Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пятый выпуск рассылки по Социологии и Политологии


Информационный Канал Subscribe.Ru

-------------- Начало Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------

Содержание рассылки:

1. Общая информация о рассылке Социология и Политология.

2. Общая информация о ресурсе Библиотека Социологии и Политологии.

3. Информация об авторе рассылки и составителе ресурса socialsciences.narod.ru:

4. Последние материалы, опубликованные на socialsciences.narod.ru:

Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР в период ленинско-сталинского курса (1917-1953).

5. Высказывания президента США в разделе... юмор!

Цитата дня:
"Стоило бы спросить того, кто мне задал вопрос. У меня не было возможности спросить того, кто мне задал вопрос. А о каком вопросе идет речь?"
(Из выступления Президента США Дж. Буша в г. Остин, штат Техас, 1 августа 2001 года)

1. Зачем я создал рассылку?

Добрый день, Уважаемые Подписчики! Я рад приветствовать вас в пятом выпуске рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. Число подписчиков рассылки стремительно растет, что, говоря откровенно, является для меня приятной неожиданностью. Последние новости научной жизни, свежие публикации политологических и социологических трудов, а также вопросы национальной безопасности оказались интересны неожиданно широкому кругу читателей. В связи с тем, что в течение последней недели рост числа подписчиков носил скачкообразный характер - наша рассылка переместилась в категорию "серебряные", думаю, будет нелишним еще раз рассказать, кто я такой и для какой цели я создавал ресурс Библиотека Социологии и Политологии и эту рассылку.

В ходе преподавания курса "Россия в меняющейся системе международной безопасности" на факультете Социологии МГУ им. Ломоносова я столкнулся с тем, что большая часть литературы доступна только в крупных научных библиотеках, таких как Центральная государственная библиотека ("Ленинка") и ИНИОН. Студенты сильно загружены текущими заданиями по изучаемым предметам, подготовкой большого количества работ, и у них физически нет возможности потратить несколько дней в неделю на посещение этих библиотек. И это московские студенты! Если же взять студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников из других городов, то такая возможность у них отсутствует полностью.

Кроме того, большое количество людей, формально закончивших обучение в ВУЗах, и работающих сейчас в различных государственных, общественных и коммерческих организациях, испытывают нехватку свежей информации по политическим и социальным вопросам. Органы безопасности, научные и образовательные учреждения, маркетинговые и PR-службы, публицистика и журналистика - эти направления деятельности неотъемлемо связаны с вопросами развития общества, т.е. с социологией и политологией.

Мне бы не хотелось, чтобы рассылка сводилась лишь к публикации новых научных материалов и готовых ответов на вопросы по политическим наукам. Было бы значительно интереснее и полезнее осветить более широкий круг задач - как научно-практического, так и развлекательного плана. Сегодня, например, в качестве эксперимента, в рассылку включен раздел юмор. Если у Вас, уважаемые подписчики, возникают какие-либо вопросы и предложения по содержанию рассылки или ресурса, пишите по адресу ximea@mail.ru - я обязательно отвечу.

В он-лайн библиотеке socialsciences.narod.ru публикуются учебные планы, монографии, сборники, статьи, диссертации и другие научные труды по социологии, политологии и смежным дисциплинам. В первую очередь, размещаются материалы, недоступные в библиотеках и магазинах: книги, изданные небольшими тиражами, доклады на заседаниях ученых советов ведущих ВУЗов и научных институтов России и т.д. Особое внимание уделяется практической ценности и актуальности материалов - все они прекрасно подходят для подготовки к экзаменам (в том числе кандидатским), написания докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций.

2. Библиотека Социологии и Политологии

Основной тематикой библиотеки являются курсы "Россия в меняющейся системе международной безопасности" и "Социология международных отношений", которые автор-составитель сайта и рассылки читает на факультете Социологии Московского государственного университета им. Ломоносова.

Он-лайн библиотека содержит учебные планы, монографии, сборники, статьи, диссертации и другие научные труды по социологии, политологии и смежным дисциплинам. Эти материалы полезны абитуриентам, студентам, аспирантам и преподавателям кафедр политологии, социологии, обществоведения гуманитарных ВУЗов, а также широкому кругу читателей, так или иначе связанных с вопросами социального и политического развития. Все материалы доступны для бесплатного чтения, скачивания и распечатывания. Литература и учебные пособия размещаются на четырех языках: русском, английском, французском и немецком; вся навигация на сайте осуществляется на английском языке.

Учитывая, что подавляющее число посетителей ресурса и читателей подписки являются в том или ином виде учащимися (готовятся к поступлению в ВУЗ, учатся в ВУЗе или аспирантуре, повышают квалификацию или занимаются самообразованием), то в одном из ближайших выпусков рассылки начнется публикация полных версий ответов на основые и дополнительные вопросы по курсу "Россия в системе международной безопасности". Готовые ответы окажутся полезны всем, кому предстоят экзамены по политологии и социологии.

3. Информация об авторе рассылки и составителе ресурса

Хохлов Игорь Игоревич, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, окончил факультет Международных отношений МГИМО МИД РФ (1997) и Российско-французскую магистратуру МГИМО (1999), кандидат политических наук (2004, ИМЭМО РАН), ведет спецкурс "Россия в меняющейся системе международной безопасности" на Социологическом факультете МГУ им. Ломоносова.

Научные труды Хохлова И.И. посвящены анализу опыта мировой и отечественной науки, изучающей международные отношения, проблемам наднациональности в деятельности европейских организаций, а также проблемам безопасности на современном этапе, изучению конфликта и стабильности в международных отношениях. Является автором ряда научных работ, опубликованных в ведущих научных журналах, а также изданных в виде монографий.

4. Последние публикации на ресурсе

Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР в период ленинско-сталинского курса (1917-1953)

В ислледовании Фролова А.В. "Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР и России", размещенной по адресу (http://socialsciences.narod.ru/library/00013/) анализируется эволюция взглядов советского, а затем и российского руководства, на проблемы региональной безопасности страны. Детально показана эволюция основных внешнеполитических подходов по проблемам национальной и международной безопасности в региональных рамках. В нашем сегодняшнем выпуске рассылки приводится начало первой части исследования, посвященное периоду ленинско-сталинского руководства с 1917 по 1953 года; для того, чтобы прочитать статью полностью, перейдите по ссылке ниже.
>>> ПЕРЕЙТИ К СТАТЬЕ >>>

Сейчас, когда перед Российским руководством стоит задача по выработке концепции национальной безопасности, несомненную важность представляют проблемы региональной безопасности. Именно от их решения или нерешения может зависеть в будущем стабильность не только самой России и СНГ, но и в более широком европейском и международном контексте.

Несомненно, что реалистичные концептуальные разработки в данной сфере должны лечь в основу оборонной политики страны, оказать влияние на развитие военной доктрины и формирование сбалансированных, эффективных и достаточных Вооруженных Сил.

Каково видение Россией региональных угроз после прекращения стратегического противоборства двухоциальных систем в результате демонтажа мирового коммунизма, каковы национальные приоритеты России и как они ложатся в концепцию национальной безопасности страны - на эти и многие другие вопросы еще предстоит ответить экспертам.

Целью данного исследования является проследить эволюцию взглядов советского и затем российского руководства на проблему региональной безопасности, региональных вызовов и угроз, равно как и проблему преемственности в данных вопросах.

Все это могло бы внести посильный вклад в вышеозначенные дискуссии, которые активно разворачиваютсяв последнее время в российских научных и практических кругах. При работе над данной темой автор исходил из следующих основных посылок:

Во-первых, концепции региональной безопасности России возникли не на пустом месте. Россия, как основная правопреемник бывшего СССР унаследовала от него не только центральный аппарат управления, министерства и ведомства, место в Совете Безопасности ООН, ядерную кнопку и международный дани СССР, но и определенное мышление в области международной и национальной безопасности, равно как и не отказалась от ряда международных обязательств Союза.

В этой связи проблема преемственности взглядов СССР и России в области региональной безопасности имеет не только историческое, но и важное теоретическое значение.

Во-вторых, сложившийся вместо биполярного многополярный мир заметно усложнил для российского руководства выработку концепций национальной и региональной безопасности. СССР имел ясно очерченный круг идейных и политических противников, чего лишилась Россия.

Вследствие этого в России наблюдается размытость видения национальной безопасности, на фоне чего идет поиск потенциальных внешних противников на самых разных направлениях, дабы не лишать Российские Вооруженные Силы их основного предназначения «защищать страну от внешних посягательств».

В-третьих, несмотря на некоторую преемственность в России по сравнению с СССР произошло главное изменение, которое связано с демократизацией и плюрализацией общества. Нет более единой внешней политики, нет и единой военно-политической стратегии. Октябрьские события 1993 г. в Москве наглядно показали, насколько могут разниться взгляды руководства и оппозиции не только на проблемы внутреннего социально-экономического и политического развития страны, но и на военные проблемы, международную политическую ориентацию.

И все-таки, несмотря на плюрализм мнений, для данной темы важно проследить формирование центристской линии, которая по идее должна отражать мнение большей части населения страны, большей части экспертов и специалистов России.

В-четвертых, определяя термин «региональная безопасность», автор имеет в виду меры противодействия тем вызовам, которые могут бросаться России не со стороны крупных держав или их коалиций, а со стороны средних и малых государств, движений, что, например, на данном этапе имеет место в районе таджикско-афганской границы.

Если в 70-е годы СССР исходил из необходимости быть готовым к ведению двух больших войн (с Западом и Китаем) и одной малой, например, со странами СЕАТО, то постепенно вследствие нормализации отношений с Западом и Китаем для СССР и потом России ситуация изменилась и возникла необходимость быть готовым к сдерживанию по крайней мере одного крупного противника и противостоянию малым региональным угрозам.

В-пятых, проблема региональных угроз для России становится все более актуальной вследствие возникновения политического хаоса в пределах границ Содружества и в сопредельных регионах (Афганистан).

В довершение всего еще не до конца понятна идея СНГ. Есть как несогласные с ней, так и ее сторонники. Кому-то ближе идея А. Солженицына, предусматривающая единение славянских республик и Казахстана. Другие склонны акцентировать внимание, прежде всего, на укреплении российской государственности и недопущении развала самой России. В этой ситуации вопрос об охране границ для России представляет особый интерес не только с технической и экономической точек зрения, но, прежде всего с политической: нужно ли охранять границы СНГ или же сконцентрировать внимание на укреплении российских рубежей.

Региональные вызовы для России являются своего рода лакмусовой бумажкой по проверке ее способности противостоять внешним вызовам. Если она в ближайшее время продемонстрирует свою высокую способность противостоять региональным вызовам, то ее сила будет признанной и количество этих вызовов сократится.

Если же Россия проявит свою неспособность должным образом отвечать на региональные угрозы, то последние могут возрастать, воздействуя на политическую ситуацию внутри страны и ведя к дестабилизации.

В-шестых, очень все большее влияние на выработку политики в области обеспечения региональной безопасности будет оказывать общее умонастроение российских граждан.

В СССР под воздействием идеологической и пропагандистской обработки, путем отдания обязательных к выполнению приказов, можно было мобилизовывать массы и направлять войска для ведения боевых действий на соседние территории, будь то Венгрия, Чехословакия или Афганистан. Сложнее убедить в том российских граждан и объяснить им, чьи интересы они должны защищать в теперь уже далеком Таджикистане, в Приднестровье или на Кавказе, не говоря уже, например, о Ближнем Востоке.

Всем очевидно, Россия вступила в полосу истории, когда основное внимание населения, да и руководства страны обращено, прежде всего, на решение собственных экономических и внутренних социальных проблем - то есть в период интравертности. Словом, на смену советскому интернационализму пришел некий изоляционизм. Мобилизовывать население на выполнение разного рода международных миссий становится все более трудной задачей.

В-седьмых, России все-таки никуда не уйти от решения региональных проблем особенно с соседями. Более того, ей будет принадлежать важнейшая роль в их решении. Конфликт Грузии и Абхазии вероятнее всего придется решать при посредничестве России даже, несмотря на то, что лидер Грузии Э. Шеварднадзе назвал предыдущее российское посредничество политическим обманом.

США не будут решать эти проблемы. Для американского руководства хватает других региональных проблем, где у США затрагиваются жизненно важные интересы. Более того, президент Клинтон недавно дал понять, что намерен снижать свои региональные обязательства. Желания активно вмешиваться в дела зоны ближнего зарубежья не выразили другие западные державы. Запад молчаливо уступил все эти проблемы России.

Экономическая ситуация в свою очередь диктует свои правила. Грузия и Азербайджан после бурных всплесков национализма при здравом рассуждении стали приходить к пониманию того, что в союзе с Россией им будет лете. Эдуард Шеварднадзе вообще объяснил факт присоединения Грузии к СНГ надвигающейся экономической катастрофой, хотя на самом деле мотивация здесь несколько сложнее.

