Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обществознание в школе

  Все выпуски  

Обществознание в школе Eidos-Social-05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Кафедра обществознания

=================================================

Eidos-Social-05

03 октября 2005 года 

http://www.eidos.ru/project/school/social/index.htm - наш адрес

Дистанционное обучение общественным дисциплинам: олимпиады, курсы, мастер-классы, проекты Центра дистанционного образования "Эйдос". Для учителей обществоведения, истории, культурологии, философии, психологии, МХК.

Цитата выпуска:

«Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими» (К. Ясперс)

==========

Рубрика «Это интересно!»

Тема 5 Роль диалога в истории и культуре

«..мысль изреченная есть ложь…» (Ф.Тютчев) (см.в конце выпуска )

Рубрика «Парадоксы, загадки, мифы»

Тема 5 . Безумие и знание

«Он удалялся в ночь, отчаянно воздевая руки. Со стороны казалось, что он срывает звезды» (Шен Уцянь) (см.в конце выпуска )

ВНИМАНИЕ! Новинка листа рассылки кафедры!

Дистанционные педагоги кафедры обществоведения с 18 по 27 октября 2005 г. проводяит два новых профиль-курса:

1.            «Как научиться «читать» живописное произведение?»  (К.А.Одинец)

2.            «Удивительные откровения Символа в японской поэзии» (учащиеся, для всех желающих) (А.Д.Король)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ курса.

Участники профиль-курса - школьники, все желающие.

Форма проведения - практикум.

Продолжительность - 10 дней

Сроки проведения: а) объявляются администрацией курсов в списках рассылки и новостях сайта, б) устанавливаются при наличии предварительной заявки, в) определяются заказчиком в любое удобное для него время (при самостоятельном изучении курса).

Цель

в ходе занятий курса его слушатели изучат смысловые, философские, психологические особенности японских стихотворений (танка и хокку), сущностные ценностные особенности цивилизаций восточного и западного типов, овладеют способами преобразования информации (из наглядно-образной в логически-вербальную, и, наоборот), овладеют правилами правильной постановки вопросов при познании нового, навыками креативной, когнитивной, рефлексивной деятельности.

Интерес к японской поэзии, культуре в целом возник далеко не случайно. и именно в динамичный век владычества цивилизации запада, которая активно меняет мир вокруг себя, дифференцирует его на части, создает все новые и новые науки, порождает власть internet и…удаляет человека от чего-то естественного, забытого и одновременно близкого нашему сердцу.

Можно ли попытаться «расчленить» японскую поэзию логически, разумом объять ту эмоцию, которая причудливыми узорами запечатлевалась чернилами на листках бумаги?

Можно ли поймать мгновение, отраженное всего в трех строчках хокку и представить его на суд вечности?». и, наконец, есть ли вообще возможность запечатлеть связь времени и вечности во вселенной, связь разума и чувства, природы и человека?

Оказывается, что есть!

Программа

· Задание №1. "Знакомство с японской поэзией"

· Задание №2. "Первые пробы составление танка и хокку".

· Задание №3. «Рисунок и слово».

· Задание №4. "Начинаем расчленять символ".

· Задание №:6. «Проникнемся эмоцией древних греков»

· Задание №:7. "Рефлексия деятельности"

· Подведение итогов курса. Форум.

Методика занятий

Занятия во время профиль-курса проводятся на основе оргдеятельностной методики. участники в собственной деятельности осваивают тему курса. от курсантов требуется 2-3 часа времени ежедневно и доступ к электронной почте. для участия в форуме желательно иметь доступ к интернет.

По окончании курса

По окончании курса вы узнаете новое о японской поэзии, об отличительных особенностях восточного и западного миров, овладеете необходимыми знаниями об эвристическом диалоге и сможете правильно задавать вопросы с целью получения нового знания.

Ведущий курса

Ведущий курса: - Король Андрей Дмитриевич, зав. каф. обществознания ЦДО«Эйдос», доц. к.п.н.

Цитата от ведущего:

Древневосточные народы нисколько не нарушали законов природы, напротив, поклонялись ей. и, может быть, в этом причина их убежденности в том, что не стоит ускорять темп времени, не стоит познавать мир вокруг себя, не стоит его изменять. что же тогда остается человеку? может быть, довериться сердцу, довериться интуиции и эмоциям и жить, прославляя царство природы, радость и естественные человеческие чувства?!

Содержание выпуска:

 I.Ближайшие мероприятия кафедры

  • Олимпиады
  • Профиль-курсы для школьников
  • Мастер-классы для взрослых
  • Дистанционные курсы для педагогов.
  • Конференции

II.Фрагменты рефлексий участников наших курсов

III.Почему обязательно надо записаться на дистанционные курсы Центра «Эйдос»?!

IV.Вы можете приобрести полезные и нужные материалы по гуманитарным предметам!

V.Зайди на наш форум

VI.Важнейшие новости Листа рассылки «Эйдос»

VII.Полезные ссылки

VIII.Рубрики кафедры обществознания

            I.Ближайшие мероприятия:

·        Олимпиады

Олимпиада – это не страшно. Это страшно интересно!

1.            Философия (19 января)

2.            История (22 февраля)

3.            Обществоведение (6 апреля)

4.            Краеведение (8 июня)

НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ!

Удивительные, интересные задания, которые позволят вам по-новому взглянуть на мир человека и его обществ, дадут возможность расширить горизонты вашего представления о гуманитарных науках в целом, самостоятельно ответить на вопросы, встречаемые в разных эпохах и источниках, на которые, считается, не существует ответов.

Как оценить степень достоверности знаний? Точные науки, «вооруженные» логикой, способны безошибочно определить погрешность измерения – величину отклонения полученного результата от истинного. Что же отличает точные науки от гуманитарных? То, что теоретические соотношения между величинами проверяются опытом, чего нет в науках гуманитарных. Но… является ли логика всегда критерием истинности?…

Как-то известный французский философ и мыслитель М.Пруст написал, что «книга – это огромное кладбище, где на многих плитах уже нельзя прочесть стершиеся имена». Поэтому, поучаствуй в Олимпиадах и получи возможность в своем внутреннем мире обрести бессмертие: оживить имена, события, самостоятельно участвовать в давно забытых судьбоносных решениях и битвах.

Полезные ссылки:

Расписание олимпиад в 2005 году.

http://www.eidos.ru/olymp/schedule.htm

Тарифные планы оплаты регистрационных взносов - http://www.eidos.ru/olymp/tariff/

Как координатору получить материальное вознаграждение - http://www.eidos.ru/olymp/tariff/zarplata.htm

Как приобрести комплекты лучших олимпиадных работ - http://www.eidos.ru/shop/price.htm

Конкурс "Моё задание" - http://www.eidos.ru/olymp/my_task/

Вопросы и ответы о дистанционных эвристических олимпиадах - http://www.eidos.ru/olymp/faq.htm

·                           Профиль-курсы для школьников

«Диалоги восточной и западной культур»

Фрагмент аннотации

 «Мир Древнего Востока – мир мифов и сказок, мир эмоционального и иррационального, мир символов и тайн, скрытых веками. Может быть, поэтому почти все мифологические сюжеты древневосточных цивилизаций так похожи друг на друга, а современный Запад практически лишен мифологического творчества?!»

У известного ливанского писателя Д.Джебрана, принявшего христианство, и в чьем творчестве чувствуется влияние западной цивилизации, есть следующие слова. «Перед ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый – станет мудрецом, перейдет поэт – станет пророком».

Фрагменты заданий

Практическое задание!

Реальная земная жизнь древних народов оказала влияние на  их мифологические сюжеты.

Мифы как проявление коллективного бессознательного оказали влияние на земную жизнь древних народов, их культуру и цивилизацию.

*      Используя ранее изученный материал, докажите одно из утверждений, опровергнув второе.

Выберите из перечня ключевых конструкций вопросов-подсказок: нужные для доказательства или опровержения.

«Моя Мифология или есть ли место мифологии в жизни современного человека»

«Психология людей и народов: удивительные параллели»

Фрагмент аннотации

«Согласно одному из блистательных психоаналитиков К.Г.Юнгу, в коллективном бессознательном сконцентрирован весь опыт, накопленный человечеством за всю историю его существования, и этот опыт не пропал бесследно, а был вытеснен в бессознательное. Таким образом, становится понятным удивительное знание Ребенка, который в возрасте до семи лет и не пытается узнать что-либо новое: его речь аутична и направлена для самого себя, нежели предназначена для окружающих.  И именно в бессознательном древних народов – мифах можно встретить большое количество сюжетов, которые придают Ребенку особое предназначение: он  выступает в роли Мессии, ему подвластны самые сокровенные знания».

