Я нашел лишь один способ быстро и результативно учиться - делать дело... и исправлять найденные ошибки...
выпуск 40
О целях
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Рад приветствовать вас после очередного длительного перерыва!
О главном. Я продолжаю заниматься развитием мышления школьников. И пытаюсь понять, как я это делаю и ДЛЯ ЧЕГО? Своеобразный поиск смысла жизни в своей профессиональной деятельности… Да, именно поиск смысла жизни! Я к Своему Делу отношусь очень серьёзно… Я могу ошибаться в средствах, в методах, но ошибаться в целях мне нельзя! Да и не получится! Практика общения с детьми очень быстро вносит необходимые коррективы. Если на уровне чувств нарушается баланс целей,
т. е. моё внутреннее эмоциональное состояние отклоняется от некоторого «правильного», то это сразу проявляется: детей на уроках становится меньше или уроки срываются по «независимым от меня причинам». Свободное посещение играет здесь положительную роль! Объём работы сокращается, у меня появляется время для переосмысления и поиска ошибок в своём мировоззрении и в своих действиях.
Какое мировоззрение, какое отношение к миру и к своей деятельности является «правильным», я не знаю. Некоторые принципы мне удалось для себя сформулировать, но окончательным критерием истины является только практика! :0)
Совсем недавно сестрёнка подкинула мне очень интересный вопрос: насколько обоснованы большие затраты по обучению ребёнка, по развитию его мышления?
Забота о детях проявляется в очень широком спектре действий: обеспечение определённых жизненных условий (жильё, одежда, питание), финансовое обеспечение, укрепление здоровья, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие навыков общения, формирование личностных качеств и т. д. Есть ли смысл особо выделять обучение? Есть ли смысл из всех учебных дисциплин выделять математику и мышление? Почему именно математику? Сколько времени
есть смысл выделить для развития мышления (в день, в неделю, в месяц)?
Вопросы эти возникли в связи с тем, что лично я уделяю развитию мышления очень большое внимание. Мой сын помимо занятий в обычной школе занимается ещё и дома, со мной, по моей программе. И тратит на это 15-30 минут в день. А есть ли в этом необходимость? Ведь другие тоже как-то живут, и некоторые достигают определённых успехов в жизни… Чем оправдать дополнительную учебную нагрузку?
Вопросов очень много. Я стараюсь от них не уходить. Значительную часть своего времени я трачу именно на осмысление таких вопросов. Некоторые ответы я нашёл. Для себя... В какой степени они необходимы другим, я не знаю. Если эти вопросы волнуют меня, они могут быть интересны и другим. Как найти людей, заинтересованных в новом взгляде на обучение и воспитание, да и на мир в целом. Рассылка – не самый худший способ… :0)
Итак, я перехожу к ответам. В том виде, как я их сформулировал для себя.
Развитое мышление не является самоцелью, оно является средством. Средством для достижения каких-то своих личных целей, но главное, средством для выработки правильного мировоззрения. Правильное мировоззрение позволяет достичь счастья. Не кратковременного счастья, а счастья на длительный период времени; в идеале – «на всю оставшуюся жизнь». :0)Не скажу, что я этого уже достиг, но прогресс в этом направлении мне нравится.
Почему основой правильного мировоззрения я считаю развитое мышление, а не нравственное воспитание, например? Потому что период кризисный. Мы живём в период кризиса цивилизации. Изменения во всём происходят очень быстро. Мир меняется. Меняются представления о нём. Мировоззрение новой цивилизации сейчас только создаётся. И оно создаётся через преодоление старых взглядов. Знание того, что было правильным вчера, теряет свою ценность. Зато растёт ценность опыта по
изменению своих взглядов, по преодолению стереотипов. Гибкость мышления – вот что сейчас крайне необходимо! А кто уделяет развитию гибкости мышления большое внимание? :0)
Такие люди есть! Интуитивно ценность гибкости мышления ощущают все творческие люди. Без гибкости мышления творчество невозможно. Но в большинстве случаев гибкость используется и развивается в определённых рамках, «в сфере специализации». Во всём остальном имеет место консерватизм.
Возвращаюсь к школе. Школа не занимается развитием гибкости мышления. Для школы главный показатель – знания.
Математика. Математика использует мышление в наибольшей степени. Математика даёт массу примеров по разрушению старых шаблонов, по изменению взглядов и методов мышления. При этом в математике очень мало фактов, которые ниоткуда не выводятся, которые надо просто запоминать. Математика – прекрасная модель для мышления вообще...
Но если целью является корректировка мировоззрения, то нельзя ограничиваться только математикой. Необходима масса примеров по применению мышления в языке, в литературе, в трудовой деятельности, в играх, в истории, ...и наконец, в философии. Вот тогда можно считать обучение полноценным!