приемных экзаменов в институт все проблемы по расселению абитуриентов, обеспечению порядка в студгородке возлагались на летний оперативный отряд и меня оставили на июль месяц работать в оперотряде. Одновременно на базе оперотряда мы сформировали стройотряд и отправили его в Набережные Челны: работать на стройке и помогать тамошним комсомольским оперотрядам в обеспечении порядка. Поскольку для меня и оперотряд и стройотряд были "любовью", то я сразу после завершения приемных экзаменов, когда оперотряд завершил свою работу тут же махнул в Набережные Челны в стройотряд.

По прибытии меня назначили бригадиром левого объекта – капитальный ремонт коровника в ближайшем колхозе. И хотя профессиональных строителей у нас не было, тем не менее в целом мы справились с поставленной задачей, оставалась одна крыша, которую мы не успевали покрыть, поскольку был уже конец августа и основная часть отряда должна была уехать. Решено было остаться с группой ребят и завершить строительство. Вскоре к нам присоединилась группа наших студентов, которые вообще шабашили на стороне. Они были постарше, поопытнее в строительстве, но тем не менее бригадиром был я. И вот помню первый день после их прибытия в "мою бригаду": мы прибыв на объект приступили к работе, что-то делаем, а наши "старшие товарищи" сидят: один топор точит, другой пилу разводит. Время идет, а они и не думают приступать к работе. Я, как бригадир, начинаю нервничать: работать пора…, а сказать неудобно, ребята старше, опытнее. В конце концов они приступили к работе, с одним из них мы стали пилить стропила и вот тут-то я понял чем они занимались до того: правильно разведенная пела в наших руках, все пилилось легко и просто, не работа, а кайф.

Я на всю жизнь запомнил этот эпизод и всегда думаю: прежде чем приступить к работе приготовь, наладь инструмент и тогда работа будет более эффективной и радостной.

К чему я все это так долго говорил? Прежде чем приступить к нашей основной теме, нужно "приготовить инструмент". А инструментом в нашем деле является МЕТОДОЛОГИЯ. Пока мы ее не "отладили", без толку браться за работу: вспотеешь, а толку шыш.  Поэтому для тех, у кого есть внутреннее нетерпение – спокойно, всему свое время.

Итак в последней рассылке мы разобрали три понятия ПРОРОЧЕСТВО, ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Мы будем заниматься прогнозированием. Не потому что не обладаем пророческим даром, наверно у каждого из нас он в какой-то мере есть, но это вопрос другой темы. Мы не собираемся и кого-то программировать, поскольку выкладываем свой метод и каждый может самостоятельно проверить верность прогноза. Более того, наша цель, чтобы каждый сам освоил методологию прогнозирования и уж никогда и никто не сможет им манипулировать и использовать его в своих, как правило, неблагородных целях.

Пойдем дальше и разберем следующие два ключевые понятия КАЛЕЙДОСКОП и МОЗАИКА.

КАЛЕЙДОСКОП. Все помнят детскую игрушку, такая трубочка с зеркальными стенками, внутрь насыпаны разноцветные стекляшки и благодаря отражениям в зеркалах в этой трубочке возникают причудливые, красивые картинки. Чуть повернул и новая картинка, еще поворот и новая. Ни одна не повторяется, красиво, заглядишься.

МОЗАИКА. Всем известны мозаичные панно, которые выкладываются из разноцветных камешков или стекляшек. Тоже очень красиво.

Но в чем принципиальная разница между ними? В мозаике все время сохраняется целостная картинка, какие-то ее части еще не проработаны и мы домысливаем их, до воображаем, но у нас эта целостная картинка есть. Каждый новый камешек или стекляшка дополняет картинку, не меняя ее в целом, прорабатываются детали.   

Не то в калейдоскопе: каждая новая стекляшка меняет картинку принципиально. Нет никакой связи между новой и прежней, они принципиально различны.

Теперь представим себе, что мы имеем дело не с камешками или стекляшками, а с некоторыми фактами, блоками информации. Как эти факты выстраиваются в нашем сознании? Набросаны, как попало, не связано между собой, все новые и новые? Тогда в нашей голове – КАЛЕЙДОСКОП. Каждый новый факт может изменить наше представление по тому или иному вопросу, нет ничего определенного, постоянного, а раз так, то и у нас, нет и не может быть никакой позиции.

Другой случай: каждый новый факт связывается с уже известными фактами в этой области, что подтверждает это известное, что дополняет, что противоречит, и мы после некоторых раздумий либо отвергает новый факт, как сомнительный, либо вносим коррективы в наше прошлое представление. Общая картинка остается постоянной, наращивается ее полнота, прорабатываются детали т.д. У нас в голове целостная МОЗАИКА.

КАЛЕЙДОСКОП и МОЗАИКА просто слова, которые характеризуют некие явления, некое специфическое взаимодействие отдельных фрагментов единого целого.

В одном случае фрагментарное, разорванное, хаотичное. В другом целостное, взаимосвязанное, упорядоченное.

Понятно, что КАЛЕЙДОСКОМ и МОЗАИКА некие крайние случаи. В жизни в чистом виде такого не бывает: по одним вопросам у меня есть целостное представление, я здесь специалист,  по другим – "мы все учились понемногу, чему-нибудь, и как-нибудь" (А.С.Пушкин). Однако есть области, где все мы должны быть специалистами – это жизнь, это отношения с окружающими, это вся совокупность социальных, экономических, политических отношений. Мы не можем преложить на кого-то другого труд регулировать, выстраивать эти свои отношения, как не можем переложить труд питаться, дышать, размножаться и т.д.

Поэтому если мы действительно хотим правильно и успешно выстраивать свои отношения, то мы должны быть специалистами и в этих областях, а значит потрудиться и сформировать по данным вопросам целостное представление, сформировать свою МОЗАИКУ.

Пока нет МОЗАИКИ, ни о каком прогнозе речи быть не может. КАЛЕЙДОСКОП непредсказуем, каждая новая картинка никак не связана с прежней. Результат? Живем здесь и сейчас, вернее выживаем. Не я хозяин положения, я его заложник.

Вывод: для формирования культуры прогнозирования необходимо формировать целостное, мозаичное мировоззрение, в значимых для нас областях. Если я перепутаю фамилии каких-то футболистов и их команды, а для меня это хобби, то ничего страшного не случится. А если я спортивный комментатор – то это провал.

Однако повторяю еще раз: есть области, в которых все мы должны быть профессионалами. Это наша жизнь!

Ведущий рассылки Валерий Задерей

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное