Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Типовые менеджерские ошибки


Блогосфера: продвижение сайта и многое другое

Выпуск N10


Уважаемые подписчики! У рассылки сменился автор, теперь вести ее буду я. Сегодня - новая статья!


Типовые менеджерские ошибки, совершаемые заказчиком при разработке сайта


1. Отсутствие четкого осознания целей проекта

Очень часто при создании сайта у заказчика отсутствует четкое понимание целей, которые стоят перед созданием проекта. И в итоге результат может оказаться плачевным: вы «что-то» попросили, мы «что-то» и сделали. Четкое понимание, что сайт нужен только для галочки и указания на визитках (а для многих компаний это так и есть), избавило бы множество заказчиков от головной боли и лишних трат. Помните, что сайт — это не набор красивых изображений в Интернете, а, прежде всего, маркетинговый инструмент, который должен выполнять свое предназначение, а не «просто быть». Рекомендуется перед началом проекта провести предпроектное исследование и заказать разработку веб-стратегии (о ней подробнее в пункте про типовой цикл проекта), которая позволит сформировать некое видение проекта на всех этапах его жизненного пути.

2. Неправильная оценка и распределение бюджета проекта

Довольно часто заказчик не может правильно оценить бюджет проекта и правильно расставить приоритеты. Очень часто заказчик исходит из личных предпочтений и устоявшихся стереотипов (например, «дизайн сайта не важен, главное — информация»). Это неверно, бюджет должен формироваться исходя из четкого понимания целей и задач проекта (см. пункт выше). Если вы определили, что основная задача сайта — поддержание бренда или определенной марки продукта в Сети, глупо экономить на разработке дизайн-концепции.

Типичная ошибка — большой бюджет на продвижение проекта и мизерный на сам сайт. Верно и обратное: не имеет смысла раздувать бюджет на сайт, если никаких целей, кроме, собственно, его наличия, нет. Если у вас есть сомнения в собственных возможностях определения общего бюджета или распределения его по составным частям, обратитесь за консультацией во внешнюю экспертную организацию (только не к подрядчику). Желательно, чтобы эта организация не занималась разработкой сайтов, а специализировалась именно на консалтинге, иначе ее анализ может быть предвзятым.

СРОКИ. Не секрет, что более 80% проектов по созданию сайтов не укладываются в изначально установленные сроки, и работа затягивается на время, иногда превосходящее календарный план в разы. Это касается практически всех проектов (как за 2-3 тысячи, так и за 20-30 тысяч) и студий-разработчиков любого уровня.

3. Затягивание согласования работ

Главная причина затягивания сроков со стороны заказчика — мучительные согласования результатов работ. Особенно это касается разработки дизайн-концепции сайта. Чем больше людей со стороны заказчика участвуют в этом процессе (а по дизайну каждый считает себя специалистом) — тем больше хаоса привносится в проект. Это необходимо исключить — у проекта должен быть менеджер, курирующий все вопросы по проекту, а также четко выделенный человек, принимающий окончательные решения.

Разработчику обязательно нужно обеспечить доступ как к менеджеру, так и к принимающему решения лицу, как бы трудно это ни было. Остальных «советчиков» необходимо исключить из процесса, потому что выполнения всех их пожеланий и комментариев (зачастую необоснованных и противоречащих друг другу) затянет проект на неопределенный срок. Это ни в коей мере не касается этапа тестирования сайта и выявления ошибок — тут нужно привлечь максимально широкий круг людей, чтобы вычистить все огрехи. Нужно четко построить модель взаимодействия по проекту с разработчиком именно на уровне менеджмента компании.

При принятии решения по дизайну необходимо максимально абстрагироваться от собственных предпочтений и мыслить в категориях пользователя.

Очень часто заказчик начинает «придираться» к мелочам в дизайне, хотя на самом деле ему не нравится предложенная структура в принципе, но он просто не может (или опасается) это выразить. Важно отследить этот момент и предложить разработать новый вариант. Разработчику это будет проще, чем потратить месяцы на согласование не играющих роли мелочей, которые все равно не добавят удовлетворенности заказчику. Не теряйте за мелочами общего видения проекта!

Еще один важный аспект — не пускайте проект на самотек. Очень часто после первого срыва сроков по этапам заказчик расслабляется и перестает оперативно реагировать на ситуацию. Это может привести к огромным задержкам по срокам, поскольку разработчик часто склонен сделать то же самое. Проект может попасть в «мертвую точку», когда все потеряли к нему интерес. Сдвинуть ситуацию с этой точки может стоить огромных усилий.

4. Неправильная организация этапа подготовки материалов на сайт

Второй по важности аспект, влияющий на затягивание сроков — неправильная организация процесса подготовки материалов на сайт. Очень часто заказчик подходит к этому процессу слишком оптимистично, обещая предоставить материалы в кратчайший срок. Это иллюзия. Как правило, подготовка таких материалов — дополнительная обязанность людей, занимающихся чем-то внутри компании. Постарайтесь выделить какое-то время сотрудников непосредственно на подготовку материалов на сайт. Установите жесткие сроки (дедлайн) и примите важное решение — если контент не будет готов к обозначенному дню, то он не будет готов никогда. Со стороны разработчика будет также абсолютно оправдано установить некий срок, после которого он не будет принимать от вас никаких материалов, и их отсутствие не будет влиять на процесс согласования его работы.

Соберите готовый материал и закажите копирайтинг недостающего, если это необходимо (крупные студии-разработчики с радостью предложат вам свою помощь). Не забывайте предоставлять разработчику максимально полную информацию, он всегда сможет отмести лишнее.

«Хорошая ситуация», когда на момент старта проекта в студию приезжает менеджер со стороны клиента и привозит кипу бумаг и высокую стойку CD с информацией (все-все, что он смог собрать). Это правильно.

По материалам А. Терехова

В избранное