Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Елабуга. Тысячелетняя истоpия. Электроэнергетика Елабуги и района, часть 2



Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ (history.elabuga)
Выпуск № 78
Основная цель рассылки - поиск малоизвестных исторических фактов
Внимание! Если нет явного запрета, ваши письма могут быть процитированы в рассылке.

   Здравствуйте!
Сегодня с нами снова Виктор Тукмачёв. Он продолжит делиться с нами историей энергетики Елабуги.

Москва не сразу строилась.

Поговорка


Электроэнергетика Елабуги и района, часть 2

В 1940 – 1941 годах в Елабуге шло строительство новой городской электростанции. В связи с началом Великой Отечественной войны строительство электростанции было ускорено. Елабужский горисполком своим предписанием № 607 от 2 июля 1941 года обязал организации и предприятия города переводить на строительство затребованных электростанцией специалистов.

Новая электростанция располагалась в здании на углу улиц Карла Маркса и Дзержинского (современные улицы Казанская и Стахеевых). С вводом в работу новой электростанции в августе 1941-го произошел переход питания городской электросети на трехфазный переменный ток.

Для сравнения, старая городская электростанция в 1941 году вырабатывала только однофазный переменный ток. К маю 1941-го одна из однофазных динамо-машин старой станции была совершенно выведена из строя. Об этом писали в районной газете «Сталинский путь» за 25 мая 1941 года. Таким образом, ввод в эксплуатацию новой электростанции явился значительным событием в жизни города.

В 1955 году к единственному на новой электростанции дизелю «МАН» добавились три дизеля «Шкода». Силовые установки городской электростанции в 1961 году: три «Шкоды» мощностью 500 л. с. каждый и дизель «МАН» на 300 лошадиных сил. Электростанция выведена из эксплуатации 1 марта 1962 года.

Приведем немного цифр из бухгалтерских отчетов по новой городской электростанции за первый квартал и за девять месяцев 1961 года. Рабочая мощность электростанции на конец марта 1961 года – 110 тысяч киловатт. Произведено электроэнергии фактически за первый квартал 1961 года – 911 тысяч киловатт-час. Получено от других электростанций за первый квартал 1961 года – 78 тысяч киловатт-час. Интересно, что расход дизельного топлива за первый квартал 1961 года составил 326 тонн.

В объяснительной записке к бухгалтерскому отчету указано, что большой расход топлива (перерасход составил 2600 кг) был вызван крайней изношенностью дизелей городской электростанции. С поступлением летом 1961-го электроэнергии от Уруссинской ГРЭС и постепенном подключении потребителей к централизованному электроснабжению падает и выработка электроэнергии дизелями городской электростанции.

Выработано электроэнергии за девять месяцев 1961 года – 1666 тысяч киловатт-час. Получено электроэнергии со стороны фактически за девять месяцев – 1421 тысяча киловатт-час.

У электростанции Елабужской хлопчатобумажной фабрики свой дизель появился под конец Великой Отечественной войны, в конце 1950-х годов его сменил более мощный – на 1200 лошадиных сил (с подводной лодки). Электростанция фабрики находилась в бывших торговых купеческих складах на углу улиц Карла Маркса (улица Казанская с 16.12.1992 года) и Тойминской. После подключения 15 июля 1961 года хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики к централизованному электроснабжению дизельную электростанцию фабрики вывели из эксплуатации.

Продолжение следует

Виктор Тукмачёв


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Группа ВКонтакте (https://vk.com/mysubscribe)
Архив рассылки (https://subscribe.ru/catalog/history.elabuga)

В избранное