Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок 36


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 36

Интеллектуальная выносливость

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпусков рассылки не было достаточно долго. Думаю, есть смысл напомнить, какие вопросы в ней обсуждались.

Вот уже почти год я занимаюсь Своим Делом – развитием мышления школьников. За это время на основе полученного опыта моё понимание процесса обучения и своей роли в нём изменилось. Сегодня я расскажу об одной из последних находок – тестах на определение интеллектуальной выносливости.

Для начала я постараюсь обрисовать проблему. Я занимаюсь развитием мышления школьников. Не передачей знаний, а именно развитием мышления. При этом мышление я рассматриваю максимально широко и развивать стараюсь в очень широком диапазоне. Определение для мышления я уже давал, - это умение ставить и решать самые разнообразные задачи. Но при таком подходе очень трудно выработать критерии оценок. Как оценить эффективность и результативность моей деятельности? Я думаю, не надо объяснять кому и для чего это надо?! :о)

Школьные отметки дают приблизительное представление о процессе… И только в начальный период… Через три-четыре месяца занятий различие в целях (знания – мышление) становится слишком явным. Тесты на уровень интеллекта IQ дают более точную оценку мышления, но рассчитаны на взрослых. Некоторые задания подразумевают наличие определённых знаний и навыков. Нет, я не выступаю против знаний и навыков! Но так хочется найти способ для оценки «чистого мышления»! Хотя я понимаю, что «чистого мышления» (не основанного на знаниях) не существует.

И вот недавно я нашёл метод соответствующий моим целям, - это тесты на интеллектуальную выносливость. Интеллектуальная выносливость – это способность сохранять внимание в течение определённого времени на заданном предмете или объекте. Некоторое формальное определение дали… :о) Теперь будем пояснять…

Внимание является ключевым фактором в мышлении. Чтобы решать задачу, надо фокусировать на ней внимание. Сама она решаться не будет! :0) Поэтому навыки управления вниманием составляют основу мышления. У внимания есть свои законы, останавливаться на которых я не буду. :0) Для нас сейчас важно следующее: чем дольше человек может фокусировать внимание на одном объекте, тем более сложные задачи он может решать. Т. е. между уровнем мышления и интеллектуальной выносливостью есть корреляция. И мы можем в качестве критерия взять интеллектуальную выносливость.

Как её измерять? Вопрос хороший! :0) Для начала рассмотрим обычную физическую выносливость человека. Как её измеряют? Например, выносливость в беге? Я знаю два основных способа: бег на время и бег на расстояние. Бег на время – это выполнение определённого объёма работы за минимально возможное время. По аналогии получаем тест на интеллект – выполнение привычных мыслительных действий за минимально возможное время. Например, умножение двузначных чисел в уме! Ну-ка, засеките время на вычисление в уме 78*43. Посчитали? Довольны результатом? :о) С бегом на время разобрались…

А что такое бег на расстояние? Это выполнение некоторой однообразной работы в течение длительного (максимального) времени. При этом важна не производительность труда, а общий объём выполненной работы. Для примера возьмём перечисление последовательности. Вы в состоянии назвать по порядку все чётные числа от 2 до 100? Прекрасно! А как насчёт чисел, которые делятся на 3, от 3 до 99? Получилось? Замечательно! А теперь попробуйте перечислить элементы следующей последовательности: 2, 3, 4, 6, 6, 9, 8, 12, 10, 15, …, 99, …

Вам понравилось?! :0) Мне тоже! Кстати, какое число вы назвали после 99? Я думаю, вы заметили, что основная трудность не в том, чтобы вычислить следующий элемент, а в том, чтобы контролировать своё внимание.

Чем удобны такие тесты? Во-первых, они не требуют много времени. Если правильно подобрать сложность теста, то для его проведения хватит пяти минут. Во-вторых, навыки, необходимые для выполнения теста, минимальны. Практически я ещё не проверял, но, думаю, можно будет тестировать детей 6-7 лет и даже младше. В-третьих, для проведения теста не требуется практически никаких материалов. Тест можно придумать по ходу дела. В-четвёртых, слабое привыкание. Один и тот же тест можно использовать несколько раз, предыдущее выполнение теста мало сказывается на результатах последующего выполнения (по сравнению с новым тестом); чего не скажешь о тестах на IQ. Продолжать не буду, оставляя это желающим… :0)

И в заключение несколько слов о моих планах. Я сейчас адаптирую свою методику на более юный возраст детей (6-7 лет). В связи с этим появились новые типы задач. Составляю список полезных навыков, которые ребёнок может приобрести в школе. На основе этого списка я буду создавать программу альтернативного обучения. Кроме того, многие навыки можно отрабатывать с помощью компьютера. Я создаю для этого обучающие программы. Уже сейчас есть возможность отработать знание и применение 15 правил русского языка (по курсу начальной школы). Работа в этом направлении продолжается… И на этом пока всё!

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное