Для адаптации к условиям детского сада педагоги отводят ребенку и его
родителям три недели со дня первого посещения группы.
Если по истечении этого срока, ребенок продолжает испытывать
психологический и физиологический дискомфорт от вхождения в необычные для
него условия жизни, грамотный воспитатель или сам обращается за
помощью к психологу дошкольного учреждения, или направляет на
консультацию родителей ребенка.
Изучив индивидуальные особенности малыша и его семьи, психолог дает
рекомендации и назначает специальную программу по адаптации данного
ребенка к условиям детского сада, в реализации, которой участвует он
сам, воспитатели группы и родители малыша.
Когда, наконец, выясняется, что какой бы хорошей ни была программа,
но все эти взрослые очень опоздали с ее реализацией,
помочь ребенку уже сложно. Малыш попадает в категорию
"несадовских детей", и лучшее, что может предложить психолог, это
"подержать" его дома лет до пяти. В противном случае - психосоматика,
то есть болезни, болезни и еще раз болезни как единственный способ,
которым очень хорошо владеют дети, чтобы сигнализировать родителям о
том, что их права на удовлетворение жизненно важных потребностей
жестоко нарушаются.
В чем же причина того, что одни дети посещают сад добровольно, с
удовольствием, а другим дошкольное учреждение представляется "местом
ужаса", в то время как и те, и другие ходят в одну группу, к одним и
тем же воспитателям?
Родители НЕСАДОВСКИХ ДЕТЕЙ - это РОДИТЕЛИ несадовских детей. То есть,
как правило, сами родители настолько психологически не готовы к
построению здоровых взаимоотношений с учреждением, которое их малыш
будет вынужденно посещать несколько лет, что их тревоги и страхи
моментально передаются ребенку.
Первое, что бросается в глаза при общении с мамой "несадовского
ребенка" - это ее повышенная нервозность и отсутствие доверия к
персоналу детского сада. Ребенка очень беспокоит: как же мама может
оставлять его с тетями, которых она сама не любит? Она никогда им не
улыбается, редко здоровается, не поздравляет с праздниками и, вообще,
он ни разу не слышал, чтобы она поинтересовалась их делами,
здоровьем, их собственными детьми, как она это делает с теми тетями,
к которым они ходят в гости. Если мама может оставлять меня с такими
тетями, то, может, она меня разлюбила, может, она вообще не собирается
меня отсюда забирать, тревожится малыш. Эти мысли приобретают еще более
катастрофический характер, если мама спешит домой к младшему ребенку,
что заставляет старшего чувствовать себя отверженным, изгоем.
Что же делать?
Если мама понимает, что дело не в ребенке, а в ней, если она готова к
изменениям, то шансы на улучшение ситуации значительно повышаются.
Первое, что необходимо понять родителям, чтобы быстрее избавиться
от иллюзий, это то, что чем младше ребенок, тем большее значение для
построения его адекватных взаимоотношений с окружающим миром имеет
личность ВЗРОСЛОГО, постоянно находящегося вместе с ним. Как горько
слышать от мам "несадовских детей", что они отдают двух-трехлетнего
малыша в сад для того, чтобы тот "научился жить в коллективе"!?
Если у ребенка, которого отдают в сад в раннем возрасте, не сложится
нормальная система взаимоотношений со взрослыми, заменяющими
родителей, это может вызвать колоссальный стресс.
А это значит, что маме и папе "несадовского ребенка" ничего не
остается делать, кроме того, как налаживать их собственные адекватные
отношения с окружающим миром, в том числе, с персоналом детского сада.
Прежде чем отдавать ребенка в сад, необходимо подыскать такое
учреждение, которое будет отвечать не только требованиям материального
и физического удобства (дешевый, близко от дома), но и
запросам малыша.
Выбранный сад целесообразно посетить сначала без ребенка.
Познакомиться с персоналом, оценить материальную базу сада и
ознакомиться с предметно-развивающей средой.
Если сад удовлетворяет потребности малыша в заботливых воспитателях,
хороших условиях развития, следует сначала сходить с ребенком в гости
"к одной доброй и хорошей тете, у которой много детей и игрушек".
Чтобы ребенок не забеспокоился, родителям необходимо быть уверенными
в правоте своих слов, вести себя естественно, без фальши, и главное -
самим быть психологически готовыми к тому, что малышу придется надолго
оставаться без них.
В первый раз лучше придти на прогулку и посмотреть, какова степень
беспокойства ребенка, насколько он встревожился.
Если все идет гладко, и ребенок начинает спрашивать, когда он опять
пойдет в гости, можно сходить в группу.
Частой ошибкой родителей является то, что они приводят ребенка в
первый раз в группу с утра, когда обстановка более нервозная, чем
вечером, после дневного сна.
Придя в группу, необходимо с улыбкой поздороваться с воспитателем,
демонстрируя ребенку добрые и доверительные взаимоотношения.
Дома важно говорить о воспитательнице только хорошее. Желательно также
изготавливать с ребенком подарки воспитателям перед праздниками.
Важно также постараться объединить и сплотить
родителей в сильный родительский комитет, с чаепитиями
(вместе с воспитателями, конечно), выездами на природу и т.д.
По выходным хорошо играть в
самодельную напольную игру "Дорога от дома к детскому саду" - карта с
дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом"
"Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад".
По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и,
придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей
фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным,
малыш не отвыкает от сада, и понедельник не кажется ему ужасным днем.
Кроме формирования психологической готовности ребенка к условиям
детского сада, важно обучить малыша необходимым навыкам
самообслуживания, владение которыми позволит ему чувствовать себя
независимой личностью.
Дорогие родители "несадовских детей"! Попробуйте выполнять эти простые
рекомендации, и вам не придется испытывать мучительное чувство вины
перед своим ребенком.
"Всегда очень трудно быть первым. Первопроходцев не принимают и
преследуют современники-консерваторы, а некоторое время критикуют
за ошибки и просчеты последователи. Так было и с семьей Никитиных.
В конце пятидесятых - начале шестидесятых не склонный к каким бы то
ни было нововведениям рабочий поселок в Подмосковье был в шоке от
вызывающего поведения семьи, осмелившейся нарушить все общепринятые
нормы воспитания детей..."
Продолжение от Аси Штейн о методиках Никитиных и Глена Домана. http://www.7ya.ru/pub/early/early6.asp
Желаете привить ребенку любовь к химии? :) Даже дошкольникам уже
можно показывать элементарные опыты. Например, с водой. А если
еще и сопровождать их сказочным текстом... Вы будете выглядеть
шаманом в глазах ребенка. :) http://www.1september.ru/ru/dob/27_28/no2728_2.htm