Сегодня заканчиваю грандиозную эпопею "Пособие по
Разработке Уникальности". Как вы помните, а если не помните, тоя напомню,
что в практической части мы разбирали возможные способы создания
уникальности: изменение формы товара или создание "особых" команд,
которые будут выгодно отличаться от команд конкурентов. Однако, все это был
индуктивный метод - от частных выводов к общим.
Сегодня я хочу познакомить с дедуктивным методом, от
общего к частным деталям.
Если сформулировать суть подхода в одной фразе, то она
будет звучать так - ищите проблемы!
Ищите
нерешенные проблемы!
Не в том смысле, что ищете проблемы на свою голову, а
в том, что ищите нерешенные проблемы.
Дело в том, что создание уникальности имеет только
один смысл - помощь в продаже. Продавать уникальный товар проще, чем
продавать типовой товар. Однако, не стоит забывать и полезности, об этом мы
говорили в статье "О чем молчат бизнес-гуру". Так вот, уникальность и
полезность удивительным образом синтезируются в "нерешенной проблеме".
Сразу поясню, что я понимаю под "проблемой". Проблема
- это несоответствие между желаемым и действительным.
Проблема - это
несоответствие между желаемым и действительным!
Таким образом, объект поиска перемещается в одно место
- головы людей. Потому что в других местах проблем нет. Проблема - это
специфическая особенность человеческого восприятия. То, что для одного
является проблемой, то для другого является обычной, нормальной и приемлемой
СИТУАЦИЕЙ.
Для кого-то отстоять в очереди к налоговому инспектору
- нормальная ситуация, а для кого-то проблема. Кто-то прекрасно чувствует
себя работая в команде, а кому-то не терпится нагрузить себя индивидуальной
ответственностью. И это нормально, потому, хоть мы очень похожи: две руки,
две ноги, одна голова и хотим вроде бы одного - денег, счастья и здоровья,
но пути выбираем разные. Для кого-то счастье - это порыбачить в тишине, а
для кого-то погонять по ночному городу на мотоцикле.
Поэтому, если нацелились повысить эффективность
бизнеса, то продавайте решения проблем и не продавайте товаров и услуг
людям, которые не имеют проблем. Напоминаю, что наличие или отсутствие
проблемы - это чисто субъективная оценка.
"Как же искать проблемы, если они субъективны?" -
спросите вы.
Очень просто, несмотря на то, что проблемы субъективны,
их возникновение можно предсказать, потому что люди занимаются похожими
видами деятельности, бывают в похожих ситуациях и имеют похожий образ жизни.
Несмотря на огромное количество различий домохозяйка из Новой Зеландии и из
русской провинции имеют много общего и сталкиваются с одинаковыми
проблемами. Так же как бизнесмен из Индии или Италии. Шахтер из Германии и
Кемеровской области и т.д.
Первый способ поиска актуальных и злободневных
проблем - это наблюдение за собой.
Первый способ
поиска проблем - это наблюдение за собой!
Поскольку есть люди, которые занимаются похожими с нами видами деятельности,
то можно предположить, что они столкнутся с теми же проблемами, с которыми
сталкиваетесь и вы. Например, вы покупатель - с какими проблемами вы
сталкиваетесь? Или, вы член семьи - с какими проблемами вы сталкиваетесь в
семье? С какими проблемами вы сталкиваетесь будучи водителем авто? А
пешеходом?
Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь - это потенциальный источник
прибыли.
Хамство как источник
прибыли
Например, в ходе воскресного
шоппинга, вы столкнулись с невежливым обращением продавца, его
равнодушием и вообще наплевательским отношением к делу.
Как из этого можно извлечь
прибыль?
Вариантов несколько: можно
создать коммерческое юридическое агентство по защите прав потребителей,
можно создать тренинговый центр для продавцов по вежливому обслуживанию
клиентов, можно открыть свой магазин с вежливыми продавцами.
Особое внимание надо уделять эмоциям - если вам что-то сильно понравилось
или не понравилось в повседневной жизни или профессиональной деятельности -
это потенциальная проблема, а, значит, и потенциальный источник денег.
Обратной стороной проблемы является возможность.
Возможность -
это обратная сторона проблемы!
Различие между проблемой и возможностью проявляется в том, что вы дарите
людям новые возможности - новые ощущения. Как я уже сказал проблема и
возможность - это две стороны одной медали. Проблема "нехватки времени"
легко трансформируется в возможность "уделить себе больше времени".
Второй способ поиска проблем
- наблюдение за целевой группой.
Способ в реализации очень простой, выбираете целевую
группу и начинаете за ней наблюдать. Разговаривать с её представителями,
читать газеты и журналы, которые читают они, ходить в места, в которые они
ходят, совершать те действия, которые они совершают. В общем, надо
прочувствовать образ жизни, которым живет ваша целевая группа.
Второй способ
поиска проблем - это наблюдение за целевой группой!
Возьмем, к примеру, предпринимательство. Какие вопросы
волнуют типового предпринимателя: как заработать больше денег, как
минимизировать риск и как развить свое дело?
Все эти вопросы-проблемы можно раздробить: как
увеличить рентабельность бизнеса, как увеличить общую выручку, как увеличить
объем сбыта - все это расшифровка "как заработать больше денег". "Как
минимизировать риск" тоже можно разбить на под-вопросы или под-проблемы: как
оценить результативность бизнес-проекта, как оценить перспективность товара,
как спрогнозировать рыночную ситуацию.
Эффективный способ сформулировать проблемы, с которыми
сталкивается целевая группа - это составить Карту Дня. Суть этого
подхода в следующем - вы расписываете поминутно типовой день типового
представителя целевой группы. Как я уже сказал, если вам не хватает
информации из личного опыта, то разговариваете с этими людьми, читаете их
профессиональную прессу и пробуете делать то, что делают они, просто, чтобы
проникнуться их духом.
Целевая группа может формироваться не только по
профессиональным принципам, но и по другим, например по потребительским.
Проблемы
студентов
С какими
проблемами сталкивается студент типичного ВУЗа?
Устаревшие
знания, отсутствие навыков практической работы, перспектива низкого
заработка по окончании, отсутствие самостоятельности, неумение
самостоятельно придумывать решения проблем.
Практически в каждом потребительском сообществе есть
проблемы - надо только научиться видеть их и не списывать на то, что мол
"это не проблема - это ситуация", если потребителям не нравится такая
ситуация, значит, это проблема.
Третий способ - это наблюдать за местным сообществом, в котором живешь.
Как вы понимаете, мы поднимается все выше и выше, начинали с личных
интересов, затем, перешли к проблемам групп, теперь нас интересуют большие
сообщества.
Третий способ
поиска проблем - это наблюдение за местным сообществом!
Региональные СМИ - это лучший источник злободневных и актуальных проблем,
которые волнуют соотечественников вашей малой Родины. Благодаря СМИ, вам
даже не придется добавлять актуальности и злободневности проблемам - они
сами на этом специализируются.
Местные
проблемы
Я открываю
подборку местных новостей - вот они готовые проблемы.
Ко Дню Победы ветераны войны и
труженики тыла из числа обманутых вкладчиков смогут получить
компенсацию
Из года в год весной для
томичей начинается "локальная война" - противостояние сезонному
нашествию лесного клеща
5 барж Томской судоходной
компании застряли в Кемерове
Перспективных участков добычи
углеводородного сырья в Томской области практически не осталось
7 мая треть города более чем на
сутки неожиданно оказалась без холодной воды
Немного воображения и
поучаствовать в решение каждой проблемы может владелец практически
любого бизнеса. Вполне возможно, что не каждого, но многие, очень
многие.
Четвертый способ - это наблюдать за людьми в целом.
Если вы начнете отслеживать ситуацию в мире, то придете к выводу, что начали
формироваться глобальные рынки проблем.
Четвертый
способ поиска проблем - это наблюдение за людьми в целом!
Например,
существует глобальная проблема самоидентификации и самоописания. Люди хотят
понять, кем они являются, и стараются выглядеть так, чтобы каждый понимал,
кем они являются. Активное потребление брендов - это видимое проявление
такой проблемы.
Ещё одна тенденция
- это появление рынков экстрима. Людям скучно и они не прочь испытать особые
эмоции, желательно на грани между жизнью и смертью, но с гарантией
выживания.
Можно перечислять
долго, однако я приведу последний пример, потому что надо учиться не только
решать проблемы, но и видеть их самостоятельно - рынок реализации мечты.
Основа предложения товаров такого рода: "ты только скажи чего ты хочешь, а
мы поможет тебе этого добиться".
РЕЗЮМЕ
Ищите нерешенные
проблемы. То, что вы найдете проблему, говорит о полезности вашего товара, "нерешенность"
об уникальности. Да, и не забудьте воплощать свою идею во всем из чего
состоит бизнес.