Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Метатехнологии выживания в бизнесе" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Кто Я, и что Я делаю
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Кто Я и что Я делаю" от 21/09/03 www.maksimusm.narod.ru http://tashkent.sarkor.uz | |
Путешествие в Самарканд - 1 Здравствуйте! Последние 10 дней я был в Самарканде. Самарканд – это мой родной город. Я здесь родился и вырос. Жил первые 26 лет своей жизни. В Ташкенте я не так уж и давно. В Самарканде живут мои родители и почти что все мои родственники. Родственников огромное количество. Только одна цифра: двоюродных братьев и сестер у меня где-то около 70. Никогда не считал их :). Чем меня удивляет Самарканд, так это тем, что здесь всегда праздник. И если праздник, то нужно обязательно хорошенько покушать и очень хорошо выпить. Позавчера, например, были у моего дяди. Он справлял серебряную свадьбу. Вчера сидели дома. Сегодня был на свадьбе друга моего отца. Нащелкал огромное количество снимков и обязательно размещу на сайте. Как-нибудь. Завтра поеду в Ургут. В пятницу 19 числа поеду на встречу с фольклорным ансамблем. В тот же день у сестренки день рождения. В субботу друг пригласил на свадьбу. Он сегодня мне позвонил на мобильник и спросил буду ли я в Самарканде в субботу, оказывается, он женится. Он думал, что я в Ташкенте. Я говорю, что, мол, я в Самарканде и что тебе повезло :). Так что в субботу на свадьбу. Когда мне друг позвонил, я ходил по самаркандским памятникам. Несмотря на это я начал думать о том, что же ему можно будет подарить. И меня посетила простая и гениальная идея. Сделать для него… Это будет очень хорошим подарком. К тому же я могу сказать, что этот подарок не только подарок, но и начало нового бизнеса. Я думаю, что этот бизнес будет иметь большой успех. В Самарканде и Ташкенте, по меньшей мере, я это в какой-то части могу взять на себя. Как я уже сказал, я сегодня был на свадьбе. Ну, скажем, не совсем свадьба, а одно из свадебных мероприятий. Сама свадьбы была в пятницу вечером. В это время я ехал на электричке в Самарканд. Вот такое вот было несчастье :))))). Про свадьбу я обязательно попозже расскажу. А пока, давайте про город и мои впечатления. Самарканду по прогнозам археологов :) более 2,500 лет. Как пела когда-то знаменитая на весь Союз группа «Ялла» про Самаркадн: «Ровесник Рима и Помпеев. Сама легенда городов». Я могу сказать, что последние 5 лет я Самарканд почти не видел. Когда приезжал, то или ездил к родственниками, а там сидел допоздна, или только сидел дома у родителей, или ходил в бассейн. Вечерами, когда возвращался откуда-нибудь, бывало такое ощущение, что я где-то в степи, что рядом никого нет, так было темно и безлюдно. Особенность
самаркандской жизни заключается в том,
что здесь у людей практически нет личной
жизни. Жизнь подчинена общественно-семейным
традициям, обрядам и обычаям. Очень
много различных мероприятий и событий.
Вообще жизнь среднего человека
посвящена именно этим мероприятиям. К их
подготовке, проведению, посещению
мероприятий устраиваемых другими
людьми. Какие бывают мероприятия в жизни самаркандца:
- гаворабандон («завязывание в кроватку») - чиллагурезон - муйсаргирон
Причиной Хатми-Куръон могут быть также причины, которые являются причинами хождения в гости
Получился
внушительный список. Я написал этот
список сходу, не думая и не вспоминая.
Есть, наверняка, еще много чего. Еще
нужно учесть то, что родственников и
знакомых, которые проводят подобные
мероприятия очень и очень много.
Например, я уже седьмой день в
Самарканде, но мой отец еще ни разу за
эти дни дома не завтракал. Вру. Один раз
он завтракал. Остальные дни его не было
– он был на утренних мероприятиях. Я
думал прямо сейчас расписать каждый из
пунктов этих 5 видов мероприятий, но это
будет долго и можно запутаться. Ну
ничего, мне все равно это нужно будет
сделать. Итак, начнем со свадьбы. Свадьба Такого обилия
досвадебных и послесвадебных
мероприятий и обрядов, наверное, нет
больше нигде в мире. Такое можно
встретить только в Самарканде. Все
начинается со сватовства. После того,
как все решили, то сторона невесты
приглашает к себе несколько
родственников, и ломают лепешки («ноншиканон»).
Затем сторона невесты делает «фотия» -
это уже мини-свадьба с музыкой и большим
количеством гостей, как со стороны
невесты, так и со стороны жениха. Если «ноншиканон»
в основном это мужское мероприятие, в
котором принимают участие старики, то «фотия»
- в основном это женское мероприятие. В
обоих случаях женская сторона почти
никаких расходов не несет, всем
необходимым обеспечивает мужская
сторона. Например, на любом мероприятии
должен быть плов. Плов – это всегда
последнее блюдо. Если подали плов,
значит скоро уходить. На «фотия» тоже
делают плов. И вот все ингредиенты плова
предоставляет мужская сторона –
барашек, масло, рис, лепешки и т.д. На это
же мероприятие сторона жениха посылает
подарки для невесты. Это два огромных
сундука, в которых одежда, материалы,
полотенца, косметика и т.д. и т.п. На
обратном пути сторона жениха привозит
жениху подарки, подготовленные стороной
невесты. Это костюм(ы), рубашки, белье,
туфли, полотенца и т.п. У меня, например,
была еще куртка кожаная. На «фотия»
бывает человек по 50-100 с каждой из сторон.
Короче, толпа женщин и они веселятся. Как
положено, водка, коньяки, вина. 3-4 горячих
блюда + 3-4 часа. Сторона жениха
собирается сначала дома у жениха, а
потом все усаживаются в арендованный
для этих целей автобус и к невесте. На «фотие»
назначается день свадьбы. Обычно она
бывает через несколько недель. Я помню, раньше
свадьбы длились 2-3 дня подряд. Сейчас
почти все перешли на однодневный режим. Подготовка к
мероприятиям и сами мероприятия
проходят и в доме невесты, и в доме
жениха. Да, кстати, все мероприятия
проходят дома. Вернее, проходили. Дело в
том, что 10-15 лет назад узбеки и таджики
вообще не жили в квартирах. У всех были
дома на земле и у всех была возможность
проводить свадьбы у себя дома. Если двор
маленький, то можно было у соседа – это
было запросто. Или если и у соседей двор
маленький, то прямо на улице. Улица
огораживалась, ставились столы и стулья
и вперед. Вообще для любой
семьи свадьба – это одно из самых
больших и ожидаемых событий. Например,
моя семя – вся большая семья, очень
ждала этот день. Лет 10 назад было принято
жениться очень рано. В свои 24 года я
считался не очень и молодым женихом. К
тому же я единственный сын, старший внук,
желанный первый сын, первого сына. И имя
мое Максуд означает Желанный. Мозги мне крутили
со свадьбой с 18 лет, наверное. И вот дата
свадьбы назначена. Уже за неделю (а некоторые и за месяц вперед) все дяди, тети, близкие двоюродные братья и сестры начинают ЕЖЕДНЕВНО по вечерам, а некоторые и целый день, бывать в нашем доме. Нужно двор привести в порядок, сходить на базар купить бычка и баранов, рис, морковь, подготовить соленья, варенья и т.д. и т.п. Заказать 200-300 лепешек, пригласить всех знакомых и родственников. Приглашают у нас
персонально заходя каждому домой.
Представьте, столько мероприятий и на
каждое нужно ехать домой и приглашать.
Причем для приглашения должны ехать как
мужчина, так и женщина. Мужчина
приглашает мужскую часть семьи, а
женщина женскую. По телефону
приглашения не принимаются. Вернее не
принимались раньше. Сейчас можно и по
телефону, но это считается неуважением.
Представьте себе, сколько нужно
объездить, чтобы пригласить всех
родственников и знакомых. Например, если
брать мою свадьбу, то было приглашено
только на вечер где-то 400 человек. А
бывает, что и 1,000 человек приглашают. Вот тут-то и может
понадобиться помощь родственников и
друзей, потому что одному со всем этим
фронтом работать не совладать: нужно
пригласить людей, найти посуду,
притащить несколько котлов по 3-4 пуда,
найти ковры и обить весь двор по
периметру, найти видео-мена, и фотографа,
пригласить артистов, зарезать скотину,
приготовить салаты, привезти столы и
стулья, расположить их во дворе,
провести электричество и повесить
огромные лампочки по всему двору и т.д. и
т.п. и т.д. и т.п. и еще раз и т.д. и т.п. За день до свадьбы
уже все родственники в нашем доме и уже
почти все готово. В этот день шинкуют
морковь на завтрашний плов, поэтому этот
день называется «сабзи-поракунон» - «морково-резание».
Шинкуют 1-3 мешка моркови. Этим
занимаются взрослые мужчины. Некоторые
приходят на это мероприятие со своими
острыми ножиками. Молодежь расставляет
столы, стулья и прибивает ковры. В этот
день может собраться человек 50. Для них
вечером готовится ужин. Все друзья
жениха рядом с ним. Проводы. Утро жениха
начинается с поиска цветов, стрижки-укладки.
В намеченное время (в основном к 12-13 часа)
все кому положено едут к невесте -
молодежь на своих разукрашенных авто, а
старики в автобусах. Среднее поколение
остается дома, чтобы вечером встретить
жениха уже с невестой и гостей. Кортеж, сигналя, подъезжает к дому невесты. Во двор сначала заходят старики. За стариками заходит жених со своими друзьями с музыкой, танцами и плясками. Мужчины и женщины сидят отдельно. В общей сложности со стороны жениха приходят человек 50. Это мероприятие называется «тупланг-ош». «Ош» - это плов, а «тупаланг» - неразбериха, бардак. Здесь всего два блюда – лапша с фрикадельками и плов. Никаких водок и напитков. После плова на жениха надевают «чапон» - велюровый ватный халат и тюбетейку: поздравления, аплодисменты… После этого можно идти и к невесте, в смысле за ней :). Момент, которого я так долго ждал! Беру букет,
музыканты берутся за свою веселую
работу и я иду к Нигине. Все веселые,
радостные, пляшут родственники…
Невеста за ширмой, я не могу увидеть ее… Затем начинается «драка»
или «дуэль на ногах». Жениху (или невесте)
нужно наступить на ногу невесты (или
жениха). Кто первым наступит на ногу,
тому и быть главой семьи в доме. Нигина
очень долго сопротивлялась, даже «нападала»
на мою ногу. В свадебном платье, вся
красивая и несколько неприступная, в
белом длинном платье, которое так
некстати закрывает туфли, на которые я
никак не могу наступить. Мое терпение
кончается я задираю ее платье и… ноги не
обнаруживаю – приподняла она ногу для
ответного удара. :) Короче, потом ей
бабушка сказала, чтобы она успокоилась,
и я все-таки наступил на ее ногу. Сейчас, провожая
меня из дома, она нет-нет, да и наступит
на мою ногу – мстит :). Забирает жених невесту и с молодежью, а также с одним взрослым человеком – ответственным за противопожарную и другую безопасность :) отправляются в ЗАГС. Есть мода ездить по нескольким памятникам и возлагать цветы и фотографироваться. Но мы такого не стали делать. В отличие от большинства женихов и невест мы друг друга знали и часто (можно сказать ежедневно) встречались до свадьбы. В загсе мы смеялись, прикалывались, болтали и очень сильно выделялись своим «нескромным» поведением от остальных пар. Они были разные: хмурые, молчаливые, скромные, стесняющиеся, высокомерные. Радостные и веселые тоже были. В загсе все как
обычно – регистрация, обмен кольцами,
поздравления, вальс Мендельсона,
фотографии на па… Да, можно
фотографироваться и в загсе, но мы
поехали в другое место. Потом поездили
по городу и поехали ко мне домой. Раньше – лет 20
назад я помню было не так. Невесту
привозили обратно домой. Потом вечером
за ней приезжали всей толпой. Опять
столы и опять угощения. Забирали невесту
и пешком шли домой к жениху. Только
невеста с несколькими родственниками
были в машине, которая плелась за этой
толпой родственников и друзей жениха.
Это ночное шествие от невесты к жениху у
нас называли «Ёр-ёр». Представьте себе
толпу, человек – 50-60, идут по улицам с
огромным факелом, с музыкой и поют песни.
Нельзя это назвать песнями, это что-то
вроде частушек. В таких шествиях всегда
были заводилы, которые были солистами и
пели эти самые частушки. Строчку поет
солист и все хором подпевают «Ёр-ёр-ёроне!»,
еще строчка – еще припев. Этот солист
мог остановиться в любой момент посреди
улицы. И тогда его брали в круг.
Факельщик тоже был в центре этого круга.
Факел опускался на землю, подливался
керосин, и начинались песни и пляски
вокруг огня. Затем факельщик менялся и
шествие продолжалось. Люди жившие на
улицах выбегали из своих домов и
принимали участие в шествиях. Раньше,
услышав вечером «Ёр-ёр» мы выбегали из
дома, чтобы посмотреть. Каждый день были
слышны эти песни. Конечно, это были
очень и очень опасные шествия. Было
очень много случаев ожогов и пожаров.
Чуть больше 20 лет назад я сам получил
ожог 2ой степени на одном из таких
факельных шествий. Была свадьба моего
дяди. Был ноябрь месяц, и уже было
прохладно. Я был в свитере и в шапке-ушанке.
Все случилось на одной из остановок,
когда солист решил остановиться и
попеть. Как обычно факел опустили на
землю, как обычно поднесли канистру с
керосином, приоткрыли крышку и в этот
момент, образовавшийся от тряски, газ
вылетел из канистры вместе с керосином (потом,
как выяснилось, канистра была от бензина,
и на дне еще и бензин был). Так вот, газ
этот вместе с керосином и бензином
пролетел над факелом, загорелся и
вылился на наши головы. Я стоял прямо
напротив и видел, как канистра
взорвалась в руках того парня. Крики, все
бегут в разные стороны. Я тоже бежал. Я
сумел как-то развязать шнурки шапки и
снять ее со своей головы. Мама моя шла
где-то в 50 метрах впереди нашего шествия,
и я побежал, оказывается, именно в том
направлении. Услышав шум и крики мама
повернула и пошла обратно. Она потом
рассказывала, что видела как я бегу, как
горит на моей голове шапка, и что я ее
снял и выкинул. Первый вопрос,
который я задал после того как более-менее
пришел в себя – это, что случилось с тем
парнем, который держал канистру.
Канистра, оказывается, не взорвалась и с
ним ничего не стало. Никаких ожогов. Несколько месяцев, кажется, я сидел дома – лицо полностью сгорело. Но, наверное, не очень глубоко. По меньшей мере никаких следов сейчас нет :)). Таких случаев было
очень много и потом это дело запретили.
Сейчас факельных шествий нет. Надеюсь,
что это когда-нибудь еще появится. Это был экскурс в
недавнее прошлое. В своем повествовании
о свадьбе я остановился на том, что после
загса и прогулке по городу жених и
невеста приехали в дом к жениху. А там - толпа народа.
Жених и невеста проходят на свое место.
Начинается вечер. Да, это мероприятие у
нас называется «Вечер». Длится он 3-4 часа.
Обычная свадьба с поздравлениями,
песнями, плясками, с врученьями подарков,
речами, иногда долгими, но нудными :). Всё съедено (4-5
горячих блюд), всё выпито (водка, коньяк,
шампанское, а сейчас и вино) гости
расходятся и последняя песня все-таки «Ёр-ёр».
Под эту песню жених и невеста… Нет, не
уединяются – и не мечтайте! :) Под эту
песню жених подняв невесту несет ее на
руках вокруг костра и заводит в комнату,
в которой будут они жить. «А в комнатах
наших сидят комиссары, и девочек наших
ведут в…» нет, что-то меня не туда
потянуло. В комнате жениха и невесты
сидят родственники невесты, да нет, уже
не невесты, а ЖЕНЫ! В НАШЕЙ комнате в
первую ночь остаются женщины -
родственники ЖЕНЫ и проводят с ней
последнюю ночь. Отдельно нужно
сказать про эту комнату. Комната вся
увешена теми самыми подарками, которые
подарила невесте сторона жениха, да и
сторона невесты тоже. Под потолком на
стенку по периметру забиваются гвозди, и
на эти гвозди вешаются подарки. На
стенке ковер или цветастое покрывало.
Смотрится очень и очень красиво. Т.е. ЖЕНА осталась
опять со своими родственниками, но уже в
доме МУЖА, а МУЖ идет и дальше продолжает
веселиться со своими друзьями. Если еще
может, конечно, веселиться. :) Если не
может, то идет (если может) спать, а если
не может, то его ведут или везут. В
основном дома для жениха места не
находится – слишком много
родственников остается на ночь, и он
идет спать или к соседям, или к ближайшим
родственникам. Я пошел к дяде. Взял под
руки своего брата двоюродного, который
не был в состоянии даже стоять и мы пошли.
Сам я был трезв, потому что выпил если, то
граммов 100, не больше. Я больше с Нигиой
болтал, наблюдал за всем и радовался
жизни. «Вечер» закончился. Завтра утром моих
родителей и родственников ждет
мероприятие, которое называется «Рубинон».
Слово это в прямом переводе звучит как «смотрение
лица». «Вечер» - это мероприятие более для молодежи и среднего возраста. На вечер старики и официальные знакомые не приходят и не приглашаются. Они приглашаются на «Рубинон». Сейчас речь идет о мужской части мероприятия. Женщины приходят на все мероприятия независимо от возраста, приглашенности и других критериев. Женская любопытность побеждает все! :) Сейчас стало модным
проводить некоторые мероприятия, в том
числе и «Рубинон» для мужчин, в форме «нахор-ош».
«Нахор-ош» - это когда рано утром
готовится плов и на этот плов
приглашаются люди. В Самарканде «нахор»
начинается где-то в 7 утра. :). Т.е. повар
начинает готовить где-то с 2-х часов ночи.
