Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок 65


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 65

Память

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Интересная тема возникла в моей работе – память! Причина банальная: часть учеников осваивает новые навыки достаточно быстро. А другая часть топчется почти на одном месте. Например, таблица умножения тренируется в течение двух месяцев, и надёжного знания нет. Остаётся достаточно много ошибок. Причём в одних и тех же примерах. И эти ошибки повторяются десятки раз… У меня возникает закономерный вопрос: почему память конкретного ученика так медленно реагирует на информацию? С чем это связано? И как с этим бороться? Я думаю, подобные вопросы волнуют многих родителей и наставников. Поэтому и решил рассмотреть эту тему в рассылке.

Начну с того, что у меня лично проблем с памятью не было. Насколько я помню… :0)

Я в детстве хорошо учился. Очень многое воспринимал на слух, во время урока. Поэтому дома учить приходилось меньше. Ещё один интересный фактор. У меня есть старший брат, который учился на один класс старше. Поэтому первое знакомство с информацией я получал на год раньше и в непроизвольной обстановке, без груза ответственности, что это надо запомнить, выучить, освоить и т. д. Очень важные навыки, такие как активность, готовность к восприятию нового, готовность к изменениям, сформировались у меня стихийно. В то время я не знал, что эти навыки необходимо формировать. И, скорее всего, не смог бы тогда понять, насколько это важно. Как обычно, понимание приходит после того, как работа сделана, а не перед её началом. Поэтому в процессе обучения ученик не может обладать пониманием, и не может опираться на него. Это доступно наставнику. А ученик вместо понимания использует доверие к наставнику. Чем больше ресурс доверия, тем лучше для процесса обучения. Но я отвлёкся от основной темы...

Я обнаружил ошибку! Прямо сейчас, в процессе создания выпуска. Свою ошибку! :0) Дело в том, что моё отношение к памяти и к эрудиции было несколько высокомерным и пренебрежительным. Я всегда, сколько себя помню, ценил мышление, способность рассуждать, принимать решения. А знания, память, эрудицию воспринимал как категории менее важные, менее «благородные». Вот такое интересное проявление гордыни… Дело в том, что эта иерархия подсознательно переносится на людей. Люди, умеющие принимать решения, воспринимаются «выше», чем люди, обладающие знанием...

«Пренебрежительное» отношение к памяти проявилось в том, что в моей системе заданий очень мало упражнений для тренировки памяти. Я считал, что хорошая память – это нечто само собой разумеющееся. :0) У меня ведь не возникало проблем с памятью! Похоже, настал момент исправлять ситуацию...

Принципы работы памяти и способы её активизации мне известны. Книги про память я читал наравне с книгами по мышлению. Только меньше использовал... :0)

Причины слабой памяти известны. На первое место я ставлю мотивацию. Информация не запоминается, если она не считается важной. К сожалению, для многих учеников всё, что связано с учёбой, воспринимается как излишнее, обременительное, мешающее спокойной жизни. Поэтому подсознательно ученик «отгораживается» от новой информации, внутренне «закрывается». И этим создаёт себе дополнительные проблемы...

Вторая причина – недостаточная или негативная эмоциональная окраска. Третья причина – однородность информации. Один пример на умножение похож на другой; и это вызывает путаницу. С этим можно бороться. Надо дополнительно структурировать информацию. При том же количестве элементов увеличивать число связей между ними. Например, таблица умножения на 5 запоминается лучше, потому что все числа в ней оканчиваются на 0 или 5. Между запоминаемыми элементами зафиксирована дополнительная связь... Таблица умножения на 2 тоже запоминается хорошо, потому что проверяется сложением (которое к текущему моменту уже освоено). А как с другими?

Для таблицы умножения на 9 есть система счёта на пальцах. Подробно описывать не буду. Желающие могут найти сами в литературе по занимательной математике...

Года два назад я создал программку для проверки интеллектуальной выносливости. Принцип проверки очень простой. Испытуемому даются одна или несколько арифметических прогрессий, и он должен по порядку перечислять их элементы. Вычисление каждого следующего элемента в отдельности труда не представляет. Но требуется постоянная концентрация внимания, чтобы не сбиваться. Так вот эта программка оказалась полезной при освоении таблицы умножения. Оказалось, что для некоторых учеников перечислить по порядку десять чисел, кратных семи или восьми, - достаточно сложная задача, которая требует отдельной тренировки. А в результате многократного повторения между числами такой группы возникает дополнительная связь (в восприятии конкретного ученика; объективно она существовала и до тренировки… :0) ) Вот так интересно находят себе применение программы, созданные ранее...

Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые моменты, связанные с памятью. Остальное оставим для последующих выпусков… :0)

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное