Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психоаналитик.Ру: новые статьи на сайте - Классический психоанализ в XXI веке


::a:: Психоаналитик.Ру

(читать на сайте)

Классический психоанализ в XXI веке

Техника классического психоанализа

Классический психоанализ – это то, как работал Фрейд сто лет назад (или, точнее, как казалось, как он работал). Со времен Фрейда психоанализ значительно развился и приобрел множество школ и направлений, о чем можно почитать книги Майкла Кана “Между психотерапевтом и клиентом: Новые взаимоотношения” и Петера Куттера “Современный психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов”, которые Вы можете скачать, пройдя по указанным ссылкам.

Техника классического психоанализа обладает рядом особенностей, сделавших его малопривлекательным для пациентов.

Директивность

Важнейшими открытиями Фрейда являются сопротивление и перенос. Фрейд, чаще всего, видел причину сопротивления именно в переносе, или, как говорят сегодня, в сопротивлении переносу – когда пациент не чувствует, что он что-то чувствует в адрес своего аналитика.

Фрейд работал с сопротивлением переносу следующим образом:

«Ведь сколько угодно можно подтвердить на опыте то, что, если свободные ассоциации пациента отказывают [пациенту ничего не приходит в голову], то заминка всякий раз устраняется заверением, что пациентом теперь овладела мысль, относящаяся к персоне врача или к чему-то с ним связанному. Как только дается подобное разъяснение, заминка устраняется, или ситуация осечки превращается в ситуацию умалчивания мыслей.»
(Фрейд. “О динамике переноса”)

Сегодня, конечно, квалифицированные психоаналитики и психоаналитические психотерапевты не заверяют своих пациентов в чем бы то ни было. Именно из-за этих заверений Фрейд подвергался обвинению со стороны критиков психоанализа в том, что он производит внушение, а не анализ. В лекциях по введению в психоанализ Фрейд чуть ли не заявляет, что внушение – это царская дорога в бессознательное:

«Благодаря преодолению этих сопротивлений душевная жизнь больного надолго изменяется, поднимается на более высокую ступень развития и остается защищенной от новых поводов для заболевания. Эта работа по преодолению является существенной частью аналитического лечения, больной должен ее выполнить, а врач помогает ему в этом внушением, действующим в воспитательном смысле.»
(Фрейд. “Введение в Психоанализ. Лекции”, лекция 28)

В описанных Фрейдом известных психоаналитических случаях также видны очевидные попытки внушить пациенту собственные теоретические построения. Роберт Мэй называет это вдохновенными спекуляциями (1990), а Джанет Спенс убеждена, что Фрейд потерял путь различения своих собственных предчувствий от воспоминаний пациента (1982).

В современном психоанализе единственным способом, которым психоаналитик воздействует на пациента – является интерпретация.

Сновидения Фрейд толковал тоже не всегда психоаналитически, используя не ассоциации пациента, а свои собственные ассоциации, в основном, полученные в результате самоанализа и опубликованные в “Толковании сновидений”: любой продолговатый предмет – это пенис (например, сигара ), вмещающий в себя предмет – вагина (например, сумка), поступательные движения – коитус (например, восхождение по лестнице), игра на музыкальном инструменте – мастурбация, а маленький ребенок – половые органы, или волки на дереве – половой акт родителей (из анализа сновидения Человека-волка), и т.д. Даже во времена Фрейда, по его замечанию (“Введение в психоанализ”), не все психоаналитики приняли такое безусловное толкование символов.

Основная идея классического психоанализа как техники лечения достаточно узка и сводится, в основном, к выявлению инфантильных сексуальных и агрессивных желаний, и фиксаций. Суть такого анализа заключается в обнаружении внутрипсихических конфликтов между инстинктивными импульсами из Ид (сексуальными или агрессивными) и запретом этих импульсов со стороны Супер-Эго. Близкий друг Фрейда и его ученик Шандор Ференци очень емко изложил суть классического психоанализа: «И это не случайность, что в анализе часто приходится давать развернуться инфантильным дурным привычкам, а потом – запретить их» (“Дальнейшее построение "активной техники" в психоанализе”, 1920).

Один московский сертифицированный психоаналитик в XXI веке поступал именно так, как учил Ференци. Сначала он провоцировал своего пациента быть агрессивным: Мы еще не видели Вашей настоящей агрессии. А когда пациент эту агрессию выразил, он заявил: Вы должны учиться подавлять свою агрессию!

Фрустрирование пациента (принцип абстиненции)

В классическом психоанализе считается, что нужно довести страдание пациента до высшей степени – только это может дать возможность прочувствовать пациенту свои внутрипсихические конфликты и избавиться от них. На V международном психоаналитическом конгрессе в 1918 году Фрейд сказал:

«Хотя это может показаться жестоким, но мы должны следить за тем, чтобы страдание пациента дошло до такой степени, чтобы оно стало эффективно при работе тем или иным способом, а не подходило к концу преждевременно… Любой аналитик, который, возможно, из-за полноты своего сердца и своей готовности помочь, распространяет на пациента все, на что может надеяться один человек получать от другого, совершает ошибку.»
(Фрейд. “Пути развития психоаналитической терапии”)

Это заявление Фрейда многие психоаналитики восприняли как призыв быть отстраненными, сухими и безжалостными.

Даже гуманист классического психоанализа Ральф Гринсон подчеркивает:

«Например, аналитики, которые ведут себя по отношению к пациентам с постоянной теплотой и эмоциональной чуткостью, будут обнаруживать, что их пациенты имеют тенденцию реагировать длительным позитивным и покорным переносом. Пациенты таких аналитиков будут испытывать затруднения при развитии негативного, враждебного переноса.»
(Гринсон. “Техника и практика психоанализа”)

В связи с этим, мой супервизор однажды спросила меня: А как же Вы будете фрустрировать пациентку?

Провокации негативного переноса

Проработка негативного переноса – еще один кит, на котором стоит классический психоанализ. Считается, что за уважительно-доверительным отношением пациента к своему психоаналитику, которое, как правило, спонтанно возникает в начале анализа, обязательно скрывается ненависть, ведущая свое происхождение от ненависти к родителям (первичная агрессия), которую и нужно проанализировать.

Но ведь если психоаналитик доводит пациента до высшей степени страдания – он закономерно получает в свой адрес враждебное отношение.

Не следует думать, что психоаналитик как-то мучает пациента, чаще всего это проявляется в том, что он просто молчит . Гринсон следующим образом обосновывает молчание:

«Сенсорная изоляция пациента на кушетке вызывает чувство одиночества, фрустрации и жажды объектных отношений. С другой стороны, высокая частота визитов, большая длительность лечения и внимание к нуждам пациента вызывают у последнего воспоминания ранней близости между матерью и ребенком.»
(Гринсон. “Техника и практика психоанализа”)

Нередко, помимо молчания, для формирования атмосферы абстиненции психоаналитик не отвечает на вопросы пациента, не дает ему воды или зарядить мобильный телефон, или (реже) не разрешает сходить в туалет, отказывается изменить время сессии, если у пациента возникала такая необходимость, даже если у психоаналитика есть такая возможность.

Например, один супервизор утверждал, что если психоаналитик опоздал на сессию, он не должен извиняться, а только нужно проанализировать чувства пациента, связанные с этим опозданием. А если в результате такого отношения психоаналитик получит ответную агрессию пациента – это очень хорошо, потому что это проявилась первичная агрессия, которую теперь удастся проанализировать.

В своей итоговой работе перед смертью Фрейд написал:

«…мы не должны упускать из виду тот факт, что все меры такого рода обязывают аналитика вести себя недружелюбно по отношению к пациенту, а это наносит вред отношению привязанности – позитивному переносу, который является самым сильным мотивом, побуждающим пациента принимать участие в совместной работе анализа. Так что мы ни в коем случае не можем ожидать многого от этой процедуры.»
(Фрейд. “Анализ конечный и бесконечный”)

Но эта работа Фрейда была написана только в 1937 году, культура классического психоанализа уже была сформирована в результате многократных призывов самого же Фрейда соблюдать правило абстиненции, и это предупреждение престарелого и умудренного опытом Фрейда не всеми было услышано. В результате такого подхода история классического психоанализа имеет множество примеров дикости. Именно в результате такой дикости в классическом психоанализе произошел кризис в середине прошлого столетия, в результате которого сформировалось подавляющее большинство современных видов психотерапий, родившихся благодаря и вопреки классическому психоанализу (см. Что такое психотерапия?), а также появился современный психоанализ (см. Психоанализ с человеческим лицом: История гуманизации психоанализа).

Но Фрейд никогда не был чопорным и отстраненным со своими пациентами. Гринсон по этому поводу отмечает: Между прочим, когда читаешь описания случаев Фрейдом, не создается впечатление, что аналитическая атмосфера его анализа была холодной или строгой (Гринсон. “Техника и практика психоанализа”).

Классический психоанализ – как латынь, которая составляет основу многих языков, но на латыни уже не говорят.

Московский психоанализ

Иногда, даже сегодня, хорошо обученные психоаналитики, не видят ничего, кроме инцестуозных влечений Эдипова комплекса, следуя теории классического психоанализа, и не обращают внимания на детали.

Один пациент 35 лет рассказывает своему психоаналитику сон о том, что он был в больнице вместе со своей матерью, когда вдруг она превратилась в воблу и залезла к нему за воротник. Психоаналитик интерпретирует этот сон следующим образом: «Шея – как член, а воротник – как ширинка, у Вас сексуальное желание в адрес матери». Но этот психоаналитик упускает из виду, что действие происходит в больнице, что мать в виде воблы залезла своему сыну за воротник, т.е. села на шею, и что его 65-летняя мать постоянно болеет, и он этим измотан. Исходя из этих деталей, мне видится другая трактовка сна: мать, старая вобла, села сыну на шею, спекулируя своими постоянными болезнями, чтобы удержать его подле себя – не всегда влечение исходит от сына к матери. Конечно, в свое время, этот пациент, будучи мальчиком, не избежал Эдипова комплекса и был влюблен в свою мать, когда ему было около пяти лет, а его матери соответственно – около 35 лет, а теперь мать для него – старая вобла, мешающая ему жить.

Среди многих обученных психоаналитиков даже сегодня бытует убеждение, что хороший психоаналитик – молчащий психоаналитик, что соответствует парадигме классического психоанализа. Такие психоаналитики объясняют это не только требованиями абстиненции, но также и тем, что надо давать пациенту больше пространства для ассоциаций. За молчанием психоаналитика может скрываться защита от чувств пациента, что мешает психоаналитику быть в постоянном контакте с пациентом, мешает давать обратную связь своему пациенту, о том, что его понимают. Мне известны многие случаи, когда пациенты уходили из анализа или терапии именно из-за молчания психоаналитика.

Также многие психоаналитики считают, что нельзя прерывать ассоциативный поток пациента, задавая ему вопросы, и надо работать только с теми ассоциациями, которые были спонтанно высказаны. В результате такого подхода теряется нить нарратива, очень многое упускается из того, что хотел сообщить пациент, а отношение к его повествованию становится механистическим – такие психоаналитики за деревьями не видят леса.

Подобные теоретические взгляды классического психоанализа могут создавать у психоаналитика ощущение, что ассоциации пациента скучные, вгоняя в сон и пациента, и самого психоаналитика. На одной психоаналитической конференции психоаналитик, докладывающий свой случай, рассказал, что его пациент засыпает на кушетке. Один психоаналитик из зала пошутил, что у него другая проблема, как бы самому не уснуть в кресле. В истории психоанализа известны случаи, когда застигнутый врасплох спящий психоаналитик обвинял своего пациента в том, что это он усыпил его своими скучными ассоциациями (или бессознательно хотел его усыпить).

Когда я проходил интервью перед обучением, после окончания интервью, прощаясь с психоаналитиком в коридоре, я сказал: Было очень приятно, – в ответ было молчание. Вероятно, этот психоаналитик считал, что так должен себя вести настоящий психоаналитик, соблюдающий принцип нейтральности в психоанализе. Психоаналитиков, не подающих руки при встрече и прощании, я уже не застал. Но лично знал психоаналитиков, которые не дают своим пациентам воды, потому что считают, что этим они будут способствовать отыгрыванию в процессе сессии психоанализа, и от них ускользнет важный ассоциативный материал.

Как говорил мой учитель психоаналитик Алексей Шибаев, психоаналитики бывают "дикие", а бывают "полудикие".

 

 

® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : https://www.psychoanalyst.ru.


В избранное