В Самарканде еще ничего, в Ташкенте и в
городах Ферганской долины «нахор-ош»
начинается где-то в 5 часов. К 8 часам
мероприятие заканчивается. На «нахор-ош»
делается только одно блюдо – плов. На
столе лепешки, чай, фрукты, печеное.
Спиртных напитков нет. Хотя в Самарканде
и на «нахор-ош» умудряются готовить 3-4
горячих блюда и ставить водку и другие
спиртные напитки, а некоторые
умудряются в это время еще ее и пить. :).
Нет, это НЕ шутка. Вернемся к «Ребинону».
Мужики – знакомые и соседи стороны
жениха, покушав плов, расходятся. Часов в
12 приходит сторона невесты - и мужчины, и
женщины. Им готовятся несколько блюд +
спиртное + прохладительные напитки +
…+…+… Мужики сидят и
кайфуют, а женщины делают свое «черное
дело» - они смотрят на невесту. В этот
день приходят смотреть невесту
родственники, знакомые и соседи стороны
жениха. Невеста в национальной одежде
вся укрыта с ног до головы. На руке
платок, которым она время от времени
закрывает и открывает лицо. Так она
приветствует гостей. Каждый, кто хочет
поближе разглядеть невесту подходит к
ней с подарком и целует ее в обе щеки. Я
был очень удивлен в «Мастер и Маргарите»
описанием церемонии, когда каждый гость
подходил к ней и целовал в колено. Очень
похоже на "Рубининон". Наступает момент, и
все, ВСЕ покидают дом жениха. Все гости
расходятся и впереди… две недели уборок.
А жених все ждет, когда же наступит вечер,
и он сможет увидеть свою ЖЕНУ. Вечером приглашают
в дом муллу и он освящает брак. Невеста с
бабушкой сидят за дверью, жених и мулла
сидят у двери. Он задает вопрос о
добровольности вступления в
супружеские отношения жениха и невесту.
Невеста должна дать ответ после того,
как вопрос будет задан три раза. Нигина
ответила «Да!». Я тоже. После этого мулла
спрашивает у жениха, берет ли он
ответственность содержать жену свою в
течение всей жизни. Я ответил «Да!».
Прочитав суру из Корана мулла удалился.
Уехала и бабушка. Мы остались вдвоем. На этом свадебные мероприятия не заканчиваются. Если свадьба бывает в субботу и воскресенье, то обычно на среду следующей недели назначается «Талбон». Это тоже что-то вроде смотрин, но уже у невесты. На «Талбон» со стороны жениха едут все родственники и знакомые. Количество людей оговаривается заранее. В этот день уже отдыхает и резвится сторона жениха, а сторона невесты обслуживает. Дело в том, что,
когда свадьба проходит дома, никакие
официанты н приглашаются. Все
обслуживание висит на друзьях и
родственниках жениха. «Талбон» - это такая
же свадьба только народу бывает, обычно,
поменьше. Те же 3-4 блюда, та же водка.
Опять же стол для жениха и невесты. Они
сидят рядом. Только невеста уже в
национальном одеянии для невест. Очень и
очень красиво смотрится. В тот день я,
конечно, оторвался. Как Леха (друг мой)
потом говорил, да и до сих пор говорит «Хорошо
мы тогда «наталбонились»!» :). Да! Что
интересно на наш стол водку поставили, а
рюмки не поставили. Стаканы были и
фужеры для шампанского. Вот из этих-то
фужеров мы и «талбонились». :). В конце мероприятия жениху сторона невесты дарит подарок. Невесте тоже дарят подарки и приветствуют ее, как женщину. Вообще, «Талбон», насколько я знаю, - это признак того, что девушка стала женщиной. И если вдруг выяснялось, что невеста не девушка, то никакого «Талбона» и не будет. Если «Талбон» есть, значит, всё ОК! Чего только не придумают эти женщины! :) Через 40 дней после
свадьбы сторона невесты приглашает
семью жениха и проводит «Чиллигурезон» -
«проводы 40 дней». Не совсем понятно
почему делается это мероприятие, но оно
есть, по крайней мере у нас это было. Вот такая вот интересная штука свадьба по-самаркандски. Продолжение о Самарканде, об обычаях, о легендах и памятниках в следующих выпусках рассылки. С наилучшими пожеланиями, Максуд Рахматуллаев Пишите на maksimums@narod.ru |
Список городов-участников проекта "Интернет-города Мира" Вашего города нет в этом списке? Радуйтесь! Вы можете организовать этот проект в своем городе! |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||