Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 35 (78) 19 марта 2004г


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 35 (078)    19 марта 2004г
 

Небольшая рекламка - приглашаю посетить:
Новый и активно развивающийся Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт, посвященный проблемам возрождения и развития татарского народа.
Тоже новый сайт http://mubrik.tk - много популярных татарских песен в формате mp3.

Содержание номера:
- Жизнь Тукая - черно-белый сериал .
- Татары в Киргизии.  Вечные странники.
- Роза ТУФИТУЛЛОВА: Воспитав девочку - воспитаешь нацию.
- Сибириада. Татары Тюмени и Тобольска считают себя аборигенами.
- Мирза Махмутов: Язык надо спасать, а не буквы менять!
- Диляра ТУМАШЕВА - женщина номер один татарского языкознания.
- Мир шамаиля.


Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


Жизнь Тукая - черно-белый сериал

   4 апреля 1913 года возле Клячкинской больницы (ныне дом на Островского, 11/6) бушевало людское море. Около десяти тысяч человек пришло сюда, чтобы проститься с любимым поэтом. Смерть Тукая притянула магнитом самых разных людей. Как засуха сталкивает возле ручья хищников и их жертв, так и здесь собрались и те, кто боготворили поэта, и те, кто ненавидел его. В день погребения закрылись все книжные татарские магазины. Не проводились занятия в татарских школах. В связи с трауром не вышла казанская газета "Кояш", в которой Тукай наиболее активно сотрудничал. Во время движения похоронной процессии улицы переполнились народом, движение трамваев было приостановлено. Татарские издания были завалены письмами и телеграммами сочувствия. В одной только газете "Вакыт" в эти дни скопился целый ящик писем, пришедших от простых крестьян и рабочих. В оренбургских книжных магазинах в течение 2-3 дней после известия о смерти Тукая были сметены с прилавков все экземпляры его сочинений, а книготорговцы в отчаянии телеграфировали в Казань в надежде получить хоть что-нибудь из его произведений. Используя вечный предпринимательский принцип "куй железо, пока горячо!", татарские фабриканты выбросили на рынок множество продуктов с маркой "Тукай": "Конфеты Тукая", "Мыло Тукая" и т.д. Огромными тиражами были отпечатаны открытки с изображением покойного поэта. В процесс включились и книгоиздатели. Только в 1913 году вышло пять книг Габдуллы Тукая.
    Тукай перед смертью тоже думал о материальном. Но его волновала другая проблема. Поэт мечтал о справедливом распределении положенного ему задатка - 500 рублей за планируемые к выходу книги. Эти деньги он завещал направить на обучение двух шакирдов из татар. Благородное начинание тотчас же подхватили татарские купцы и интеллигенция. Был создан фонд, в который сразу пошли солидные финансовые вливания.
    Смерть от болезней легких - участь многих татарских писателей, национальная эпидемия, уносящая в мир иной наиболее талантливых представителей татарского народа. Тукай всегда жил на грани жизни и смерти, балансировал на кромке света и тьмы. По сути, он был временным человеком на этой земле. Аллах давно дожидался его, но, видя талант, оставил послужить своему народу на долгие... 26 лет!

    Сирота
    Биография Тукая - готовый сюжет для латиноамериканского сериала. Его короткая жизнь - круговерть черных и белых полос. Черных было гораздо больше.
    Тукаевский род вплоть до седьмого колена состоял из одних мулл. Дед его, Мухаммедгалим хазрат, считался строгим, правоверным мусульманином, человеком старых взглядов. Развлекающаяся игрой на гармони деревенская молодежь, завидя его, разбегалась врассыпную - иначе несдобровать! Отец Мухаммедгариф также служил муллой. Указ получил в достаточно молодом возрасте - в 22 года, что говорило о его неординарных способностях. В отличии от своего отца, Мухаммедгариф был не так усерден в религии и везде твердил, что своих детей никогда не отдаст в муллы. Это был очень совестливый, простой и наивный человек. Имел хорошую библиотеку и сам пописывал стихи, Что-то надломилось в этом человеке. Может, деспотичный характер отца сыграл в этом свою роль, может, что-то еще, но слабость характера привела к увлечению отца Тукая алкоголем. Когда об этом сообщили его жене и предложили развестись с непутевым супругом - она отказалась, объяснив, что будет любить его, каким бы он ни был. Увлечение алкоголем, кстати, приписывают и самому Тукаю. Впрочем, эти сведения категорически отвергает профессор КГУ Рафик Нафигов, посвятивший немало лет изучению биографии поэта.
    В четырехмесячном возрасте мальчик лишился отца. Оставшись с маленьким Габдуллой и двумя детьми мужа от предыдущего брака, молодая мать перебирается к своему отцу. Обстоятельства складываются так, что во вдовах ей долго сидеть не пришлось. К ней сватается некий мулла по имени Шакир. Габдуллу временно отдают на попечение одной старухе в деревню Кушлавыч. Та оказалась на редкость жестокосердной и относилась к мальчику, как к гадкому утенку. Вскоре мать забирает сына в новую семью. Начинается светлая полоса в жизни будущего поэта. В доме было все, даже белый хлеб с медом на обед, показавшийся изголодавшему мальчугану изысканнейшим деликатесом. Счастье продолжалось недолго - уже в четыре года Тукай потерял родную мать и остался круглым сиротой. Это случилось в январе. Потрясенный мальчик босиком бежал по замерзшей земле за траурной процессией и кричал:"Верните мне мою маму!" Отчим недолго думая сплавил ставшего ненужным ребенка. Габдулла снова попал в семью фактически неродного дедушки. Естественно, его никто не ждал с распростертыми объятьями. Приход слабый, доходов мало, да еще голод 1891 года.
    Что делать? Решение не заставило себя долго ждать. С попутным ямщиком мальчика отправили в Казань - авось кто-нибудь возьмет его на воспитание? На Сенном базаре Габдулле быстро нашелся отец - бездетный торговец Мухаммедвали. Черную полосу снова сменила белая. Семья Мухаммедвали жила небогато, но, по крайней мере, приемыша здесь никто не попрекал куском хлеба. С новыми родителями мальчик любил ходить на ярмарку Ташаяк (ныне ул. Ярмарочная, возле цирка) и наблюдать, как счастливые дети катаются на деревянных каруселях. Приемные родители любили Габдуллу, но не могли позволить себе расходов на такие "пустяки". Уже став известным поэтом, Тукай часто приходил сюда и катался на этих каруселях до одурения, до тошноты.
    Габдулле хронически не везло - одновременно тяжело заболели его приемные родители. Переживая за дальнейшую судьбу мальчика, они отправляют его обратно в деревню, к дедушке. Все возвращается на круги своя. Чуть оттаявший от жизненных невзгод мальчишка вновь оказывается в нелюбимой, семье, по сути, среди чужих ему людей.
    Но... вновь находится человек, готовый усыновить Тукая. Некий Сагди забирает его к себе, в деревню Кырлай. Мир не без добрых людей! В Кырлае Тукай провел несколько лет. Здесь он стал посещать медресе, тут начал раскрываться его талант, здесь он впервые услышал грустные татарские народные песни, мотивы которых навсегда врезались в его память.
    Отсюда в 1895 году он отправился в Уральск, в медресе "Мутыгия", где проучился долгих 12 лет. В годы учебы помимо постижения новых знаний он подрабатывал водовозом и сторожем, в типографии русской газеты "Уралец" изучал ремесло наборщика. Сотрудничал в редакциях различных газет и журналов. В медресе подросток стал выступать против устаревшей системы воспитания и образования, царившей в этом учебном заведении. Тукай стал демонстративно курить, ходить с непокрытой головой и отращивать волосы...
    Обратно в Казань Габдулла Тукай вернулся только в 1907 году. Переезду способствовало также и получение нежданного наследства в сто рублей. В этом городе прошли самые плодотворные годы поэта, здесь он работал в журналах "Яшен" и "Ялт-Йолт" и здесь он нашел свое последнее пристанище.

    Комок противоречий
    Известно, что Тукай был не прочь покритиковать своих собратьев по перу. Он любил подмечать и критиковать чьи-либо недостатки. Объектом его едкой, обидной сатиры становились и писатели, и политики, и муллы. Для него не существовало авторитетов - поэт разочаровался в людях. По сути, это был протест глубоко одинокого человека, обиженного на весь мир, до конца не изжившего комплекс мальчика-сироты. Биографы поэта характеризуют его как сплошной комок противоречий: веселый и грустный, молчаливый и разговорчивый, остроумный и игривый, добрый и злой, храбрый и осторожный, мудрый и простодушный.
    Но что бы ни говорили о нем, талант Тукая не оспорить. Это человек, который писал оголенным сердцем, в котором перемешались и горькая обида, и сладкая радость. Тукай был патриотом своей нации, он говорил: "Я готов положить душу за счастье татар, именно татар, потому что я сам - истинный татарин. Бесконечно велик мой долг перед нацией, и только Аллаху ведомо, смогу ли я выполнить его".

Азат АХУНОВ

"Восточный эскпресс" №15 (22) апрель, 2001г

Обсудить в форуме


Татары в Киргизии.  Вечные странники

    Мама рассказывала... Родного дядю, служившего в царской армии где-то вблизи Рязани, солдаты в казарме решили обратить в христианство. И так уговаривали, и эдак... А потом били долго и бешено: парень неделю пролежал на госпитальной койке. Но не сдался родич. Остался мусульманином. Офицер выстроил роту и сказал: "Вот так надо служить своей вере, оплатим же мужество Брундукова по достоинству!" Снял свою фуражку и первый бросил в нее рубль серебром...
    Отвага. Мужество... И удивительная неприхотливость, невзыскательность моих соплеменников к такой категории, например, как быт. В шестидесятых годах я был на руднике Кан в горах. Ощущение "конца света", минимум условий для жития, адский труд, но жили люди! И очень много татар. Старый горняк Харис Гайнутдинов, в чьем опрятном домике я провел ночь, говорил мне: "А что, собственно, еще нам надо: работа есть, платят неплохо, продукты подвозят... А веселье мы с собой с Волги привезли. Доживи у нас до субботы, сам увидишь: банька, курица, набитая яйцами, водочка, гармонь... - что еще человеку надо?"
    Эту неприхотливость к бытоустройству, прежде всего, видел я и в семьях татар, составлявших значительную часть рабочей силы шахтерских городов Таш-Кумыра, Кок-Янгака, Кызыл-Кии, "сурьмяного" Кадамжая, "ртутного" Хайдаркана, "уранового" Майли-Сая...
    А Сулюкту, затерявшуюся в "кривых" границах Киргизии и Таджикистана так и называли в семидесятых годах "Татаробадом" - около шестидесяти процентов населения этого центра угледобычи составляли татары. Один из первых дипломированных горняков-киргизов, бывший секретарь горкомов партии ряда шахтерских городов, бывший министр Картайбек Мукамбетов говорил мне как-то: "Республике просто повезло, что рабочее ядро горняков составляли твои соплеменники: бесшабашно трудолюбивые, бесстрашные под землей, дорожившие конечным результатом своего труда... Если бы мы сохранили этот рабочий "пласт", то сейчас отрасль не знала бы такого развала..."
    Вряд ли рассчитывал обрести райскую жизнь в неведомом краю и казанский купец Шариф Забиров, отправившийся в прошлом веке с берегов Волги на берега незнакомого Иссык-Куля.
    На удивление аборигенам пришлый с братьями поставил в Караколе крепкий каменный дом - один, второй, целую улицу, наладил торговлю невиданным доселе товаром: парча, кожаные ичиги, мыло, льняная одежда, посуда... -то, что производила Казань и что покупалось во всей России. Но главное то, что киргизы понимали язык Забировых без всякого напряжения, - это был язык межнационального общения, что ценилось выше хрустальной вазы, привезенной с волжских берегов. ..... читать далее ....


Воспитав девочку - воспитаешь нацию
ХХ век - время взлета женщины

   В облике этой уравновешенной женщины трудно угадать государственного деятеля. Между тем депутат Госсовета Роза ТУФИТУЛЛОВА - второе лицо в комиссии, которая считается в парламенте самой трудной, - по социальным вопросам, делам детей и молодежи.
    Но в Татарстане ее знают и в ином качестве. Своеобразной прелюдией к депутатской деятельности стала для Розы Рахматулловны многолетняя журналистская работа. Причем в центре ее внимания всегда были дети (сначала как для корреспондента, а затем редактора газеты "Яшь ленинчы", ныне "Сабантуй") и женщины (как для редактора журнала "Азат хатын", ныне "Сююмбике"). Ее детищем по праву называют и ассоциацию татарских женщин "Ак калфак", которая существует уже десять лет. Возможно, поэтому люди, обращающиеся в комиссию со своими бедами, воспринимают ее как родного человека. У них нет никакого сомнения, что она поймет их, выслушает.
   
О месте татарской женщины в обществе, должна ли "каждая кухарка руководить государством"? Что есть эмансипация по татарски? Освободил ли социализм женщину? .... читайте обо всем этом.


Сибириада
Татары Тюмени и Тобольска считают себя аборигенами

        Для начала - немного информации. Сибирских татар насчитывается в России приблизительно 150 тысяч человек, но в самой Тюменской области проживает около 100 тысяч. Сложность точного подсчета заключается в том, что очень много смешанных семей, созданных сибирскими татарами совместно с поволжскими. Наиболее активный процесс возрождения самосознания здесь начался в начале 90-х годов. Сибирские татары прошли и через конференцию, и через съезд, который принял специальную декларацию об этническом самоопределении татар Сибири. Здесь трезво осознают, что та форма, в какой существуют сейчас национальные автономии России, - фикция, фактически ни к чему не обязывающая федеральные власти. Тем не менее на сегодняшний день в области восемь татарских автономий, которые объединяет областная национально-культурная автономия татар. В Тюмени выходит газета "Янарыш" тиражом в 3,5 тысячи, причем на диалекте казанских татар.

Кто виноват в проблемах сибирских татар? Что даст разделение на народности? В каком состоянии могила поэта Булата Сулейманова? Читайте об этом... .


Язык надо спасать, а не буквы менять!
Так считает человек, который в советское время олицетворял педагогику и образовании Татарии - Мирза Махмутов

   Сегодня академика РАО Мирзу Исмаиловича Махмутова называют одним из противников перехода татарской графики на латиницу. Говорят, не без его участия летом на специальном совещании у президента Татарстана было принято решение отложить старт этой программы.
    Кстати, Махмутов - один из разработчиков в советской педагогике теории проблемного обучения, создатель и директор НИИ среднего профтехобразования АН СССР, единственного академического института, который существовал не в столице Советского Союза. По творчеству ученого уже написана кандидатская диссертация...
    - Мирза Исмаилович, вы почти 20 лет были министром просвещения ТАССР... Кого, какие вас, спросить: а насколько сегодня образованны татары?

Так кто же закрывал татарские школы в советское время? Судьба татарской нации решается в постели? Гордиться ли нам что не знающие татарского языка Роальд Сагдиев и Софья Губайдуллина - татары?
.... читать об этом...


Женщина номер один татарского языкознания

   В личной библиотеке академика Диляры ТУМАШЕВОЙ - десятки книг со словами сердечной благодарности и автографами от людей, которые сегодня стали историей татарской культуры. С нее писал свои картины Баки Урманче, а знаменитые режиссеры, видя в ней образ Галии-бану, сожалели, что она не актриса. Ее имя олицетворяет целую эпоху в отечественном языкознании.
    - Диляра Гарифовна, почему, на ваш взгляд, так медленно решается проблема реального двуязычия в Татарстане? Может быть, правы те, кто считает нереальной саму задачу?
    - Будучи в Москве я однажды познакомилась с нашим бывшим соотечественником Роальдом Сагдеевым. Известный физик сказал мне: "Ваша песенка спета, поезд уже ушел", имея в виду и татарстанский суверенитет, и наши усилия по сохранению татарского языка. А я ответила: "Это ваш поезд ушел, а наш только еще набирает ход". Разговор у нас получился очень интересный. Кстати, я старалась с ним разговаривать на татарском языке. Что я поняла -он прожил довольно приличное время в Америке, в результате его мировоззрение мало отличается от мировоззрения средних американцев - он также, как они, верит в космополитизм, глобализацию мира и считает, что в конечном счете все люди будут представлять одну человеческую расу. Мне кажется, я смогла заставить его засомневаться в этом. Понимаете, проблему двуязычия каждый человек должен прежде всего решить для себя сам. Я, например, приехала сюда без знания татарского языка. Да-да, не удивляйтесь. До 3 - 4 часов ночи писала лекции по словарям. На бытовом уровне, знала татарский от родителей. Но ведь образование получила в русской школе, затем окончила Московский университет, там же аспирантуру. И когда приехала в Казань, для меня первоочередной задачей было выучить в совершенстве язык: Мне кажется, сейчас в нашем обществе как раз и зреет осознание такой необходимости. И если все усилия направить только на эту проблему, а не отвлекаться, например, на вопрос перехода татарской графики на латинский алфавит, то наши достижения будут более ощутимыми.
.... читать далее...


Мир шамаиля

    Татарский шамаиль - название яркого и многогранного феномена, получившего развитие в мусульманской культуре казанских татар в середине ХIХ-начале XX вв. Границы этого интереснейшего явления, пожалуй, невозможно определить однозначно - настолько оно многолико. "Шамаиль" в переводе с арабского означает "качества, достоинства". Возникшие уже в первые века ислама словесные описания высоких достоинств Пророка Мухаммада породили жанр религиозной литературы.
.... читать далее...


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов
http://mubrik.tk - много татарских песен в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт, посвященный проблемам возрождения и развития татарского народа.

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное