Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок 47


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 47

Учебный процесс

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Я продолжаю рассказ о своём новом проекте ШАР-ЗШМ. Точнее, я излагаю теоретическое обоснование этого проекта. Получить приемлемое представление о самом проекте можно только через участие в нём. Это требует некоторых затрат времени и сил. Главное, необходим высокий уровень ответственности за себя и за будущее своих детей. В современном обществе, с преобладающей идеологией потребительства, реальная (подтверждаемая действиями) забота о будущем детей встречается нечасто. Но я оптимист  :0) и поэтому для Активных Родителей напоминаю адрес, по которому надо писать для поступления в заочную школу:  shar_zshm@mail.ru

 Начну я с тезиса, который уже формулировал раньше:

Реальное обучение происходит в процессе деятельности. Чтобы обучать, необходимо организовывать деятельность.

Вот и рассмотрим организацию учебной деятельности в школе. Как всегда, я рассматриваю урок математики. Одно из типичных заданий – решение уравнений.

Как вы думаете, что является основной, стратегической целью данного вида деятельности? Придумали?! Смогли сформулировать?! Или вам лениво думать самостоятельно? :0) Я, конечно, предоставлю собственную версию, но ... Если вы хотите извлекать из чтения пользу, то надо сопровождать чтение и обдумыванием. Ну ладно, паузу я выдержал... Итак, целью данного вида деятельности является умение (навык) находить корни уравнения. Очевидно? Конечно! А теперь второй вопрос: что оценивает учитель в деятельности ученика? Будет ли удовлетворён учитель, если ученик, прочитав условие, сразу назовёт ему ответ? Я уверен, что нет. Учитель потребует предоставить решение, оформленное по всем правилам. А если решение будет оформлено иначе, то оценка будет снижена. Я не прав?!

Переформулируем первый вопрос: какого результата добивается от ученика учитель? Правильного оформления решения уравнения. Вы скажете, что умения решать, находить корни он добивается тоже. Но главная цель всегда одна! В каждый конкретный момент времени. Чтобы проверить умение находить корни, надо дать ученику много уравнений. И посмотреть, сколько из них он решит. Поступит так учитель? Нет! И понятно почему. У него нет на это времени. Ведь надо контролировать, что ученик решает сам, не списывает, не заглядывает в ответы. А как это сделать применительно к классу в 20 человек? В какой-то степени можно надеяться, что тот, кто решил первым, решил самостоятельно. А остальные?

Посмотрим на процесс решения уравнений с точки зрения ученика. Ученик знает, что оценивать будут не его умение решать, а то решение, которое у него в тетради. Соответственно, он находит способы получить решение в тетради, а не приобрести умение решать уравнения. Улавливаете разницу! При существующей организации учебного процесса ученику проще списывать решение у соседа, чем решать самому. Вероятность положительной оценки больше.

Ещё один момент. Рассмотрим процесс решения и оформления уравнения с точки зрения ценности для мышления ученика. Я думаю, вы согласитесь, что процесс решения является более творческим, а оформление – деятельность исполнительская, однообразная, в которой больше работают руки, а не голова. Таким образом, основная часть учебного времени тратится на рутинную деятельность, а не на творчество. Существующая система образования не учит думать, она учит исполнять, копировать чужие решения.

О причинах. Причина понятна – неправильная организация учебного процесса. Как организовать его лучше? Решение есть, решение основанное на современных технологиях. Если мы хотим учить думать, учить творчеству, надо обеспечить гораздо бОльший запас задач, упражнений. Чтобы каждый ученик решал свою собственную задачу и не мог надеяться на «помощь» со стороны. Это первое. Время на решение конкретной задачи должно быть строго лимитировано. Тогда не будет возможности воспользоваться «решебником». Это второе. При соблюдении указанных условий можно отделить процесс решения, от процесса оформления. А это значит, что тренируя «голову», можно освободить от лишней работы руки. Это третье. Оценивается деятельность «головы» по количеству найденных правильных решений. Предыдущие условия гарантируют адекватность такой оценки. Это четвёртое. И пятое условие: короткая обратная связь. Я понимаю под этим следующее. Получив решение и представив его на проверку, ученик должен за минимальное время получить ответ, правильно его решение или нет. Чем меньше время на ожидание ответа, тем эффективнее процесс обучения.

Понятно, что в нынешних школах организация такого учебного процесса невозможна. Глобально. А локально я её применяю… на своих занятиях. А нужны для этого компьютеры с обучающими программами. Хорошие программы обеспечивают выполнение всех пяти условий. Причём короткая связь оказывается очень короткой! Время реакции – доли секунды!

И приятная новость! Обучение в ШАР-ЗШМ подразумевает широкое использование указанных обучающих программ. Таким образом, современные технологии доступны для всех желающих. А у вас, уважаемые читатели, есть свобода выбора, т. е. вы можете не писать мне письма на адрес shar_zshm@mail.ru а продолжать обучать своих детей по старой, проверенной системе, которая почти не менялась за последние 400 лет. Это ваше право, ваш выбор!

P.S.  Последние два месяца я испытываю сложности в ведении данной рассылки. Подготовленные мною выпуски не попадают в архив и не рассылаются своевременно. Они выходят с большим опозданием, после вмешательства службы поддержки информационного канала Subscribe.ru. Я пытался выяснить причины и исправить ситуацию. К сожалению, мне это не удалось. По правилам Subscribe.ru не гарантирует надёжную работу сервера бесплатных рассылок и не обязан давать какие-либо пояснения по поводу возникающих проблем. Поэтому я создал новую рассылку «Развитие мышления школьников» http://subscribe.ru/catalog/home.child.zshm В настоящий момент новая рассылка работает нормально. Поэтому информацию по обучению я буду давать в основном через неё. Всем желающим продолжить заочное общение со мной предлагаю на неё подписаться.

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное