Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок 28


Информационный Канал Subscribe.Ru

Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 28

Проблемы обучения

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Я надеюсь, что Вы уже успели хорошо отдохнуть этим летом. И теперь мы можем заняться обсуждением серьезных тем. Для этого есть и подходящий повод - до начала нового учебного года остаются считанные дни... Скоро дети пойдут в школу...

А чему их там будут учить? С какой целью они будут ходить в школу и проводить там по нескольку часов? Да еще выполнять домашние задания...

У Вас есть ответы на эти вопросы?

И Вы уверены, что это именно ВАШИ ответы?

Вы готовы под ними подписаться?

Если так, я Вас поздравляю!!!

Лично для меня тема школьного образования является сложной и неоднозначной. Проще всего первоклассникам. С ними все понятно. Их учат читать, писать и считать. Это, действительно, очень нужно и полезно. С этим никто не спорит... А дальше?

Чему учат во 2 - 11 классах? Знаниям? Каким знаниям? Для чего нужны эти знания?

Вот Вы с своей жизни сколько используете процентов знаний, полученных в школе?

Я думаю, мало кто назовет число больше 10%. А остальные 90%? Зачем Вы потратили в школе такое огромное количество времени на усвоение знаний, которые теперь Вам не нужны? Может быть, они были нужны Вам раньше? А зачем? Чтобы успешно сдать экзамены? А зачем сдавать экзамены? Чтобы устроиться на хорошую работу? Или чтобы попасть в вуз и получить еще некоторое количество знаний, которые в жизни Вам не будут нужны?

Но вокруг Вас есть множество примеров, когда люди и без образования (т. е. без этих самых знаний) достигали успеха в жизни. Тогда в чем смысл образования? Какую реальную пользу оно дает в жизни?

Таких каверзных вопросов очень много. И, на мой взгляд, очень полезно задать их себе и постараться ответить честно и откровенно. Хотя бы себе...

Но пора переходить к конструктиву... Сколько можно мучить Вас вопросами. :-)

Я изложу свой взгляд на образование. Если какие-то положения покажутся Вам неправильными, спорными, нелогичными, пишите! Ваши отклики я опубликую в следующих выпусках рассылки...

В споре рождается истина!

... хотя подчас спорят для того, чтобы истина не родилась... :-)

Мой взгляд на образование

Прежде всего, образование я считаю полезным. :o)

Но в качестве основной характеристики образования я рассматриваю не количество знаний, а мышление, умение этими знаниями оперировать. Точно так же мышление я предлагаю в качестве основной характеристики интеллекта. Интеллект, конечно, включает также и знания, и волевые качества. Но именно уровень мышления определяет гибкость интеллекта, т. е. возможности его развития. Поэтому люди с развитым мышлением легко адаптируются в любых условиях и, в целом, ведут более успешную и счастливую жизнь.

Вывод: целью образования должно быть развитие мышления.

И надо сказать, что в хороших школах и вузах мышление действительно развивают, и достаточно успешно. Поэтому такие школы и вузы и считаются хорошими... :о)

Но не все так просто! Обсудим некоторые проблемы...

Во-первых, уровень мышления значительно сложнее измерять, чем уровень знаний. Даже о тестах IQ споры идут до сего дня, хотя практикой уже давно доказана эффективность их применения...

Во-вторых, деятельность по развитию мышления гораздо сложнее регламентировать и контролировать. В отличие от процесса передачи знаний здесь трудно выделить какие-то осмысленные этапы...

В-третьих, повышение уровня мышления увеличивает степень свободы индивидуума. А значит, управлять таким индивидуумом становится сложнее.

Как Вы считаете, наша нынешняя система среднего и высшего образования готова решать эти проблемы? Видимо, нет.

Поэтому о развитии мышления упоминается лишь иногда и кое-где, а основной целью образования полагают передачу и получение знаний.

Итак, школа ставит своей целью передачу знаний. Учитель во время урока чему будет уделять основное внимание усвоению учениками знаний или развитию у них навыков мышления? А оценивать работу учителя будут по каким критериям? По наличию знаний у учащихся или по их умению мыслить? До тех пор, пока развитие мышления не объявлено в качестве основной и первостепенно задачи образования заботиться о развитии мышления детей вынуждены сами родители. И только они могут объяснить своим детям в чем истинный смысл образования...

Закономерный вопрос, который должен возникнуть у Вас, уважаемые читатели: а что Вы предлагаете?

У меня есть для Вас конкретное предложение! :o)

В настоящее время я занимаюсь созданием Своего Дела. Я планирую вести в Новосибирске занятия по программе развития интеллекта младших школьников. Когда я начал обсуждать свои планы с друзьями, то сразу возникло предложение оформить мои идеи на бумаге, в виде некоторого предложения или обращения... чтобы не повторять каждому человеку одно и то же. Текст обращения Вы видите ниже.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Вашему вниманию я представляю программу по развитию интеллекта младших школьников (8-10 лет) (сокращенно ПРИМШ).

Основными целями курса являются развитие разнообразных навыков мышления и укрепление познавательного интереса, который свойственен всем детям.

Несколько слов об актуальности таких занятий. Каждый ребенок, как и каждый взрослый человек, обладает очень широким диапазоном интеллектуальных способностей. Именно это позволяет ему существовать и развиваться в условиях нашего быстро изменяющегося мира. Обучение в начальной школе строится прежде всего на использовании памяти; причем память используется в основном двух видов - связанная с речью (вербальная) и числовая. Все остальные интеллектуальные способности используются значительно меньше. Такое положение нельзя признать нормальным. Вспомните старую поговорку:

Применяй или потеряешь!

Спрос на гибкое изобретательное мышление возрастает в средней и старшей школе, и особенно, в последующей взрослой жизни. Но основы будущих успехов должны быть заложены уже сейчас.

Отметим ещё одну важную черту всякого развития. Достигнутый уровень является основой, отправной точкой для будущего. Наверстывать упущенное бывает крайне сложно.

Именно поэтому я прошу Вас уже сейчас уделить внимание развитию мышления вашего ребенка. И возможно, я смогу Вам в этом помочь.

Во время занятий по ПРИМШ детям предлагаются для решения разнообразные задачи. В большинстве случаев эти задачи не требуют для решения каких-либо специальных знаний, выходящих за рамки школьной программы. Задачи сгруппированы в типы. Задания одного типа имеют похожие условия и развивают только часть интеллектуальных способностей, при этом сложность задач изменяется в очень широком диапазоне. Это позволяет для каждого ребенка подбирать задачи, соответствующие его уровню. И по мере накопления опыта сложность выполняемых заданий увеличивается.

Обычно в течение часа решаются задачи трёх-четырёх типов, что обеспечивает разностороннее развитие интеллекта даже в рамках одного занятия.

Другим средством развития интеллекта являются игры. Игры я стараюсь подбирать так, чтобы, нагружая мышление, они не отнимали слишком много времени. Пожалуйства, не отказывайте ребёнку, когда он предлагает Вам сыграть в такую игру! Игра может стать тем общим делом, общим интересом, вокруг которого объединяется семья.

Я буду благодарен Вам за все высказанные замечания и предложения по улучшению программы.

Мордвинов Яков.

Следующим очень полезным предложением моих друзей было составление программы. Программу я составил, на 30 часовых занятий. Если заниматься два раза в неделю, то эта программа определяет деятельность примерно на половину учебного года. И тут возникли те сложности, о которых я уже писал выше.

Программа определяет, что будет происходить на конкретном занятии, какие типы задач будут рассматриваться, какие части интеллекта будут вовлечены в работу. Но как оценивать результативность занятий. Я пока не вижу других способов, кроме тестов IQ. Точнее, можно отслеживать прогресс по каждому типу задач. Но как оценить общий уровень интеллекта? И как доказать, что в результате занятий улучшается повседневная нынешняя и будущая жизнь ученика?

Может быть, Вы мне поможете, уважаемые читатели? Я очень надеюсь на конструктивный диалог... :о)

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Теория и практика ролевых кабинетных игр"

Рассылка "Новинки в мире техники и HI-TECH!"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Дискуссионный лист "Психологическая консультация без лишних слов"

Вече "Стратегия жизни"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.oshibka
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное