Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обучение и раннее развитие

  Все выпуски  

Обучение и раннее развитие


7я.ру - самый семейный сайт!

www.7ya.ru


4 сентября 2009 г.
  Рассылка «Обучение и раннее развитие»

Сегодня в выпуске:
Cтатья

Молчание — золото?

Первый год для родителей самый радостный, но и самый тревожный. Малыш чихнул — родители волнуются, у крохи поднялась температура — всю ночь не спят, ну а уж если ребенок никак не садится или не начинает ползать — взрослые в панике! А первого слова мамы ждут, как манны небесной! Ведь врачи твердят, что сегодня все больше детей страдает задержками речевого развития. Когда же в норме малыш должен заговорить и стоит ли беспокоиться, если в год-полтора он не произносит ни слова? Об этом рассказывает детский невролог Научного Центра Психического Здоровья РАМН Галина Николаевна Шимонова.

Этапы развития

В психическом развитии дети проходят несколько этапов, и проходят они их по-разному. Кто-то ползает до полутора лет, а кто-то не ползает вовсе, у некоторых малышей зубы прорезываются в три-четыре месяца, а у других первый зубик проклевывается только к году. Хотя, конечно, определенные нормы развития существуют, и по ним педиатры и невропатологи оценивают состояние и развитие малыша. Согласно этим нормам «лепет» должен появиться в речи ребенка уже в 6-7 месяцев, а к году малыш должен повторять несколько слов. Однако на развитие ребенка влияют многие факторы: беременность, роды, образ жизни и даже пол. К примеру, мальчики, как правило, начинают говорить позже девочек-ровесниц. Кроме того, у мальчиков чаще встречаются проблемы с речью. Это обусловлено генетическими факторами. Наследственность тоже играет немаловажную роль: если один из родителей поздно заговорил, то у ребенка, скорее всего, будет наблюдаться задержка речи. И это все варианты нормы.

Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов (своего имени и названий окружающих предметов), в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова. Неспособность детей составлять фразы из двух слов в 2,5 года и неумение произносить простые предложения в 3 года должны также вызывать серьезную озабоченность у родителей. Задержки речевого развития регистрируются у 2-4% детей.

Но если и после 3-х лет малыш не говорит даже простых предложений, о варианте нормы можно забыть. Впрочем, специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Некоторые мамы радуются, что их дети очень рано (около 1-1,5 лет) начинают говорить правильными предложениями, используя довольно обширный лексикон. Однако подобные явления нередко приводят к срыву нервной системы. Таким детям необходим отдых, прогулки на свежем воздухе, минимум впечатлений и умеренные разговоры.

Почему он молчит?

Причины задержки речи могу быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки — поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.

Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов, в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова.

Вторая причина — особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.

Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.

Четвертая причина — отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводиться центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3-х лет молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.

Пятая причина — педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.

Шестая причина — психологическая травма. В первую очередь, к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.

Специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Седьмая причина — дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы, и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!

Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело.

Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.

Чем мы можем помочь?

Помощь зависит, прежде всего, от причины задержки. Если это дефицит общения — следует больше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, петь песни, потешки. Но при этом не нужно «скакать» вокруг ребенка и все время его развлекать, кидаться выполнять любые его желания — необходимо создавать ситуации, когда ребенок вынужден просить вас о чем-то. Одна мама постоянно твердила дочурке: «Скажи, что ты хочешь, я тебя не понимаю», добиваясь тем самым, чтобы девочка не мычала, указывая на предмет, а говорила «дай». Безусловно, здесь не нужно перегибать палку и доводить ребенка до слез, помните, что малышу с большим трудом даются первые слова.

Некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так: когда ребенок слышит речь из динамиков, его тело никак не реагирует на звуки.

И, разумеется, обязательно покажите малыша отоларингологу и невропатологу. Ведь только специалист сможет определить наличие и степень серьезности заболевания или назначить правильное лечение. Если проблем со слухом у малыша нет, то ребенком будет заниматься невропатолог. При лечении задержек речевого развития помимо коррекционных занятий обычно используются различные ноотропные препараты, такие как кортексин, энцефабол, ноотропил. Эти препараты положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, улучшая процесс обучения и память.

Иногда при задержке речи привлекают и логопеда, но, к сожалению, подавляющее большинство логопедов не работают с малышами до 3-4-х лет, а начинать работу с ребенком иногда нужно гораздо раньше.

Ученые Института мозга человека РАН разработали новый способ лечения задержек речевого развития у детей, который позволяет уменьшить проявления незрелости головного мозга. Это происходит с помощью лечебного воздействия постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Воздействуя таким образом на мозг ребенка, ученым удается активизировать речевые зоны ребенка.

Домашние уроки

Заниматься с малышом родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. То есть, массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. И существенно ускоряют — на 2,5 месяца! Поэтому очень полезно, начиная с грудного возраста, делать легкий массаж кистей крохи. Можно играть с малышом в игры «Сорока-белобока», «Пальчики и кулачки», «Ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.

В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Также следует в игровой форме обучать ребенка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребенку. Несколько раз в день можно давать их малышу рассматривать. Ребенку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.

Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Как скачет лошадка?» «Как лает собака?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка облизывается», «Мальчик идет в школу» и так далее. И совсем не обязательно ждать пока ребенок сам начнет отвечать на ваши вопросы! Главное — чтобы малыш слышал и видел, как вы это говорите. Постепенно он начнет вам подражать и сам заговорит.

За любую попытку хвалите малыша! И не бойтесь перехвалить, ведь тогда у ребенка будет важный стимул — мамино одобрение и гордость. Рассказывайте домочадцам об успехах малыша, и обязательно делайте это в присутствии ребенка (даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает). Дети чувствуют интонацию родителей и прекрасно улавливают, когда говорят о них.

Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Больше разговаривайте с малышом, читайте ему вслух, пойте. Чем больше ребенок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Ведь прежде чем произнести слово, ребенок должен много раз его услышать. И помните ваши монологи — это не разговор в пустоту, ребенок слышит вас и обязательно заговорит.

Статья предоставлена журналом "Виноград"
Виноград

http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=10812

Пожалуйста, оцените эту статью.
Ваше мнение очень важно: оценка, данная Вами, влияет на рейтинг статьи.
Рейтинг помогает читателям ориентироваться в огромном количестве материалов сайта.



Новости

27.8.2009
Среднее образование приравняют в России к высшему

Эксперимент по созданию прикладного бакалавриата будет проводится в России в ближайшие 5 лет. Соответствующее постановление подписал сегодня премьер-министр России Владимир Путин.
Эксперимент предусматривает подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики. В ближайшее время Минобрнауки подготовит перечень специальностей и направлений, по которым будет проводиться эксперимент.
По сути весь эксперимент сводится к тому, чтобы приравнять некоторые специальности техникумов и ПТУ к высшему образованию. Это связано с тем, что некоторые отрасли и виды деятельности настолько усложняются, что теперь необходимо обучение более высоким технологиям.
Уже недостаточно считать этот уровень начальным или средним профессиональным образованием. «Его надо начать считать высшим образованием», -  сказал ранее директор Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко. Он привел пример: «Если раньше сталеваром был тот, кто ходил с клюкой и мешал расплавленный металл, то теперь сталевар это тот, кто сидит за компьютером и регулирует процесс сварки через сложные технологии»."Радио Культура"

13.8.2009
Университеты двух российских столиц договорились о партнерстве

Московский Государственный университет имени Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский Государственный университет (СПбГУ) подписали сегодня договор о стратегическом партнерстве. "Это новый этап развития отношений двух ведущих российских университетов, который является очень важным и беспрецедентным в истории", - заявил подписавший документ ректор МГУ академик Виктор Садовничий.
По его словам, благодаря этому сотрудничеству университеты планируют "внести свой вклад в достижение более высоких результатов российской образовательной системы", передает ИТАР-ТАСС. Как сообщил Садовничий, "соглашение предусматривает повышение мобильности студентов, проведение совместных научных конференций и фестивали науки".
Вторую подпись под документом поставил ректор СПбГУ профессор Николай Кропачев. Он, в свою очередь, отметил, что "в рамках сотрудничества предполагается развитие совместного научного потенциала университетов". Кроме того, уточнил он, студенты двух вузов смогут посещать лекции лучших профессоров и в Москве, и в Петербурге."Вести.RU"



Новые темы из конференций

Тема: Конструкторы
Скажите, уважаемые, а какие развивающие конструкторы вы покупаете вашим детям в возрасте от 4 до 8 лет? ( LEGO не в счет, это конструктор всех времен, и у нас уже пройденный этап - хочется новенького)
19.08.2009 14:49:12, Juke

Ответы:

Посмотрите энциклопедию конструкторов на сайте www.rustoys.ru. Там и поделки выложены детские. Думаю, откроете для себя много нового :-)
29.08.2009 14:56:49, mms

mms, огромная благодарность за ссылку на Энциклопедию конструкторов. Замечательно, что кому-то в голову пришла мысль такую создать. А как вам такой конструктор - "вечный двигатель" с мертвой петлей? Только, боюсь моему маленькому еще рановато... ссылка
01.09.2009 19:23:30, Juke

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Раннее развитие"


Тема: И опять про детский сад (((
Девочки, посоветуйте как поступить. Я в полной растерянности. В этом году мой младший идет в сад. Карту в поликлинике вот-вот должны подписать. Но у нас очень мало прививок, отказа я не писала, просто протянула время. И недавно пошла в д/с и сказала мед. сестре, что у нас мало прививок, и что делать их мне не очень то хочется (я ее хорошо знаю, старший ходил в этот же сад). На что я услыала, что если я не сделаю необходимые прививки, то если мой ребенок заболеет и заразит кого-то, тоя буду оплачивать лечение всех заболевших детей. Вот как на такое реагировать??? Я в шоке.
Да еще ко всему, у меня ребенок сейчас до истерики боиться всех врачей. Я уж молчу про прививки ((
Что делать то??? Посоветуйте
03.09.2009 21:03:02, avgyst20

Ответы:

Почитайте вот по ссылке формы отказа, ну и вообще вы можете на неё в суд подать, почему, если у неё в саду все привиты- она боится вашего не привитого, они же ЗАЩИЩЕНЫ типа.... [ссылка]
04.09.2009 00:14:45, Ёлка(nad0525)

Спасибо, ссылочка особенно понравилась.
04.09.2009 00:39:33, avgyst20

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Дошкольное образование"



Истории с детьми

Сегодня наша Даша (4 года) отжигает...
Стоит папа, разговаривает по телефону. Я подошла сзади, чешу ему спинку. Дашка, пробегая мимо, заметила это дело (к слову сказать она не любит, когда без нее обнимаются-целуются) и ко мне пристроилась. Тоже значит пошкрябывает меня... Потом подумала-подумала и выдала грустно так: "Надо вам еще ребеночка родить, а то мне даже спинку почесать некому"
Потом уже вечером кладу ее спать. Она мне: "Мамочка, я так тебя люблю!". Я в ответ: "И я тебя люблю, солнышко, просто обожаю!" Дашка: "И я тебя обожаю.... (пауза, вздох)... и сосиски тоже обожаю..."
Манька Левински

еще почитать истории...
отправить свою



Новые статьи
Нужные книги и мы Ольга
Вот, захотелось поделиться с любимым сайтом своим личным опытом воспитания у сына... интереса к книгам.


Фильмоскоп Cheshka
Очередное занятие в Детской развивающей школе «Дара». Странно, как будто бывают «неразвивающие» школы! Впрочем, сейчас что ни игрушка, то обязательно «развивающая»...


Жизнь без сада - 2 A&A
Год назад я поделилась нашим с дочкой опытом в рассказе  «Жизнь без сада». Наша нынешняя жизнь мало чем отличается от прошлогодней. Но некоторые перемены всё-таки произошли.


Конкурсы
У колыбели

Викторина "У колыбели"

Колыбельная песня – самая первая песня на Земле. И даже если люди запросто будут летать к звездам, бесхитростная песенка все равно будет жить. Потому что она – символ детства, родительской заботы, доброго родного дома и маминой улыбки.
Отвечайте на вопросы викторины и выигрывайте призы.
Спонсор: фирма "Мелодия"
Сроки: 2 сентября - 10 сентября 2009 года
Мои игрушки

Фотоконкурс "Мои игрушки" [прием фотографий]

Первый друг малыша — плюшевый мишка или тряпичный заяц, или... пластмассовый паровозик, которого он заботливо кормит кашей и укладывает спать рядом с собой, трогательно поправляя одеяльце. Воспоминания об этой дружбе сохраняются на всю жизнь. Кто он, первый верный друг вашего малыша? Присылайте на конкурс фото детей до 6 лет с любимыми игрушками и выигрывайте призы.
Спонсор: гипоаллергенная детская косметика «Ушастый нянь»
Приём фотографий до 21 сентября 2009 г.
Ребенок и котенок

Фотоконкурс "Ребенок и котенок" [голосование]

Почему кошки так интересуют детей? Может быть, их привлекает возможность сделать их соучастниками игр и забав? Но нет, не каждая кошка позволит командовать собой... Тогда почему же ребятня настойчиво предлагает себя в компаньоны этим независимым особам? Может быть, ответ находится в глубине магических глаз мурки? Присылайте на конкурс фото детей с кошками и выигрывайте призы.
Приём фотографий до 2 сентября 2009 г.
Мужское воспитание

Конкурс рассказов "Мужское воспитание"

Никто не поспорит с тем, что мужской подход к воспитанию детей отличается от женского. И дело не только в том, что редкие часы, проведенные с вечно занятым папой, окрашены особенно ярко. Дело в той магии и чуде, которое несет в себе этот человек – отец. В тех горизонтах, которые он открывает маленькому человеку.
Поделитесь своим опытом мужского воспитания в семье, раскройте педагогические секреты, расскажите об успехах и неудачах, приемах и методах воспитания своих сыновей и дочерей, выиграйте призы.
Спонсоры: издательство "Эксмо", ИД "Питер".
Приём рассказов до 30 сентября 2009 года.
Ясли-Сад

Чемпионат "Ясли-Сад" [приём фотографий]

Приглашаем принять участие в Летних играх "Чемпионата "Ясли-Сад", номинации фотоконкурса: гимнастика, плавание, футбол, верховая езда, рисование.
На конкурс принимаются фото детей до 3 лет.
Спонсор: компания "Мултон"
Приём фотографий до 15 сентября 2009 г.
Отдых'2009

Конкурс рассказов "Отдых'2009"

Лето пришло… Снова нас неудержимо манят дальние дороги, незнакомые города, непокоренные вершины; ждут песчаные пляжи и ромашковые поляны. Куда мы отправимся на этот раз? Расскажите о своих впечатлениях от отдыха и выиграйте призы!
Спонсоры: издательства "Лабиринт Пресс", "Эгмонт Россия", фирма "Мелодия" и продюсерский центр "Вимбо", издательство "Дрофа-Плюс"
Приём рассказов до 1 октября 2009 года.
Конкурс на лучшую читательскую публикацию

Конкурс на лучшую читательскую публикацию

Мы принимаем к публикации любые материалы по тематике сайта 7я.ру. Победители конкурса, итоги которого подводятся ежемесячно, награждаются призами от сайта 7я.ру!
Постоянный конкурс. Итоги подводятся ежемесячно.
Конкурс среди участников конференций

Конкурс среди участников конференций

Приглашаем принять участие в Конкурсе среди участников конференций. В конкурсе участвуют все, кто создает темы для для обсуждения в конференциях. Победители будут награждены призами.
Постоянный конкурс. Итоги подводятся ежемесячно.

Информационная поддержка
Мать и дитя. Игры. Игрушки. Хобби - 2009 C 22 по 25 сентября в г. Екатеринбурге состоится выставка "Мать и дитя. Игры. Игрушки. Хобби - 2009".

Цвета Индиго C 18 по 20 сентября 2009 года приглашаем посетить детскую интерактивную выставку «Цвета Индиго». Тематические разделы выставки - детское образование и культура, детское здоровье, спорт и отдых, досуг, информационное обеспечение

Пособие.инфо Московская областная государственная детская библиотека, журнал «GEOлёнок» и семейный сайт 7я.ру объявляют конкурс фотографий на тему «Эти удивительные животные». Работы принимаются до 19 сентября 2009 г.

Герой моей мечты Детское книжное издательство «РОСМЭН» приглашает вас принять участие в конкурсе детского рисунка «Герой моей мечты», который проходит с 1 июня по 1 декабря 2009 года.

Фестиваль 'Ярмишка' С 16 по 18 октября в г.Ярославль в ГКВК «Старый Город» пройдет семейный фестиваль "Ярмишка" — выставка товаров и услуг для будущих мам, детей и их родителей.

27 октября в рамках выставки "Мир детства" пройдёт III Торговый специализированный Форум "Рынок детских товаров России: Стратегические решения", "Рынок детского питания: Стратегические решения для производителя и поставщика". Лучшие эксперты от компаний-производителей, розничных сетей и бизнес-консультанты поделятся опытом.

Выставка ''Умный ребёнок'' С 3 по 6 сентября 2009 года в специализированном выставочном комплексе "Пермская ярмарка" (Россия, г.Пермь, бульвар Гагарина, 65) пройдёт выставка услуг дополнительного образования, детского спорта и отдыха, товаров для детей "Умный ребёнок".

15-я юбилейная международная выставка Приглашаем принять участие в 15-й юбилейной международной выставке «МИР ДЕТСТВА-2009: Товары и услуги для детей и подростков. Новые программы обучения и развития», которая пройдет 27-30 октября 2009 года в ЦВК "Экспоценр".

Здоровье школьника В новом номере журнала "Здоровье школьника" читайте: "Под знамена становись?", "Коллектив – это звучит…", "Где учат на первоклашек?", "На мокром месте", "Больше чем дружба" и др. материалы.

Снова в школу! С 13 августа по 30 сентября ГУП «Объединенный Центр «Московский Дом Книги» проводит IX ежегодный фестиваль «Снова в школу!», который пройдет под девизом «Собираем ребенка в школу: наука для родителей».


Рейтинги и справочники

Рейтинг детских садов

N 29

Россия, Санкт-Петербург, Выборгский район, м. Лесная
Кантемировская ул., 29
245-31-66

03.09.2009
Пользователь: lem
Оценка: 5 Период посещения: с 2009 по 2009 г.
Возраст ребёнка, когда он ходил в этот сад:
Режим работы: 7-19
С какого возраста принимают? с 3-х лет
Оплата: Предоставляются платные образовательные услуги (по желанию родителей)
Бытовые условия:

  • Количество групп и детей в группах: 4 группы, для детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Здание, оснащённость: отдельно стоящее 2-х этажное
В группах:
Еда: 4-х разовое питание
Уход за детьми:
Обучение:
  • Программа: "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
    программы коррекционной работы Нищевой Н. В.
  • Воспитатели:
Прочая информация:


 





Наши рассылки

Subscribe.ru

Бонна: все о нянях
О своем, о девичьем
Ждем ребенка: все о беременности и родах!
Все о детях
Обучение и раннее развитие
Образование и карьера
Семейные отношения
Семейный отдых
Домашнее хозяйство



Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!


Управление рассылками осуществляется через сервера subscribe.ru и content.mail.ru.

7я.ру, АЛП-Медиа.


В избранное