Фрагмент задания

Практическое задание!

    Можно ли покорность судьбе и фатализм древних народов объяснить беспомощностью ребенка в мире, а «тревожность» мифов этих народов - потенциально враждебным миром.

*      Докажите самостоятельно с помощью последовательности эвристических вопросов, что подобно тому, как объединение двух противоположных по своей сути народов, их культур, верований, обычаев предшествовало возникновению христианства, подобно этому образование семьи можно рассматривать как земную истину, некое таинство. 

Кафедра обществоведения предлагает также вашему вниманию новую серию курсов по психологии!

·        Изучаем характер человека

·        Психоанализ

·        Душа индивида и душа цивилизации

·        Древний Восток и Ребенок

·        О чем нам говорят наши сны

!Зарегистрируйся:

http://www.eidos.ru/courses/news/2005-09.htm

---
Полезные ссылки:

Дистанционные курсы для взрослых и для всех - http://www.eidos.ru/courses/themes/

Дистанционные Эйдос-курсы для школьников - http://www.eidos.ru/project/eidos-class/

Вопросы и ответы о дистанционных курсах - http://www.eidos.ru/courses/faq.htm

Интернет-журнал "Эйдос" - http://www.eidos.ru/journal/

Прайс-лист Электронного магазина - http://www.eidos.ru/shop/price.htm

·        Мастер-классы для взрослых

1) «Модернизация образования. Как сформировать опыт творческой деятельности учащегося при изучении гуманитарных дисциплин»

2) «Магия чисел в искусстве»

3) «Как провести интегрированный урок» 

·        Дистанционные курсы для педагогов.

1) «Эвристический диалог в предметах гуманитарного профиля»

Фрагмент аннотации

 «Развитие общекультурной компетенции в эвристическом диалоге имеет неразрывную связь с фактором экономии времени. Когда ученик "забывает" о времени, он приобщается к вечности, к цельности и завершенности, а, значит, и к миру нравственности. Идущий из внутренней цельности индивидуума, приоритет вопроса учащегося в эвристическом диалоге – это и свидетельство его активности, и цельности знаний одновременно».

«Эвристический диалог позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга частей  мышления человека формирует  творчество и нравственные устои личности

               «Оригинальность МЭД в сравнении с традиционным
подходом основывается на цельности, единстве целого ряда  преимуществ. Метод развивает у учащихся:
1)      умения задавать вопросы, то есть логически и образно мыслить; самостоятельно добывать информацию в насыщенном информационном пространстве;
2)      вопрос учащегося является его творческим продуктом, а так
же именно вопрос ученика (его качественная и количественная характеристика) является критерием оценки знаний и умений учащегося;
3)      речемыслительная деятельность при постановке вопроса (переход от цельного к частностям, то есть речи внутренней в речь внешнюю) неизменно расширяет образовательный кругозор ученика, что создает прочную основу для проведения интегрированных уроков;
4)     
Эффективность метода в дистанционном обучении в сравнении с другими методами».

2) «Компьютерные технологии на уроке МХК»

·        Конференции

«Гуманитаризация образования»

 

         II.Фрагменты рефлексий участников наших курсов

«Первое ощущение от попытки написать план урока с использованием МЭД - это то, что урок получается вверх ногами. Как это можно, чтобы дети задавали вопросы, когда мы привыкли сами их спрашивать?»

(Кабанец Надежда Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории, МОУ СО школа №1, г. Шелехов).

«С момента получения первого задания и до момента окончания курса лично я испытываю некоторое внутреннее несогласие с предлагаемым методом, хотя  в нем много рационального».

(Сазонова Инна Владимировна, учитель истории и обществознания гимназии N3, г. Иркутск.)

«Сначала многого не понимали,

Так высоко Вы планку поднимали.

Ну а когда вопросы стали задавать,

Суть метода мы стали понимать».

(Шаманская  Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии N3, г.Иркутск).

 «Уже более 15 лет не работала в 5-7 классах, а на следующий год беру 5 класс. Составляю урок и думаю, что, к сожалению, столько лет составляла планы уроков, не учитывая многие особенности восприятия учащихся. С большим вниманием и благодарностью прочитала Ваш анализ задания №2. Спасибо за кропотливую работу с нами».

(Маликова Надежда Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ Ульяновская СОШ Красногорского района Московской области).

     III.Почему обязательно надо записаться на дистанционные курсы Центра «Эйдос»?!

1.   Профессиональная подготовка к экзаменам;

2.   Это ужасно интересно!;

3.   Расширять собственный кругозор;

4.   Умение пользоваться образовательными информационными технологиями; 

5.   Находить и извлекать нужную информацию в глобальной сети Internet;

6.   Умение задавать вопросы, доказывать и опровергать собеседника;

7.   Находить новых друзей и единомышленников.

8.   И многое, многое другое!

Правила и условия регистрации курсов:

http://www.eidos.ru/courses/news/2005-09.htm

     IV.Вы можете приобрести полезные и нужные материалы по гуманитарным предметам!

http://www.eidos.ru/shop/index.htm

 

        V.Зайди на наш форум:

http://eidos.fastbb.ru/index.pl?100

 

     VI.Важнейшие новости Листа рассылки «Эйдос»

РАСПИСАНИЕ ОЛИМПИАД НА 2005-2006 УЧЕБНЫЙ ГОД

www.eidos.ru/olymp/   

Участвуют школьники с 1 по 11 классы, а также взрослые (!)

Призы и награды

∙ Призерам – дипломы Российской академии образования и призы!

∙ Лауреатам – грамоты оргкомитета олимпиад (Центр «Эйдос»).

∙ Командам-победителям – дипломы РАО.

∙ Каждому участнику – свидетельство для портфолио!

- Объявлена регистрация в дистанционных эвристических олимпиадах:

    - литература (22 сентября)
    http://www.eidos.ru/olymp/liter/2005/index.htm
    - ОБЖ (4 октября) - http://www.eidos.ru/olymp/obg/2005/index.htm
    - информатика (13 октября) -
    http://www.eidos.ru/olymp/inform/2005/index.htm
    - немецкий язык (20 октября) -
    http://www.eidos.ru/olymp/deutsch/2005-2/index.htm
    - психология (27 октября) -
    http://www.eidos.ru/olymp/psych/2005/index.htm
    - физика (17 ноября) -
    http://www.eidos.ru/olymp/physics/2005-2/index.htm

ЗАРЕГИСТРИРУЙСЯ И ПОБЕДИ!

 E-mail: info@eidos.ru

 

 VII.Полезные ссылки:

 

    Расписание Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад на 2005/2006 уч. год - http://www.eidos.ru/olymp/schedule.htm

∙ Как получить материальное вознаграждение - http://www.eidos.ru/olymp/tariff/zarplata.htm

    Электронные книги для педагогов - http://www.eidos.ru/shop/price.htm

    Интернет-журнал "Эйдос" - http://www.eidos.ru/journal/

    Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" –

http://www.eidos.ru/dist_teacher/

    Дистанционные курсы для школьников и взрослых - http://www.eidos.ru/courses/

===

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос",  1998-2005

E-mail: info@eidos.ru

http://www.eidos.ru

 

VIII.Рубрики кафедры обществознания

Рубрика «Это интересно!»

Каждый желающий может выразить свою точку зрения на материалы рубрик: http://eidos.fastbb.ru/index.pl?100

Цитата рубрики:  «..мысль изреченная есть ложь…» (Ф.Тютчев)

Под диалогом (от греч. dialogos) понимается попеременный обмен репликами двух и более людей. В философии диалог являлся распространенной формой произведений античности и Нового времени. В психологии диалог представляет собой структурно-генетически исходную составляющую речевого общения. В то же время, роль диалога не ограничивается его прикладным применением в текстах или в общении людей, но выходит на уровень культурологических оснований всего человечества. В связи с этим особое значение приобретают такие понятия, как «вопрос» и «ответ».

Взаимоотношение вопроса и ответа в диалогическом взаимодействии в науке недостаточно изучено, а взаимосвязь вопроса и ответа коренится гораздо глубже, нежели на уровне понятия «диалог». Один из видных культурологов нашего столетия Х.Гадамер гениально заметил, что ответ и вопрос соотносятся так же, как наука и диалектика (Х.Г. Гадамер). Диалектика всегда ставила вопросы перед человеком, заставляя задуматься над ее истоками. Наука, получившая распространение начиная с цивилизации Древней Греции, своим возникновением обязана, прежде всего, греческому чуду – Удивлению, которое и породило активное познавание и преобразование мира. Наука, чья история неразрывно связана с историей Запада, призвана, главным образом, давать ответы на те непонятные явления, которые нас постоянно окружают, то есть должна пытаться дать ответ на то, что изначально скрыто от нашего взора.

Философско-психологический анализ различных систем вопросно-ответной деятельности человека обнаруживает их связь с общенаучными ключевыми (категорийными) понятиями, характеризующими развитие человеческого общества, такими как «цивилизация», «культура», «религия». Т.н. метод обобщающих аналогий философских и психологических аспектов понятий «религия» и «культура» вместе с понятиями «мышление», «вопрос» и «ответ» позволил выявить, что взаимосвязь мышления и речи аналогична взаимосвязи культуры и цивилизации. Разная позиция представителей цивилизаций Востока и Запада показывает, что диалог уходит глубоко в религиозные и философские недра.

«Решение задачи развития и становления коммуникативной культуры ставит перед необходимостью организации таких особых коммуникативных взаимосвязей в образовательном процессе, которые могут быть охарактеризованы как диалог. Образование и воспитание духовно развитой, ответственной личности возможно только в диалоге. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний» (М.М. Бахтин).

Рубрика «Парадоксы, загадки, мифы»

Цитата рубрики: «Он удалялся в ночь, отчаянно воздевая руки. Со стороны казалось, что он срывает звезды»

Во все времена безумие считалось на Востоке чем-то таинственным и трансцендентным. Согласно взглядам П.А. Флоренского, культ происходит из религии, то есть из таинства. Сумасшествие, причиной которого в большинстве случаев является психоз или невроз, было почти для всех древневосточных народов именно таинством, волей богов, отнявших разум у человека, а, значит, наделивших его особыми, нечеловеческими качествами. Согласно мнениям западных специалистов, сумасшедший характеризуется, прежде всего, расстройством сознания, и тогда, на его поведение огромное влияние оказывает бессознательное. Этот факт позволяет соотносить больного с помрачнением рассудка с ребенком, или же с древневосточными народами, которые считают сумасшедшего – особым, неприкасаемым человеком. Таково поведение индейцев Северной и Южной Америки, Мексики и многих других народов. Так, в книге «Лецзы» говорится, что «Один, по имени Недеяние, воистину прав; другой, Возвышающийся Безумец, ему подобен». А один из выдающихся поэтов Китая Шен Уцянь написал следующие строки о безумце, которые открывают перед умалишенным удивительные горизонты абсолютного знания: «Он удалялся в ночь, отчаянно воздевая руки. Со стороны ка­залось, что он срывает звезды» (Л.Стафф).

К. Ясперс приводит следующие примеры, характеризующие взгляды некоторых западных ученых на сумасшествие. «В одной из бесед Вильманс следующим образом выразил парадоксальную природу понятия «болезнь»: «Так называемая нормальность – не что иное, как легкая форма слабоумия» (К.Ясперс). «Примечательно, что безумие вызывает у окружающих не только ужас, но и благоговение». Платон и Ф.Ницше упоминали о болезни «не как о чем-то разрушительном и низком по сравнению со здоровьем, а как о более полной, высокой, творческой форме бытия» (К.Ясперс). Новалис говорил, что «наши болезни – это феномены обостренной восприимчивости; они стремятся преобразоваться в высшие силы». Гейер писал, что «невроз – это не просто слабость; он может представлять собой тайный знак человеческого величия».

==================

Уважаемые друзья!

Цитирование или иное использование материалов Eidos-list'a в выпусках
новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых
изданиях допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме
автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается:
краткое название рассылки, номер и дата выпуска, координаты собственника
рассылки и контактный e-mail адрес. Например: < EIDOS-LIST * Выпуск #
239 * 17 января 2005 года. - Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail:
list@eidos.ru >

Подписаться на список рассылки Eidos-list можно непосредственно с
веб-сайта Центра "Эйдос" по адресу http://www.eidos.ru/list/


Оставайтесь с нами!

Редакция Eidos-List'a

===
(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2005

E-mail: list@eidos.ru

http://www.eidos.ru/list/

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.eidos6social
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное