Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N122
Карманные деньги


Здравствуйте, дорогие друзья!

Многие дети уже с раннего возраста знают, как можно потратить деньги, но мало кто из них умеет планировать расходы и экономить. Основы отношения человека к деньгам закладываются в детстве. Давайте рассмотрим три подхода к вопросам о карманных деньгах, а затем поговорим о том, чему стоит научить детей.

1. Система "подачек". При такой системе детям выдаются деньги тогда и столько, когда и сколько родители считают нужным. Эти деньги не заработаны. Родители могут дать их или не дать в зависимости от своего желания.

2. Ребенок зарабатывает деньги на расходы. Дети могут заработать себе деньги, выполняя работу по дому. Чем старше ребенок, тем сложнее задания и, соответственно выше оплата за них. Чем такая система хороша для детей? В их сознании деньги ассоциируются с работой (а не с просьбами и т.п.), каждый ребенок привыкает к тому, что деньги необходимо заработать, выполнив какое-то дело. У системы есть недостатки, и довольно существенные. Часто дети приходят к выводу, что все можно купить и продать.

Да, для некоторых ребят такая "зарплата" является хорошим стимулом. Однако психологи выступают против такой политики. Все-таки, ребенок как полноценный член семьи должен принимать участие в выполнении домашних обязанностей бесплатно, бескорыстно. Не стоит платить ребенку за то, что он убрал кровать, вынес мусор или вымыл посуду. В дальнейшем Ваша жизнь осложнится тем, что предприимчивый малыш ничего не будет делать бесплатно, переводя любое усилие в денежный эквивалент.

Психологи также довольно категоричны в отношении ежедневных премиальных и штрафов за оценки. Если вы будете давать деньги за хорошие оценки и штрафовать за плохие - ребенку будет интересен не сам процесс учебы, получения знаний, желание узнать что-то новое, а исключительно деньги.

3.Система семейного участия. В соответствии с этой системой дети получают деньги на мелкие расходы просто потому, что они являются членами семьи. Никаких дополнительных сумм им не выдается. Деньги никак не связаны с выполняемой работой. Преимущество системы - дети регулярно получают определенную сумму денег. Они могут планировать свои расходы. Деньги не становятся эквивалентом родительской любви. К недостаткам этой системы можно отнести то, что на карманные деньги редко можно купить очень хорошую вещь. Собственно они для этого и не предназначены.

Прежде, чем Вы решите, какой подход к вопросу о карманных деньгах Вам ближе, подумайте над несколькими вопросами.

Какова цель выделения денег? Вы хотите помочь ребенку научиться планировать расходы? Или хотите, чтобы ребенок мог покупать то, что ему нужно или чего он хочет?

На что должно хватать карманных денег? Ребенок сам будет решать, тратить ему деньги на мелкие вещи или на развлечения? Или же Вы хотите, чтобы на эти деньги ребенок покупал себе что-то (мелкие школьные принадлежности)

Вы позволите ребенку самому решать, как расходовать карманные деньги? Например, можно ли их тратить на покупку сладостей, пистолетов, фейерверков.

Сколько денег должно быть у вашего ребенка? Это, конечно, зависит от того, какова цель выдачи денег и на что они должны расходоваться. Это также зависит от возраста ребенка, от Ваших возможностей и т.п.

Найдите свой собственный подход!

К счастью, Вам можно не ограничиваться только указанными подходами. Прежде чем выбрать какой-то метод, вспомните, как решали этот вопрос Ваши родители. Что Вам тогда нравилось? А что хотелось изменить? Решив наконец, с какой целью выдавать ребенку деньги и на что он должен их тратить, Вы можете создать свой собственный подход.

Как часто давать деньги?

Сегодня специалисты единодушно заявляют - давать карманные деньги нужно РЕГУЛЯРНО. Если первоклашке выдавать карманные деньги сразу на весь месяц вперед, то, скорее всего через пару дней выяснится, что он уже потратил всю сумму.

Ребенок еще не умеет планировать финансы на месяц вперед, поэтому лучше, если Вы будете давать оговоренную сумму раз в день, а потом, например, раз в неделю (скажем, в понедельник). Следует оговорить, на какие расходы предназначается сумма, какие затраты ребенок может самостоятельно оплачивать из полученных денег.

При этом если ребенок заранее истратил положенную сумму, постарайтесь сдержаться и до следующего срока ничего не давать. Важно, чтобы действовало чёткое правило: истратил выделенную сумму - больше не проси.

Если правило выполняется, сообразительный малыш довольно быстро понимает, как неудобно оставшуюся неделю сидеть без денег.

Психологи считают, что наказывать за провинности лишением карманных денег не стоит, чего-чего, а раскаяния это точно не вызовет. Договоритесь с ребенком, что не будете лишать денег из-за проступков, но и от него будете требовать выполнения оговоренных домашних обязанностей. Переходя на денежные отношения, увеличьте обязанности ребёнка. Права и обязанности должны разумно сочетаться.

Сколько давать детям денег? Однозначного ответа тут дать невозможно. Сумма карманных денег должна соответствовать нашему бюджету. Независимо от того, как это заведено у соседей, не следует давать ребенку больше денег, чем мы в состоянии себе позволить. Если ребенок протестует, нужно ответить ему искренне, с сочувствием: "Жаль, что мы не можем давать тебе больше на твои расходы. Но мы ограничены в средствах". Это лучше, чем убеждать ребенка, что на самом-то деле ему вполне хватает тех денег, которые мы обычно выделяем.

Стоит ли контролировать, куда потрачены деньги? Если Вы будете жестко требовать полного отчета о потраченных деньгах, то потеряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок не научится самостоятельно ими распоряжаться, не научится делать выбор и принимать финансовые решения.

Помните, карманными деньгами ребенок распоряжается самостоятельно, Вы можете только внимательно понаблюдать за ним и ненавязчиво спросить о расходах.

Выданные деньги являются свидетельством Вашего доверия к подрастающему малышу, поэтому смиритесь с нерациональным расходованием средств.

Конечно, полное невнимание к тратам ребенка тоже проявлять нельзя. Лучше всего, если ребенок сам рассказывает Вам о своих приобретениях.

Безусловно, если Вы подозреваете, что деньги тратятся на недостойные цели (например, излишнее увлечение игровыми автоматами), необходимо вмешаться. Возможно, у ребенка появились проблемы - например, за его деньги крепко взялись старшеклассники.

Дорогие родители! Как бы ни сложились взаимоотношения Вашего ребенка с деньгами, в любом случае, помните, что карманные деньги - это не плата за выполнение домашних обязанностей или хорошие оценки. Это часть процесса воспитания, направленная на обучение ребенка обращаться с деньгами.

Ну, а на сегодня это всё.

С уважением,
Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Элизабет Крэри "Не разбрасывай носки... или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям" / Пер. с анг. О.В. Рыбаковой - М.: Айрис-пресс, 2000. - 208 с.



В избранное