Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

7я. Новости семейного Рунета

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

CyberНЯНЯ. Новости родителям и детям.
Выпуск 8-й, 1 ноября 1999 г.

Сегодня в выпуске:

Статья "Добрым молодцам урок."

От реальной жизни волшебная сказка отличается тем, что в ней обязательно разрешаются любые проблемы. Пускай для этого нужны самые невероятные средства, однако в сказке они всегда находятся, и с их помощью герою всегда удается преодолеть все затруднения и в итоге оказаться на высоте.

Современная жизнь тем похожа на сказку, что в ней коварные злодеи, ведьмы, оборотни и соловьи-разбойники встречаются на каждом шагу. Вот только добрые феи и прекрасные принцы совсем перевелись. И современной Золушке приходится, завистливо поглядывая на хрустальные туфельки на недоступной витрине, всю жизнь батрачить на вздорную мачеху, а добрый и бескорыстный Иван-Царевич именно в силу этих своих качеств рискует навсегда остаться Иванушкой Дурачком.

Именно поэтому мы, взрослые, к сказкам относимся недоверчиво. Когда взрослый человек произносит слово "сказка", он обычно имеет в виду несерьезную выдумку, с помощью которой дурачат наивных простаков. "Не рассказывай мне сказки!" - упрекаем мы собеседника, когда он слишком явно грешит против здравого смысла. Мы же разумные люди, понимаем что почем. Такими мы хотим видеть и наших детей, с малолетства прививая им полезные навыки и трезвый взгляд на действительность. Сказка тут оказывается совершенно лишней. Ведь нашим детям предстоит решать свои проблемы с помощью не волшебной палочки, а здравого практицизма. Так что пускай лучше расширяют эрудицию с помощью иллюстрированной энциклопедии, а не забивают голову бесполезными выдумкам о коврах-самолетах и шапках-невидимках. Конечно, совсем без фантазий не обойтись, да и развлечение ребенку необходимо. Но тут на помощь приходит телевизор, на экране которого вершит справедливость Человек-Паук и творят чудеса Чип и Дейл. Чем не замена старым сказкам? Ведь мы в конце концов живем на пороге третьего тысячелетия! Сказочницу Арину Родионовну сменили компьютер и видео. Вот только новый Александр Сергеевич никак не появится...

Действительно, современные дети живут в принципиально иных условиях, чем жили в детстве их родители, и пользуются такими благами, о которых раньше только в сказках и рассказывали. Они по-другому мыслят, иначе воспринимают мир, прежде всего потому, что сам этот мир невероятно изменился и теперь предстает перед детьми в совершенно ином качестве, чем это было еще пару десятилетий назад. Испокон века старшие преподносили детям полезные знания и моральные истины в устной форме, либо рассказывая о них от своего лица, либо зачитывая из известных книг. Человек так устроен, что большую часть информации он воспринимает зрительно. Однако своими глазами увидеть можно далеко не все. Зато рассказать и послушать можно о чем угодно. Те явления, которые недоступны непосредственному восприятию, дети познавали из сказок. Нравственные и этические категории, которые вообще невозможно увидеть и потрогать, они осваивали на примерах из тех же сказок. Разумеется, маленькому ребенку бесполезно преподносить идеалы морали в виде философских афоризмов, однако усвоить их на примере действий сказочных героев ему вполне по силам. Так на протяжении веков и происходило становление личности, в котором бабушкины сказки играли далеко не последнюю роль - не столько развлекательную, сколько поучительную. "Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок".

Современный ребенок поставлен в совершенно иные условия. Маме, как правило, недосуг развлекать его сказками, да и современная бабушка еще достаточно молода и предпочитает вести активный образ жизни, а не "убивать время" на внуков. Старшие бывают вполне удовлетворены, когда ребенок развлекает себя сам с помощью конструктора Лего (ведь, говорят, это так полезно для формирования конструктивных навыков!) или наблюдает за приключениями сказочных героев на телеэкране. Правда, потом приходится недоумевать, отчего повзрослевший ребенок не в состоянии написать элементарное школьное сочинение без заготовленного шаблона и почему он теряется перед житейской моральной дилеммой, если она не была обыграна героями телесериала.

Дело в том, что прогресс цивилизации, значительно обогатив наши познавательные возможности, в то же время их в известной мере сузил. Когда человек с детства привыкает воспринимать информацию в зрительной форме, он рискует так и не дорасти до высшей - абстрактно-логической - стадии развития мышления. Маленький ребенок мыслит конкретными наглядными образами и лишь постепенно усваивает отвлеченные понятия. Но он может и не усвоить их вовсе, если конкретные образы преобладают в его восприятии мира. Устная форма поучения и назидания ценна тем, что требует домысливать недосказанное, формировать в сознании собственные образы. Когда образ предлагается в готовом виде, его даже не требуется осмысливать - ни логически, ни эмоционально. В результате мышление ребенка надолго остается конкретным и приземленным. А мышление, как известно, тесно взаимосвязано с речью. Когда речевым эталоном для ребенка выступает дегенеративный Барт Симпсон или растяпа Арнольд из популярных мультсериалов, а потом их место занимают косноязычные придурки Бивис и Бадхед, не приходится удивляться, что современный подросток оказывается не способен внятно выразить сколь-нибудь сложную мысль.

Таким образом, сказка, рассказанная или прочитанная, гораздо полезнее для интеллектуального и нравственного развития, нежели увиденная на телеэкране. Вместо готовых образов, способных вызвать лишь примитивную рефлекторную реакцию, она предоставляет возможность для размышления, работы собственного творческого воображения. Причем эмоциональное отношение к сказочным героям в этом случае не навязывается ребенку наглядным видеорядом, а формируется всем сюжетом сказки, ремарками и пояснениями. Говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". По отношению к сказке срабатывает противоположная закономерность. Калейдоскоп зрительных образов может остаться в сознании ребенка лишь в качестве более или менее яркого воспоминания. А сюжет, потребовавший активизации собственных мыслей и чувств, наверняка отложится в форме полезного опыта рождения этих мыслей и чувств. Относительно эмоциональный и нравственных аспектов воспитания верен совсем другой афоризм: "Истина должна быть пережита, а не преподана". Соблюдение этого правила наилучшим образом осуществляется старым бабушкиным методом, а вовсе не с помощью современных технических средств.

Но что поделать, спросит иная мама, если ребенку не интересно слушать чтение книжки про Винни-Пуха, а приключения того же героя в диснеевском исполнении он готов смотреть с энтузиазмом? Действительно, если предложить современному ребенку устную сказку вместо мультфильма, он такой выбор отвергнет. В прежние времена выбора у ребенка не было, и он с радостью принимал единственный доступный вариант. А теперь вполне естественно, что ребенок выберет вариант более яркий, красочный и динамичный. Но такое предпочтение вовсе не означает, будто иной вариант ему совершенно не нужен. Точно так же ребенок чистой воде предпочтет сладкую газировку, однако ни один родитель не станет поить дитя одной кока-колой, а тем более варить из нее суп. Нетрудно догадаться, какой ущерб можно нанести детскому организму, если свести весь рацион к газировке и чипсам (хотя сам ребенок такое "питание" наверняка поначалу воспримет восторженно). И мы не ленимся, не отказывая иной раз малышу в не очень-то полезном лакомстве, тем не менее ежедневно готовить ему здоровые и питательные блюда. А вот до интеллектуального и нравственного "рациона" почему-то часто руки не доходят. А ведь детская голова достойна едва ли не большего родительского внимания, чем желудок!

К тому же рассказать ребенку сказку значительно проще, чем иной раз накормить его кашей. Ведь в этом процессе, помимо прочего, удовлетворяется его важнейшая потребность - в общении с близкими, в ощущении их заботы и любви (видеосказка эту потребность никак не удовлетворяет). Понятно, что эту потребность можно насытить, только если подойти к делу прочувствованно и искренне, а не как к отбыванию родительской повинности. (К сожалению, нередко приходится видеть, как иная мама, желая занять ребенка, монотонно бубнит, не отрывая взгляда от книжки. Кому понравится такое "общение"!)

Не стоит также предлагать сказку вместо мультфильма. Не кормим же мы ребенка одной кашей. Но в его жизни должно найтись место разным формам восприятия.

Сегодня все реже приходится слышать из детских уст: "Мама, расскажи мне сказку!" И вовсе не потому, что ребенку это стало не нужно. Просто мама и бабушка сами поспешили отказаться от этого "пережитка". И уже совсем не редкость юный прагматик, который брезгливо морщится: "Не рассказывайте мне сказки!" Так и видится довольная усмешка на недобром лице Снежной Королевы. Осколки ее зеркала разлетелись по всему свету, заставляя наших детей играть блестящими кусочками льда. Но сказка учит, что этот лед можно растопить душевным теплом и самоотверженной любовью. Так вспомним же эту сказку и расскажем ее детям!

Сергей СТЕПАНОВ, психолог.

Анонсы других статей из октябрьского номера журнала
на http://www.nanya.ru

  • Я сама:
    • Работа дома?! Это выход!
      "Работа дома дает нам массу преимуществ, как, например, возможность уделять больше времени детям, лучше организовать свободное время и т.д. Возможность совмещать работу и семью, никого не лишая внимания, - это мечта многих женщин. Для родителей же, у которых грудной малыш, эта проблема стоит еще более остро. Ребенку требуется много времени, а потерять свою работу многие женщины не хотят..."
      Автор: Екатерина АЛЕКСАНДРОВА.
    • Мама и бабушка: вулкан страстей.
      "Что ни говори, "первый ребенок - последняя кукла, а первый внук - любимый ребенок". Народная мудрость ошибается редко, хотя многие родители взялись бы с ней спорить. О том, что поступать нужно исключительно так, как лучше для малыша, знают и родители, и бабушки-дедушки. Только почему-то благо ребенка каждый понимает по-своему, отсюда неизбежные, казалось бы, конфликты и напряженная обстановка в доме. Допустим, что общий язык найти нелегко, но жить "на вулкане" еще сложнее..."
      Автор: Ольга АДАЕВА.
  • Айболит. Советы родителям:
    • Эффект эмоционального резонанса.
      "Общеизвестна способность матери чувствовать боль своего ребенка даже на большом расстоянии. Экспериментальное подтверждение этого феномена на основании изменений физиологических характеристик снимает с него мистический покров и расширяет наши представления о реальной зависимости физического здоровья близких нам людей не только от наших эмоций, но и от состояния нашего физического здоровья..."
      Автор: Михаил КОРОВКИН, врач, ведущий специалист по интегративной медицине Международного института социальной физиологии.

Мирный сон в пижаме.

Эту новость я прочитала в рассылке "Technews.Ru" и, с любезного разрешения ее главного редактора Алексея Целых <editor@technews.ru>, делюсь с вами. :)

Когда болеет ребенок, родители не могут найти себе места. Пилюли, таблетки, горчичники, нетрадиционная медицина - все идет в ход, лишь бы чадо выздоровело и на щечках снова заиграл румянец. Тем не менее, не все лекарства безопасны, поэтому лучший выход - не принимать их в больших количествах, стараться нейтрализовать инфекцию на самых ранних этапах развития противной болезни. Задача нетривиальная, решение пока не нашло достойного технического воплощения. Однако осуществлять постоянный контроль на случай возникновения критической ситуации сегодня представляется возможным.

Британские ученые-медики представили миру новую разработку T-Shirt - пижаму для малюток. Пронизанная сетью датчиков она безболезненно для ребенка снимает показания пульса, температуры, следит за дыханием. Мониторинг характеристик жизнедеятельности маленького организма ведется непрерывно. Расположенные в наиболее оптимальных местах чувствительные сенсоры обеспечивают максимальную точность выходных данных.

Главное предназначение "одежки" - борьба с синдромом внезапной младенческой смерти во сне. Плохо изученная напасть ежегодно уносит жизни более пятисот детишек только в одной Англии. По удобству и надежности T-Shirt обходит всех ближайших конкурентов - например, браслеты, которым присущи частые ложные срабатывания вследствие неожиданной потери контакта с кожей. Стоимость продукта не очень высока - 30 долларов, поэтому новинка несомненно сумеет привлечь к себе внимание заботливых родителей.

Основа разработки лежит в области военных технологий, что сегодня никого не удивляет. Школа Georgia Tech изначально готовила жилет для дистанционного определения ранений солдат и оказания экстренной помощи без необходимости проведения опасных операций по розыску выбывшего из строя защитника Отечества. Оберегать жизнь маленького человечка - это не менее важная задача, выполнять которую и предстоит пижаме T-Shirt.

- Wearable Motherboard
http://vishwa.tfe.gatech.edu/gtwm/gtwm.html


Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!

(C) журнал НЯНЯ, компания АЛП.
Пишите ваши новости на web@alp.ru.
Ведущая рассылки - Евтеева Наталья.
 
RB2 NetworkRB2 RB2 Network
http://www.citycat.ru/         E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное