Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

Выпуск 38

Задачи на мышление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Вот уже два с лишним года я целенаправленно занимаюсь развитием мышления школьников. Дело это интересное, в чём-то необычное. Все имеют некоторое представление о том, что такое мышление, когда оно проявляется, а когда отсутствует. А вот объяснить кому-нибудь, чем конкретно я занимаюсь, бывает достаточно сложно. Можно, конечно, показать конкретные задачи, которые я решаю с детьми, игры, в которые мы играем. Это всё легко. Труднее сформулировать, чем это отличается от обычных уроков, от углублённого изучения математики, например. Ведь успешное освоение даже базового курса школьной математики немыслимо без развития навыков мышления. Есть ещё один интересный факт. Сейчас в школах появилось много новых предметов, как обязательных, так и дополнительных. И пока сохраняется некоторая неразбериха с содержанием предмета, (то есть свобода действий! :0) учителя стараются использовать в рамках нового курса задачи на мышление. Этот факт отражает интуитивное понимание важности этого направления в обучении детей.

Но вернёмся к нашей теме. Что же такое задачи на мышление? Чем они отличаются от других задач? И есть ли смысл в определении такого понятия? Не так давно я сформулировал для себя некоторые характерные черты задач на мышление. Вот об этом и хочу рассказать.

Сначала о задачах вообще. Я рассматриваю только «реальные задачи», т. е. задачи, которые можно решить прямо сейчас. Если вдруг возникает ситуация, когда полученное решение нельзя проинтерпретировать как правильное или неправильное, то это значит, что решалась нереальная задача. Другими словами, реальность задачи означает возможность использовать полученный результат как опыт успешного или безуспешного решения. Нарушения этого правила обычно связаны со временем...

Первое ключевое понятие, связанное с задачами, - это выбор. Для простоты будем считать, что из списка возможностей выбирается действие, которое будет выполнено непосредственно сейчас. Большим преимуществом является осознание всего списка возможностей и того, что на данном этапе решения задачи осуществляется выбор.

Рассмотрим пример. Даны шесть половинок: «чок, нда, оём, зра, вод, аре», из которых надо составить три слова. Мы выбираем две половинки из шести и составляем из них слово. Но это ещё не всё! На самом деле, мы выбираем и то, как расположить две половинки в слове. И если этот выбор не осознаётся, то половина возможностей остаётся за рамками нашего восприятия. А если некоторые из искомых слов ученику не знакомы, то мы имеем пример «нереальной задачи».

Мы подходим к самому интересному: в какой степени предложенная задача является задачей на мышление? На мой взгляд всё связано именно с процедурой выбора. Если имеющийся опыт не позволяет делать однозначный выбор «правильного» действия, то это задача на мышление. И чем менее определённым является выбор, тем в большей степени формируется мышление. Задачи на мышление всегда содержат элемент новизны, т. е. непредсказуемости результата. Это очень важный момент. По своему внутреннему содержанию задача на мышление предполагает, что результат первой попытки не обязан быть положительным. Более того, он не должен быть положительным. Ведь отрицательный результат даёт в плане опыта гораздо больше.

В связи с этим надо обсудить немного проблему «ошибок». На большинстве уроков ошибка вызывает отрицательные эмоции и у учителя, и у ученика. Ошибка – это плохо! И постепенно формируется страх ошибки. Но в задачах на мышление ситуация меняется кардинально. Здесь ошибка – обязательный элемент процесса. Хотя, называть отрицательный результат ошибкой неправильно. Да и отрицательным он называется условно. Просто есть результат… Не тот, который надо получить. Значит, на каком-то этапе надо пересмотреть выбор. И сделать ещё одну попытку!

В связи с этим надо упомянуть ещё одно понятие – интеллектуальную выносливость. Его можно определить так: готовность совершать некоторое число попыток без достижения необходимого результата. Чем большее число попыток может совершить ученик, тем более «выносливым» он является, и тем больше задач он способен решить! Поэтому развитие интеллектуальной выносливости можно рассматривать как отдельную подзадачу при обучении мышлению. Здесь помимо объективных трудностей есть трудности субъективные, а именно, эмоциональная неустойчивость. Если каждая ошибка воспринимается как личная трагедия... Понимание специфики задач на мышление может в таких случаях помочь в решении проблемы.

Вывод. В задачах на мышление ошибки являются необходимым и очень полезным элементом. Поэтому относится к ним надо спокойно и радостно. Ошибки увеличивают опыт! Вот на этом пока и закончим.

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное