Я нашел лишь один способ быстро и результативно учиться - делать дело... и исправлять найденные ошибки...
выпуск 37
Ментальное пространство
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Этот выпуск рассылки я решил посвятить теории мышления и интеллектуальной деятельности вообще.
Напомню, что мышлением я называю процесс постановки и решения задач, в самом широком смысле. Хотя все мы хорошо знакомы с мышлением и даже считаем себя в этой области специалистами :0) серьёзным анализом самого мышления занимаются очень немногие. Далее я буду излагать собственную точку зрения, которая постепенно сформировалась как результат вдумчивого изучения многих книг, ну и собственной практической деятельности в этом направлении. :0)
Прежде всего, я замечу, что процесс мышления происходит не в том реальном мире, в котором живёт наше тело, а в пространстве с совершенно другими характеристиками и законами. Я буду называть его ментальным пространством. Если быть последовательным и точным, то каждый человек живёт в собственном ментальном пространстве, которое хитрым образом пересекается с ментальными пространствами других людей. Но такая детализация очень запутывает всю картину
и делает её непригодной для восприятия. Поэтому я буду говорить об одном ментальном пространстве, о своём, а Вы уж решайте, насколько эти идеи применимы к вашему. :0)
Для всех частей ментального пространства я использую одно универсальное название – информационный объект, или просто объект. Первая аксиома: все объекты в ментальном пространстве связаны между собой. Надо заметить, что в реальном физическом мире все объекты тоже связаны между собой. Но мы как-то привыкли воспринимать стол и стул раздельно… :0) Поэтому вторым важнейшим понятием при рассмотрении ментального пространства является понятие связи.
Понятие это очень ёмкое. В простейшем случае связь имеет место для заданной пары информационных объектов. Но если разобраться, то связаны практически любые два объекта, и при этом никакая связь не является абсолютной, т. е. рассматривать её можно лишь при определённых условиях. Поэтому надо вводить понятие устойчивой связи и не рассматривать связи слабые и случайные…
Ещё один важный момент. Говоря о мышлении, мы цепляемся за то, что осознаётся, происходит в сознании. Ибо только через сознание мы можем как-то влиять на процесс. Но основной объём мыслительной работы происходит в подсознании, а в осознаваемой части только фиксируются только результаты, больше частью промежуточные…:0)Остановимся на этом более подробно.
Нам необходимо ввести ещё одно понятие – внимание. Для ментального пространства внимание является энергией. Обращая своё внимание на некоторый объект ментального пространства, мы как бы «включаем свет», делая видимым сам объект и те, что с ним связаны наиболее тесно. Чем больше энергии (внимания) мы направляем на объект, тем большее число связей высвечивается. И это позволяет нашему сознанию фиксировать те связи, которые раньше оно не замечало. Но мы сталкиваемся с одной проблемой, создаваемой свойствами самого
внимания: внимание легко переключить с одного объекта на другой, но очень трудно фиксировать на одном и том же объекте в течение длительного времени. Под длительным временем здесь подразумевается 1 минута... :0) Поэтому энергию внимания мы направляем на объект не одной порцией. Концентрация внимания создаётся через многократный возврат к объекту с помощью сознания и воли...
Однако вернёмся к ментальным объектам. Среди всего многообразия я хочу выделить три класса объектов: числа, слова и образы. Объясняю почему. Числа возникают почти всегда при принятии некоторого решения. Если вы проанализируете несколько своих решений (выборов), то эта роль чисел станет вам понятна... Слова, по сложившейся традиции :0), являются основным способом передачи информации. Хотя этот способ далеко не самый эффективный, используется
он везде и всюду... Образы. Образы являются, наверное, самым лучшим способом получения и фиксации информации в памяти. Прежде всего, за счёт своей ёмкости. По видимому, образы «обрабатываются» на уровне подсознания, а возможности подсознания, как я уже отмечал, очень велики.
И в заключение вывод, к которому я пришёл в результате долгих размышлений :0).
Процесс мышления можно сделать более эффективным, если планомерно и целенаправленно усиливать связи между числами, словами и образами. Причём образы играют ключевую роль. Вот на этом пока и закончим.