Страны СНГ с их социалистической экономикой не могут производить конкурентоспособный на мировом рынке товар и, прежде всего,вынуждены торговать друг с другом. Налаживавшиеся десятилетиями экономические связи оборвать весьма трудно. Для восстановления экономик требуется стабильность. Да и сама Россия нуждается в республиках экономически. Национализмы приходят и уходят, а экономическая целесообразность остается.

В подходе» скажем, России до 1917 г. и СССР как ее преемника к проблемам региональной безопасности, несомненно, имеется определенная преемственность, также впрочем, и в подходах СССР и России после 1991 г. тоже наблюдается похожая картина. И это несмотря на разность в общественных формациях и политических ценностях.

В подходе» скажем, России до 1917 г. и СССР как ее преемника к проблемам региональной безопасности, несомненно, имеется определенная преемственность, также впрочем, и в подходах СССР и России после 1991 г. тоже наблюдается похожая картина. И это несмотря на разность в общественных формациях и политических ценностях.

В СССР, например, считали, что угроза может проистекать только со стороны сил мирового империализма или их ставленников («марионеток») в третьем мире. Но даже последний вид угроз связывался в большей степени с мировым империализмом. Несколько видоизменился этот подход в связи с разрывом с Китаем. Допускалось, что региональные угрозы могут возникать в результате «происков» маоистов.

Очевиден вопрос: а вообще существовали ли региональные угрозы для идеологизированного Советского Союза? Да, в реальном плане такие могли возникать и существовать, но, как правило, с течением времени они глобализировались и не только потому, что это было выгодно советской пропаганде.

При возникновении таковых другая сторона - империализм - сразу получала, определенный соблазн «пощупать» СССР на деле, и пользовалась такими возможностями. Примеров тому множество. С другой стороны, малые страны откровенно боялись советской военной мощи, чтобы бросать ей не только военные, но подчас и политические вызовы. Для России противоборство двух блоков потеряло значение, она значительно сократила вооружение и численность своей армии, часть Вооруженных Сил Союза перешло под юрисдикцию других бывших союзных республик.

Военная мощь России уже не выглядела столь впечатляющей как у Союза, к тому же она продемонстрировала свою «робость» в поддержании законности и порядка в ряде приграничных регионов, что дало некоторым соседям думать, что по отношении к ней можно проводить и силовую политику.

И если мир стал многополярным, то региональная безопасность, таким образом, приобрела для России важное практическое значение. Поскольку в современной России угрозы и опасности с Запада в основном считаются маргинальными, за исключением разве что недавних эксцессов со странами Балтии, то для нее комплекс региональных опасностей стал все больше замыкаться на Юг. С Украиной возникли острые споры по поводу Крыма, Черноморского флота, с Молдовой - из-за Приднестровья, далее весьма сложно складываются отношения с кавказскими республиками.

Непроста ситуация и в Средней Азии, где в результате кровопролитнейшего внутреннего конфликта в Таджикистане перед Россией ребром стал вопрос, участвовать ли ей в нем, защищать ли таджикскую границу с Афганистаном или уйти к Уралу.

Чтобы понять нынешние ориентиры России в политике региональной безопасности, по всей видимости, необходимо проследить подходы к ней советского руководства, которые эволюционизировали и менялись от вождя к вождю.

Если для ленинского периода была характерна политика «наведения мостов» и поиск друзей в слабой зоне нынешнего третьего мира, то для Сталина ориентиры изменились: он видел на Востоке лишь мелкобуржуазное болото и сконцентрировал свою политику на иных направлениях противодействия империализму. Хрущев не только возобновил политику наведения мостов, но и начал активное проникновение в третий мир, в частности на Ближний Восток с целью создания антиимпериалистической пятой колонны.

При Брежневе началось активное наступление по позиции империализма в третьем мире, которое дало скорее негативные, нежели позитивные результаты, после чего начался горбачевский откат от третьего мира и поиски новых форм взаимодействия с иностранными государствами. При Ельцине поиск таких форм продолжался.
>>> ДАЛEE >>>

5. Юмор - Бушизмы

Добавление различных разделов в рассылку будет иметь происходить постоянно, сегодня добавлен раздел - юмор. У меня имеется огромная подборка бушизмов - в США издается уже седьмая (!) книга с 2000 года :-). Если подобное чтение Вам интересно - пишите, продолжим.

- It's clearly a budget. It's got a lot of numbers in it.
- Ясное дело - это бюджет. В нем много чисел.

- Well, I think if you say you're going to do something and don't do it, that's trustworthiness.
- Хорошо, я думаю, если вы говорите, что собираетесь сделать что-либо и не делаете этого, - это заслуживает доверия.

- The most important job is not to be governor, or first lady, in my case.
- Самое главное не в том, чтобы быть правителем, или первой леди, как в моем случае.

- Families is where our nation find hope, where wings take dream.
- Семьи - это где наша нация находит надежду, где крылья обретают мечту.

- He's the kind of fellow who says when he gives you his word he means it. Sometimes that doesn't happen all the time in the political process.
- Он из тех людей, которые говорят, что если обещает что-либо, то сдержит слово. Иногда такого не происходит никогда в политике.

- We'll let the other countries of the world be the peacekeepers and the great country called America be the pacemakers.
- Мы позволим другим странам быть стражами мира, а великая страна Америка будет задавать темп.
(Подразумевалось "peacemakers" - "миротворцы"; "pacemakers" - "задающие темп", "лидеры".)

«Пипл»: Что вы думаете, о людях, которые находят вас слишком религиозным?
- I think they have misunderestimated me.
- Я думаю, они меня непонянедооценивают.
"Мisunderestimated" здесь непереводимо - это слово-бушизм в английской лексике. По Бушу: misunderstand + underestimate = misunderestimate, то есть "не понять" + "недооценить" = "непонянедооценить". Но самым точным переводом с точки зрения грамматики будет "ненедооценивают".

- This is preservation month. I appreciate preservation. It's what you do when you run for president. You've got to preserve.
- Это месяц предохранения. Я ценю предохранение. Это то, что вы будете делать, баллотируясь в президенты. Вы должны предохраняться.
(Из речи о презервативах)

- I know how hard it is for you to put food on your family.
- Я знаю, как это тяжело для вас - приносить еду в вашу семью.

- Our priorities is our faith.
- Наши приоритеты - наша вера.

- When I'm talking about - when I'm talking about myself, and when he's talking about myself, all of us are talking about me.
- Когда я говорю, - когда я говорю о себе, и он говорит обо мне, оба мы разговариваем обо мне.

- I think we agree, the past is over.
- Я думаю, мы согласны, что прошлое прошло.

- A low voter turnout is an indication of fewer people going to the polls.
- Низкая посещаемость избирателей говорит об уменьшении числа людей, посещающих голосования.

- Laura and I really don't realize how bright our children are sometimes until we get an objective analysis.
- Мы с Лорой действительно не осознаем, насколько порой смышленые у нас дети, до тех пор, пока не сделаем объективный анализ.

- The senator has got to understand if he's going to have he can't have it both ways. He can't take the high horse and then claim the low road.
- Сенатор должен понимать, если он хочет добиться, он не сможет добиться этого обоими путями. Он не может взять высокую лошадь, а потом требовать низкую дорогу.

- I was raised in the West. The west of Texas. It's pretty close to California.
- Я вырос на западе. Западе Техаса. Это совсем рядом с Калифорнией.
Прим. Ага. Рукой подать...

- I say this to the countries of the Middle East; don't you dare hold us or our allies hostile!
- Я обращаюсь к странам Ближнего Востока: не смейте держать нас или наших союзников враждебными!

- Will the highways on the Internet become more few?
- Неужели дороги интернета станут еще меньше?

- We must all hear the universal call to like your neighbor just like you like to be liked yourself.
- Все мы должны слышать общий призыв: любить ближнего своего так, как вы любите быть любимым сами.
(Я постарался перевести эту тавтологию, но не удалось передать обилие «like».)

- How do you know if you don't measure if you have a system that simply suckles kids through?
- Откуда вы можете знать, если вы ничего не измеряете, если у вас система, которая просто кормит детей грудью?

- We ought to make the pie higher.
- Нам следует делать пирог выше.

- If you're sick and tired of the politics of cynicism and polls and principles, come and join this campaign.
- Если вы утомились и устали от политики цинизма, голосований и принципов, приходите и присоединяйтесь к этой кампании.

-------------- Окончание Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.socialsciences
Отписаться

В избранное