Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обучение и раннее развитие

  Все выпуски  

Обучение и раннее развитие Выпуск 14-й, 14 июня 2002 г.


Информационный Канал Subscribe.Ru


7я.ру
  Статьи  
  Книга в школьном портфеле (часть 1)
Николаева Ольга
Умение читать - главный кирпичик на дороге в Страну знаний: практически все остальное обучение (математике, биологии, истории) ведется на умении ребенка понимать написанное и прочитанное. Поэтому именно с азов чтения и начинается первый школьный класс.
почитать
 
Очень удобно (мой опыт ношения ребенка на себе)
Романова Наталья
Не знаю, как ваши дети, а мой первенец лет до двух очень любил сидеть на моих руках. Более того, практически ежедневно повторялась следующая ситуация: ребенок устал, капризничает и не хочет слезать с рук, а дел еще так много... Да и покушать мамино молочко он очень любил, особенно в первые месяцы жизни. Причем одно кормление могло длиться час-полтора.
почитать
 
Как мы жили без соски, бутылочки, пеленок, кроватки, опрелостей и бессонных ночей
Панасьева Оля
Оговорюсь, пеленки у нас были, но, проведя в уме несложные калькуляции, мы пришли к выводу, что дешевле будет купить отрез хлопчатобумажной ткани, или пустить в ход наши не очень старые простыни, слишком узкие для новой кровати.
почитать
 
 
  Рейтинг детских садов  
  Отзыв о детском саде N 37, Щелкунчик (Россия, Московская область, Мытищи)
Количество групп и детей в группах: 6 групп, 20-25 чел
Здание: 3 этажа, садику 5 лет
В группах: маловато
Еда: традиционная каша, суп, запеканки; на полдник бывают фрукты
Уход за детьми: стараются, но нянечек меньше, чем нужно
Прочая информация: Занятий хотелось бы больше, но может в старших группах всё еще будет...
Перейти в рейтинг
 
 
  Истории с детьми  
  Дашеньке 2,3. Бабушка, которую зовут Тома, пела ей песенку "Тома-Тома выходи из дома". Через некоторое время Дашеньку просит спеть песенку про Тому. Она немного подумав, запела "Тома-Тома, иди домой Тома", усиленно растягивая букву "О" в слове "домой".
Olga
еще почитать истории...
отправить свою
 
 
  Наши рассылки  
 
Ждем ребенка
Все о детях
Обучение и раннее развитие
Образование и карьера
Семейные отношения
Семейный отдых

 
 

Обучение и раннее развитие
Выпуск 14-й, 14 июня 2002 г.

Сегодня:

  • как привить ребенку любовь к чтению;
  • автора лучшего рассказа - в круиз;
  • вопросы-ответы.
статья

Книга в школьном портфеле (часть 2. комментарий нейропсихолога)

Часть 1 читайте здесь

Трудно не согласиться с названными причинами нелюбви детей к чтению. Однако наш опыт показывает, что все перечисленное - в некотором смысле "надводная часть айсберга", попадающая в поле зрения внимательных родителей и неравнодушных учителей. А есть еще и часть "подводная" - это проблемы, которые выявляются при нейропсихологическом тестировании и просто не позволяют ребенку быть читающим. Итак, по порядку.

Читать нужно не только быстро. Очень важно еще и понимать прочитанное. Это сложно себе представить, но большинство школьников, с которыми нам приходится работать, с трудом вникают в смысл того, о чем читают. Потому и читают медленно.

Дело в том, что процесс чтения требует очень слаженной работы мозга. У многих современных детей функции головного мозга недосформированы. Ребенок способен механически складывать буквы в слова, а слова в предложения, но не в состоянии, например, представить, вообразить то, о чем говорится в этих предложениях. Подобные сбои чаще всего происходят по причине плохой нейродинамики головного мозга, проявляется это в излишней рассеянности школьника, неспособности подолгу заниматься монотонной интеллектуальной деятельностью, например, деланием уроков или тем же самым чтением.

Большинство детей с подобными проблемами пережили в детстве раннее обучение чтению. И одновременно испытали недостаток общения со взрослыми, наблюдений за окружающей действительностью и обычных детских игр - недостаток традиционной деятельности дошкольника, в процессе которой и развивается мозг.

Идет тестирование. Просим 11-летнюю девочку написать коротенькое сочинение на первую пришедшую в голову тему: "Осенью в лесу". А она говорит: "Я никогда не видала лес осенью". Она читает с 4 лет и учит два языка. Но никогда не была в осеннем лесу. И не знает еще многих вещей, которые в норме должны составлять жизненный опыт ребенка-дошкольника.

На консультации 12-летний мальчик. Научился читать еще до школы, но сейчас читает чуть ли не по слогам. Все школьные годы уроки делает с мамой, потому что без ее объяснений не может понять ни условие задачи, ни смысл очередного параграфа. При этом интеллектуально ребенок вполне сохранен.

Это другая группа детей, которым навык чтения просто не дали развить. Они никогда не читали сами - им всю жизнь все читали их сверхопекающие родители. Сначала "помогали делать уроки" первокласснику, потом третьекласснику, а ребенок очень быстро привык к тому, что за него все сделают, и перестал стремиться к самостоятельности.

К таким детям действительно бесполезно приглашать традиционных репетиторов, но и самим им оптимальное чтение не освоить. Мы помогаем им восстановить нейродинамику мозга, занимаясь специальной гимнастикой. А потом за дело берется специалист по обучающим технологиям, которая учит ребенка самоорганизовываться, показывает различные приемы работы с текстом и обязательно проходит с ним заново программу начальной школы. Это может произойти за месяц или два, играя, шутя - но это обязательный этап: не освоив азов (а они у ребенка запущены из-за плохого чтения), нельзя двигаться дальше.

Хорошие книги, по-настоящему художественную литературу (не информацию, не энциклопедию, не газету!) важно читать как минимум по двум причинам.

Во-первых, у ребенка любого возраста есть потребность в эмоциональном отклике на прочитанное. Значит, ему необходимо Слово, будящее в человеке самое лучшее, берущее за душу. Если школьнику с налаженной нейродинамикой попадет в руки книга, которая его чем-то "зацепит", тут-то и начнется чтение!

Во-вторых, в "большой" литературе есть огромное количество слов, которые мы не применяем в повседневной речи. Но в языке-то они есть! А дети не знают их смысла. И это сдерживает их развитие. Что такое захолустье? А вдохновение? Нет, это не подъем творческих сил, говорят нам наши подопечные, это вдох! Когда вдыхают. Приходилось доказывать со словарем.

Полезно обсуждать прочитанное: чему учит эта история? Не только для развития речи ребенка, но и для того, чтобы точно знать: он правильно понимает смысл как отдельного предложения, так и всего рассказа.

Идет тестирование с помощью нейропсихологического альбома. Там простые картинки: велосипед, гриб, гвоздь, чайник. "Это что у велосипеда?" Вы думаете, кто-нибудь скажет "седло"? "А это у гриба что?" - "Верхушка". Никто не скажет "шляпка". О том, что у гвоздя - острие, а у чайника - носик, скажут единицы. Как изучать биологию, если ветви и крона у дерева - понятия, ребенку неведомые? Этот понятийный багаж наши дети могут почерпнуть только из литературы.

Читать нужно книги. А файлы (компакт-диски, аудиокассеты, грампластинки) можно слушать - если приобрести аудиозаписи художественных произведений, которые читают великолепные актеры с правильной речью. Мама одного из наших подопечных была незрячей и не могла читать сыну. С детства она собирала для него аудиобиблиотеку, и то, что ребенок не успевал читать сам, он слушал в прекрасном исполнении.

А еще книги можно не только читать, но и писать (иллюстрировать, издавать). Вот, кстати, разумное, реальное и невероятно увлекательное применение того самого компьютера, который, как считают родители, отвадил детей от чтения.

Анна Потанина, нейропсихолог
Александра Соболева, нейролингвист

Статья из майского номера журнала.
http://www.7ya.ru/pub/prepare/book-school-bag1.asp.

Ваша оценка материала

Текстовый отзыв, дополнение или комментарий можно добавить прямо отсюда:
Ваше имя 
E-mail   
Сообщение:
конкурс

Автора лучшего рассказа - в круиз!

Отдых-2002Стартовал наш традиционный конкурс рассказов "Отдых-2002". Победителя ждет романтическое путешествие на двоих на яхте по Средиземному морю от спонсора конкурса - яхтинговой компании "Оcean Сlub".

В этом сезоне для всех посетителей сайта 7я.ру скидка 7% на яхт-туры от "Ocean Club" (подробнее).


вопросы-ответы

Тема: объемные поделки из бумаги

Кто-нибудь занимается объемными поделками из бумаги? А, может быть, есть еще кто-то, кто еще и описать это может?
13.6.2002 15:37:21, Харас

Ответы:

Мы всякие замки делали из бумаги. Здесь (в Канаде) в школе хватает объемных поделок из бумаги. Оригами делают. Изобрели "велосипед": делают всякие апликации (или рисунки) с открывающимися частями (двери - окна). Новогодние игрушки бъемные из бумаги обязательно каждый год.
14.6.2002 5:55:59, Физтешка

Старшей шесть. В этом году мы перешли в другой садик, и там они на аппликации делали разные объемные фигурки (настоящее 3D на основе конуса, цилиндра), складывали оригами. А дома мы делаем аппликации - складываем простые фигурки оригами, делаем различные прибамбасики, добавляем не-бумажные материалы, и все это на картонку (формат не больше А4). Руководство к действию - книги по оригами и "Объемная аппликация" (автора не помню). Младшую дочку (ей 2 и 10) подключаем к намазыванию клеем и несложным работам (напр., сделать камешки в аквариуме из мятой бумаги)
13.6.2002 18:21:48, Catty_

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию по раннему развитию детей

Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!

(C) 7я.ру, компания АЛП.
Ждем Ваших отзывов, новостей и ссылок на early7ya@alp.ru.
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное