Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок 68


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 68

Личный опыт

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Вот и наступил новый 2014 год! А старый, 2013-й, ушёл в прошлое. Что поменялось в нашей жизни? Соответствуют ли изменения нашим желаниям? И если нет, то, что нам с этим делать?

Я вот сижу и размышляю о проблемах образования… Осмысливаю личный опыт. :0) В сентябре-октябре я столкнулся с очень интересной проблемой: не удавалось собственного старшего сына организовать на занятия математикой и физикой. Причины обычные: время, когда мы оба бываем дома, не самое удобное для занятий. В основном после девяти вечера, или ещё позже. Кроме того, отвлекают младшие дети, домашние дела и т. д. В итоге, совместные занятия бывают достаточно редко. В основном приходится «воспитывать дистанционно», т. е. напоминать сыну о том, что ему необходимо сделать. И применять какие-то меры воздействия. В том числе достаточно жёсткие.

Как показала практика, такой стиль воспитания очень неэффективен. Затраты энергии, с моей стороны, достаточно большие, нервных переживаний и конфликтов много. А вот результат… В основе такого подхода лежит надежда на «сознательность» подрастающего поколения. Надежда совершенно необоснованная.  :0)

В очередной раз я сделал для себя вывод, что дети, даже подросткового возраста, не обладают (в большинстве случаев) достаточным опытом, чтобы принимать ответственные решения. Сиюминутные удовольствия, соблазны, часто являются для них определяющим фактором. Кроме того, мнение ровесников в большинстве случаев не способствует, а противодействует ответственному поведению. О влиянии среды я ещё скажу ниже…

Вывод: эффективным воспитанием является только совместная деятельность. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!!!

Надо заметить, что совместные занятия тоже не вызывают восторга. :0) Это и понятно. Работать-то всё равно приходится… Но при таком подходе нагрузка делится на двоих, а это уже большой плюс. Особенно если учесть, что распределение нагрузки может меняться. Вольно или невольно я учитываю готовность что-либо делать и силу противодействия. Вот тут надо рассказать о собственных ошибках! :0)

С одной стороны, необходимо планирование деятельности, в том числе и совместной. Надо понимать, какую задачу мы решаем, какие темы, какие навыки осваиваем. С другой стороны, жёсткое планирование сильно мешает. Планы очень часто не выполняются. Точнее, выполняются частично. А это порождает (у меня) отрицательные эмоции. Стремление выполнить план любой ценой ведёт к конфликтам. В итоге дело страдает.

 Поэтому я стараюсь не привязываться к конкретным срокам. Я выбираю направление движения, и стараюсь поддерживать «максимально возможную скорость». Но мысли о моменте прибытия в пункт назначения я стараюсь тормозить, удалять из своего сознания, заменять их чем-то другим.

В качестве примера рассмотрим занятия с моей младшей дочкой. Она сейчас учится читать. Никаких нормативов по скорости чтения у меня нет. Мы с ней освоили, в основном, чтение слогов, т. е. слитное произношение нескольких звуков. А дальше надо увеличивать скорость. Но скорость мы не обсуждаем. Мы просто читаем подходящую книжку. Парочку книг для тренировки чтения я нашёл к книжном магазине. Их отличие в том, что много материала в виде отдельных слов или словосочетаний. Каждое слово – отдельная минизадача. Вот по такой книге мы и читаем. Минимальный объём работы за одно занятие – один столбик (около двадцати слов). При этом в начале книги слова идут короткие, из трёх-четырёх букв. А потом они становятся длиннее… Я хотя и заинтересован в том, чтобы читать за раз как можно больше, но сильно не настаиваю. Моя задача – заниматься почти каждый день. Я должен об этом помнить, организовывать себя, находить время для занятий. Это – моя зона ответственности. А результат  отдельного занятия может быть и не таким, как я ожидаю…

А сейчас я хочу вернуться к вопросу влияния среды. Некоторые наблюдения, с комментариями… :0) Ситуация в сфере образования меняется быстро, и в худшую сторону. Учителя в этом не виноваты. Точнее, не от них это зависит в первую очередь. В повседневной суете, мы стали очень мало внимания уделять формированию мировоззрения, в том числе у подрастающего поколения. Я говорю о родителях. Основная масса родителей не думает о том, какие цели имеют в жизни их дети. Одеты, накормлены, и слава богу… Очень скоро нам придется осознать ошибочность такой позиции. Наши дети стали потребителями. Они не приучены к труду. Они не умеют трудиться, не умеют получать от труда радость. И это очень большая проблема! Сейчас это проявляется прежде всего в сфере образования. Ведь учёба – это основная форма труда в возрасте от 6 до 20 лет. Падение уровня образования – прямое следствие того, что дети не хотят трудиться. Труд нынче не в почёте! Тех, кто умеет трудиться, становится всё меньше.

А далее это проявляется во всех сферах жизни. Мы построили общество потребителей!

Все хотят получать качественные товары и услуги. А кто их будет создавать? Потребители не заинтересованы в создании качественных товаров и услуг. В этом заинтересованы созидатели. Но их становится всё меньше. Уже сейчас во всех сферах ощущается дефицит «толковых работников». А это ведёт к снижению качества продукции. Во всех сферах. Я думаю, с этим связано большое количество неудач в космической отрасли в последнее время. И это только один пример. Другим примером может быть современная медицина… Таким образом, широкое распространение идеологии потребительства ведёт к гибели всей цивилизации.

Но! Сохраняется некоторая доля родителей, которые достаточно ответственно занимаются воспитанием собственных детей, в частности, формируют трудолюбие. Именно с такими родителями мне приходится в основном общаться. :0) Пользуясь случаем, хочу высказать им слова благодарности, и пожелать им успехов в их нелёгком труде. Они воспитывают граждан Новой Цивилизации, которым предстоит решить очень сложные задачи…

Вот на этой оптимистичной ноте я бы и хотел закончить этот выпуск. :0)

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное