Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 43

Талант

Талант. Понятие сложное и многогранное. Каждый имеет своё представление о таланте, но вряд ли найдётся такое определение таланта, которое удовлетворит всех. Начнём с выделения основных черт. Во-первых, талант всегда проявляется в действии. Во-вторых, своими действиями он создаёт нечто новое, оригинальное. В-третьих, в результате создания нового, решения некоторой творческой задачи, талант развивается, приобретает новые качества или совершенствует уже имеющиеся.

Как и многие другие исследователи, я полагаю, что каждый ребёнок от рождения обладает талантом. Возникает вопрос: почему же среди взрослых людей мы считаем талантливыми лишь очень немногих? Для ответа на этот вопрос я хочу рассмотреть талант в начальной стадии развития. Я хочу показать элементарную работу таланта – простое и кратковременное действие, в котором с точки зрения окружающих нет ничего особенного. Но именно такие действия постепенно формируют талант. И в какой-то момент талант «проявляется», становится видимым для окружающих...

Из каких частей состоит талант? Назовём основные: мышление, чувства, воображение, психомоторика, энергопотенциал, мировоззрение. Каждая часть интересна сама по себе и заслуживает отдельного рассмотрения. Всему своё время... Пока надо отметить, что талант – целостный механизм, в котором все части работают слаженно, решая общую задачу.

Пора дать таланту определение. Рабочее, удобное в применении. Я определяю талант так: талант – это механизм, который преобразовывает неизвестное в новое, и в процессе этой работы совершенствует себя. Понятие таланта неразрывно связано с понятием задачи. Задачи творческой. Действующий, «опытный» талант находит такие задачи сам, и в большом количестве. Каждая задача имеет известное и неизвестное. К известному относится некоторый (зачастую очень большой) набор возможных действий и критерии для фиксации нужного результата (ситуации успеха). А неизвестным является правильное действие или правильная последовательность действий. Элементарная работа таланта – выбор. Выбор правильного действия из набора возможных.

Универсальная схема работы таланта следующая. Из возможных действий выбирается одно. Но выбор действия – это ещё не всё. Действие должно быть выполнено. Выполнение действия изменяет соотношение неизвестного и известного. Талант получает обратную связь. В простейшем случае этой информации достаточно, чтобы сделать вывод, получен нужный результат или нет. Будем говорить, что сделана попытка решения задачи посредством конкретного действия. Большинство попыток не являются успешными! Это очень важный момент. С точки зрения постороннего человека была совершена ошибка, так как нужный результат не достигнут. На самом деле ошибки не было. Получен результат. Этот результат не является решение задачи, но он – элемент опыта. А каждый элемент опыта фиксируется в памяти и мышлении. Вернёмся к схеме работы таланта. Получив обратную связь, талант делает новый выбор, уже с учётом полученной информации. Новый выбор воплощается в действии и даёт новую обратную связь. И так до тех пор, пока не будет достигнут нужный результат, до успеха. Кратко схему можно записать так: выбор – действие – обратная связь – осмысление – новый выбор - ... - действие – обратная связь – успех.

Следующий важный вопрос: почему талант не всегда может решить поставленную задачу? Ответ очень простой. Не хватает времени и энергии. Затраты на выполнение каждой попытки велики. А прилив энергии возникает, только если попытка оказалась успешной, если достигнут нужный результат. Поэтому для работы таланта необходимо наличие энергии выше некоторого фиксированного уровня (минимального уровня энергопотенциала). Если энергии не хватает, срабатывает механизм самосохранения, талант отключается. Внешне это проявляется как утомление, апатия, нежелание что-либо делать.

Наряду с талантом необходимо сказать и о памяти. Память я рассматриваю в самом широком смысле, как механизм сохранения и использования ранее полученных знаний, умений и навыков. Талант преобразовывает неизвестное в новое, а память фиксирует это новое как известное и использует известное в дальнейшей деятельности. Заметим, что энергетически использование памяти намного выгоднее, чем использование таланта. Поэтому интеллект сначала использует память, и лишь потом талант. При решении любой задачи используется опыт, то, что получено ранее. А это значит, что работает память. И в каждой задаче есть нечто неизвестное, поэтому работает талант. Эти два механизма работают сообща. Для характеристики задач удобно ввести коэффициент, отношение работы таланта к работе памяти. Если значение коэффициента близко к нулю, т. е. в основном работает память, то задача называется исполнительской или репродуктивной. Если значение коэффициента сильно отличается от нуля, т. е. налицо активная работа таланта, то задача называется творческой.

Интересно рассмотреть развитие таланта в дошкольном возрасте. При наличии свободы и поддержки со стороны родителей каждый ребёнок активно и успешно развивает свой талант. Доказательством служит решение такой сложнейшей творческой задачи как овладение речью. Можно также рассмотреть умение ходить, бегать, плавать, рисовать, лепить, петь, танцевать и т. д. Почему обучение происходит так успешно? Одна из основных причин – внутреннее управление процессом обучения. Ребёнок сам ставит себе задачи, интуитивно; и выбирает оптимальный темп обучения. Интересно, что при этом ребёнок неосознанно использует закон наименьшего усилия: каждый новый навык он осваивает с наименьшими затратами.

Ситуация меняется в школе. В школе программа. Единая для всех. А талант у каждого ребёнка свой, уникальный. Единая программа не может быть оптимальной для каждого. Это первая группа проблем. Поскольку оценивать развитие таланта очень сложно, то к этому никто и не стремится. В школе в основном оценивается работа памяти. Критерий успешности обучения - знания, умения и навыки, а всё это использование уже известного. Итак, вторая группа проблем – критерии, по которым оценивается деятельность ученика и учителя. Третья группа проблем – система задач. Задачи в основном репродуктивные, исполнительские. Творческих задач очень мало. И рассчитаны творческие задачи только на сильных учеников, на тех, кто уже привык работать самостоятельно. А как развивать талант остальным?

Итак, я перехожу к самой интересной теме – воздействию на талант. Основной вопрос: какие условия необходимо создать для развития таланта школьников? Первое условие и самое главное: заинтересованность родителей. Родители должны иметь намерение развивать талант своего ребёнка. Именно намерение, т. е. желание, воплощаемое в действиях. Второе условие: интерес ученика к некоторой сфере деятельности, в которой и будет происходить основное развитие таланта. Третье условие: наличие наставника, который увлечён данным видом деятельности и имеет возможность уделять ученикам достаточное внимание.

Второе условие является самым «слабым требованием». Интерес можно создать. Но для этого, конечно, надо затратить время и усилия. Найти хорошего наставника нелегко. Труд учителей почти всегда недооценивается. Это легко объяснить. Результаты труда учителя проявляются в основном через несколько лет. А платить надо сразу. За то, чего ещё нет, много не платят... Наставник не может иметь много учеников одновременно. Прогресс каждого ученика прямо зависит от того времени, которое уделяет ученику наставник.

Ещё одно замечание. Эффективность  работы наставника уменьшается с уменьшением возраста ученика. Работать с младшим возрастом невыгодно! Поэтому первыми наставниками обычно бывают родители. Для ученика соотношение обратное: чем раньше он обретает наставника, тем большего результата в развитии таланта он может достичь.

 

 

 

Вот таким получилось краткое изложение теории таланта. :0)

Следующий шаг я уже продумал. Я хочу получить отзывы на этот текст непосредственно от родителей. Когда соберу сотню отзывов, можно будет сделать выводы. А пока всё!

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное