Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
28 апреля 2009, вторник

Российский инновационный обвал

По итогам I квартала 2009 г. объем расходов на инновации в России сократился более чем на 75% и составил 35 млрд руб. При этом доля государственных вложений выросла с 73% до 87% в общем объеме инвестиций. К такому выводу пришла Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) в ходе проведенного социологического опроса.

Согласно исследованию, все чаще инноваторы пессимистично оценивают перспективы развития своих проектов в ближайшие годы. Более 72% респондентов не видят перспектив реализации их инновационных проектов в ближайшие три года и лишь чуть более 20% - настроены положительно. Из них 17% рассчитывают в скором времени реализовать свой проект, а 4% говорят о том, что их проект уже успешно реализуется.

По данным НАИРИТ, вслед за уменьшением объемов финансирования, снижается и активность инноваторов. Так число их обращений за профессиональными консультациями в I квартале 2009 г. снизилось на 37% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Более чем на 40% снизилось и количество новых инновационных проектов. Кроме того, эксперты НАИРИТ отмечают, что на общем фоне снижения активности, существенно возросло качество проработки инновационных проектов. Доля проработанных проектов готовых к инвестированию увеличилась с 0,5% (по состоянию на август 2008 г.) до 3%.

"Большинство отраслевых и институциональных инвесторов в ближайшее время займут выжидательную позицию, - уверен генеральный директор УК "Атланта" Натик Джабраилов. - Если оценивать в среднесрочной перспективе, то примерно через 3-4 года экономика вновь будет расти, структура ВВП изменится, большая доля в бизнесе будет построена на нематериальных активах. Мы ожидаем, что к этому времени появятся отраслевые игроки, которые будут готовы и морально, и финансово входить в инновационные проекты и активы, построенные на интеллектуальном потенциале. Существенным фактором, способным поддержать сейчас венчурные инвестиции в России, является политика правительства, тем более, что существенная часть расходов на инновации осталась именно в государственном секторе".

Тем не менее, эксперты отмечают и положительные тренды на рынке инноваций. Исполнительный директор Национального содружества бизнес-ангелов (СБАР) Игорь Пантелеев выделяет две тенденции. "С одной стороны, рынок проваливается, и это не может не сказаться на инноваторах, которые на него ориентированы. С другой – есть частные инвесторы, которые разуверились в земельном и строительном рынке, и теперь повернулись лицом к инновациям и готовы вкладывать в них, - говорит он. - К нам все чаще обращаются предприниматели с просьбой посоветовать проект для инвестиций".

"Для венчурного инвестора кризис не является плохой новостью, скорее наоборот: активы дешевеют, и барьер входа становится ниже. Пожалуй, влияние кризиса в сфере технологических инноваций более ощутимо, многие инвесторы уходят, но это дает возможность очистить рынок от непрофильных инвесторов и раздутых компаний, - рассуждает Натик Джабраилов. - В нашем случае партнерство самостоятельных игроков, работающих в своей рыночной нише, дает нам возможность снизить расходы, не снижая общий объем инвестиций. Мы гораздо активнее проводим инвестиционную политику именно сейчас, входим в большее количество компаний".


Влюбить покупателя

Автор: Илья Хренников

Год 2020-й. Человек идет по центру города, а ему на смартфон сыплются мультимедийные сообщения: "Зайдите за угол выпить коктейль", "Поверни направо, купи одежду твоего стиля" и т. п. Эту функцию можно отключить, но зачем? Многим потребителям такое нравится: развлечение и маркетинг - в одном флаконе. Вообще люди станут более открытыми. Уже сейчас они пишут блоги и выкладывают видео на YouTube. В будущем смартфоны превратят жизнь потребителей в реалити-шоу. Они будут фотографировать интересные товары, места, события и рассылать знакомым. Если человеку не понравился какой-то продукт или услуга, он пошлет сообщение владельцу этого бренда. Таким образом сообщество потребителей будет следить за качеством магазинов и ресторанов, фантазирует Томас Гэд, основатель компании Brandflight.

57-летний гуру из Швеции, Томас Гэд и сам своего рода бренд. В свое время он придумал для компании Nokia слоган Connecting people, а сейчас консультирует ряд российских компаний. Что будет с брендами в будущем? Они не перестанут существовать, уверен Гэд. Как бы того ни хотели оппоненты брендов, такие как Наоми Клайн с ее книжкой No Logo. Причина проста: люди нерациональны. Футболку в магазине можно купить за 600 руб. Но если эта футболка от Prada, покупатель готов выложить за нее €90. При этом он не чувствует себя обманутым, не пишет в блоге: "Безобразие, меня поимели!" Для него это в порядке вещей: за бренд надо переплачивать. Бренд несет ему смысл. Это возможность отличаться от других, принадлежность к определенной социальной группе. Более того, это образ жизни.

Построить отношения

Каждое третье воскресенье месяца сотни владельцев Mini стройной вереницей выезжают из Москвы на загородный пикник. Их машины разукрашены в разные цвета, многие сделаны по индивидуальному дизайну. У этих людей общие интересы: они слушают одних и тех же диджеев, покупают необычные вещи и любят путешествовать. Mini для них - не просто автомобиль, а тусовка, возможность пообщаться с близкими по духу людьми. Эти люди - фанаты своего бренда. Такую любовь не купишь ни одной рекламной кампанией. То же можно сказать про Apple. Фанаты этого бренда ловят каждое слово своего кумира - Стива Джобса: как он думает, что он делает. Они сами участвуют в инновациях. Слух, что скоро компания выпустит новый iPhone, который по функционалу заменит компьютер, передается из уст в уста. Причем без всякой рекламы. Просто людей это интригует, они этим живут.

И все-таки большинство глобальных брендов остается брендами транзакций. Они впаривают свои товары потребителю, тратя на рекламу $450 млрд в год. Такие бренды обречены на вымирание. Через 10-20 лет они либо растеряют позиции на рынке, либо совсем исчезнут, предрекает глава Brandflight. На смену брендам транзакций придут бренды отношений. "Они могут тратить на продвижение меньше денег, зато больше души, - говорит Гэд. - Преуспеют те, кто будет предлагать не просто товар, а нечто, что имеет эмоциональную ценность для покупателя". Процесс уже идет.

Например, фирма IKEA развивает по всему миру программу IKEA Family. Она сводится не только к банальным дисконтным картам на любимую мебель. Это полноценный фан-клуб. Его участники ходят друг к другу в гости - обменяться опытом, кто как обставил квартиру. Они имеют возможность посещать бесплатные семинары по дизайну и покупать уникальные - например, товары для путешествий IKEA, которые не входят в стандартный ассортимент ее магазинов. Или взять компанию Scania, выпускающую грузовики. Каждый год она устраивает олимпиаду для молодых водителей. Победитель получает грузовик стоимостью $150 000, а значит, возможность начать свое дело - вместо того чтобы всю жизнь работать "на дядю". Другим производителям нет дела до тех, кто водит их грузовики. Они привыкли иметь дело с теми, кто платит, - операторскими или лизинговыми компаниями. А Scania заработала репутацию у водителей, что в перспективе важнее.

Новые имена

Что еще произойдет с брендами в будущем? Сейчас 60% самых дорогих брендов мира - американские. В будущем их вытеснят бренды из развивающихся стран - Китая, Индии, России и других. Это уже происходит. Китайская Lenovo, выпускающая компьютеры, становится глобальным брендом. Индийская Tata Motors не только купила легендарный Jaguar, но и разработала сенсационную Indica. Этот автомобиль, потребляющий всего 6 л бензина на 100 км, потряс всю Европу. В России тоже развиваются мощные бренды - такие как "Билайн" или ЛУКОЙЛ, - но пока они недостаточно глобальны. "В ближайшее десятилетие 5-10 российских брендов станут глобальными", - прогнозирует Гэд. Речь не обязательно идет о крупных корпорациях. Это могут быть небольшие, но инновационные компании в интернет-бизнесе, индустрии развлечений, производстве еды или даже товаров luxury.

Будут меняться и методы продвижения брендов. Когда-то массовое производство породило средства массовой информации. СМИ служили каналом маркетинга, продвижения товаров. Но сейчас традиционные СМИ утратили эффективность. Все больше людей получают информацию из Интернета и посредством смартфонов. Туда же сместится продвижение брендов. В будущем в Интернете будут специальные сервисы, которые станут давать советы туристам, рекомендовать дешевые гостиницы, автоматически находить ваших знакомых, которые там уже останавливались, и т. д. Большая роль в продвижении товаров будет отведена блоггерам.

Гэд приводит пример: лет 10 назад в Швеции прошла железнодорожная реформа - инфраструктуру отделили от перевозок. С тех пор компания "Шведские железные дороги" упорно работала и улучшала свою репутацию. Однако все ее усилия пошли насмарку. Около 1500 пользователей Facebook, недовольных сервисом компании, писали об этом в своих блогах. Компания никак не реагировала, и это было ошибкой. Журналисты как раз читали блоггеров и выносили их мнения в заголовки газет. В итоге все, даже довольные железной дорогой, читали, какая она плохая. "Это раньше владельцы брендов считали потребителей стадом, которое можно оболванить рекламой, - говорит Томас Гэд. - Теперь все изменилось: не потребитель идет к бренду, а бренд должен прийти к каждому потребителю, учесть его предпочтения и предложить ему что-то новое и неожиданное".


Как распознать талантливого сотрудника?

Талантливые сотрудники всегда были в цене, а сейчас они значит для компании даже больше, чем когда-либо. Хотя увольнения остаются самым главным пунктом на повестке дня, все же остается очевидная необходимость сохранять свои самые ценные кадры. Когда закончится финансовый кризис, для амбициозных людей откроются новые перспективы и появится больше конкуренции.

Во время экономического кризиса естественной реакцией был бы возврат к основам, когда речь идет об управлении талантливыми сотрудниками, но можно получить от них гораздо больше, если поощрять их оригинальные решения и желание быть более креативными.

Джулия Миддлтон, руководитель организации по развитию управленцев Common Purpose, считает, что программы по управлению талантами "душат" людей, которые "переполнены творческим потенциалом и энтузиазмом". Она утверждает, что сначала из кризиса выйдут те компании, которые первыми приносят хорошие идеи на рынок, адаптируются к новым условиям и переходят от идей к реальной жизни быстрее всех. Все это как раз характерно для талантливых сотрудников.

Вместо того чтобы нанимать на работу неизвестно кого и наблюдать, как он будет примерять на себя роль HR-менеджера, менеджера по маркетингу или финансового специалиста в течение последующих пяти лет, посмотрите лучше на него с точки зрения перспектив.

Это, конечно, звучит, как избитая истина или как профессиональный жаргон, но с самого начала вам следует понять, что же движет вашими новыми кадрами. Чем они интересуются? К чему они демонстрируют особое отношение? В чем они с удовольствием пробуют свои силы?

Убедитесь, что это все фиксируется, и время от времени просматривайте информацию. Зачем искать на стороне дорогого специалиста с опытом работы, если у вас уже есть тот, кто бы с удовольствием использовал имеющуюся возможность попробовать свои силы в чем-то новом без риска потерять свою работу? Подумайте также о том, что было бы очень выгодно предложить должность тому сотруднику, который уже хорошо знаком с компанией и ее культурой, а также другими работниками, несмотря на то, что эта должность для него новая.

Если дать людям развиваться, в то время как недальновидные менеджеры заставляют сотрудников концентрироваться на себе, на кризисе и его влиянии на их карьеру, то это поможет создать в компании такую атмосферу, которая наиболее благоприятна для творческого подхода в работе.

Пусть ваши лучшие сотрудники мыслят в долгосрочной перспективе, так вы предоставите им пространство и вдохновение, необходимое для выработки новых идей и, возможно, продукции, которая даст вам конкурентное преимущество, как только закончатся трудные времена.

Знакомьте своих талантливых сотрудников друг с другом. Если у вас еще нет резервного фонда преемников в организации, сейчас самое время таковой создать. Поощряйте неформальные знакомства членов вашей организации друг с другом и разработку своих собственных планов действий.

Если отпустить поводья и дать сотрудникам двигаться свободно, то они будут более преданны своей компании. Особенно это актуально в свете экономического кризиса, когда сократилось рабочее время большого количества людей, и сотрудники стали бояться увольнения. Работники, которым по-прежнему дают возможность развиваться, понимают, что компания вкладывает в них средства, и что это для компании является приоритетом, в то время как повсеместно сокращаются расходы. Вряд ли они покинут организацию, когда кризис закончится.

Итак, вот 5 моментов, о которых необходимо помнить дальновидному руководителю:

  1. Поощряйте креативное мышление;
  2. Внедряйте его в свою культуру;
  3. Поощряйте обмен идеями;
  4. Создавайте межкультурные деловые связи;
  5. Инвестируйте в свой фонд талантов.


Сотовые операторы поддержали терминалы

В первом квартале 2009 года оборот компании "Объединенные системы моментальных платежей" (ОСМП) вырос на 46%. Кризис спровоцировал рост тарифов на сотовую связь, в результате увеличились объемы платежей, проводимых через терминалы, говорят эксперты. Кроме того, растет популярность таких услуг, как покупка с помощью терминалов авиабилетов и лицензионного программного обеспечения. По подсчетам аналитиков, оборот рынка моментальных платежей за первые три месяца 2009 года вырос на 25%.

Компания ОСМП вчера отчиталась за первые три месяца 2009 года по стандарту МСФО. Оборот компании за первый квартал 2009 года составил 51 млрд руб., превысив показатель за тот же период прошлого года на 46%. Количество транзакций, проведенных через платежную систему ОСМП за отчетный период, превысило отметку в 540 млн. Прирост составил 26% по отношению к первому кварталу 2008 года. По данным компании, количество точек приема платежей, подключенных к платежной системе ОСМП, составляет более 103 тыс., из них 87 тыс. - это платежные терминалы.

Генеральный директор ОСМП Андрей Романенко связывает улучшение финансовых показателей компании с ростом популярности различных сервисов и продуктов, таких как покупка авиабилетов и приобретение через терминалы лицензий Microsoft. "Мы наблюдаем рост популярности таких сервисов и в дальнейшем будем концентрироваться на их развитии", - отметил г-н Романенко.

Генеральный директор компании "Спринтнет" Рустэм Ахтаров говорит, что оборот его компании за первые три месяца 2009 года вырос на 50% за счет увеличения количества терминалов. "Мы оптимизировали свою работу, закрывая терминалы в неприбыльных местах и открывая в точках с большой проходимостью", - говорит г-н Ахтаров. При этом, по его словам, в среднем доходность от терминалов упала за счет увеличения арендных ставок. Оборот компании "Элекснет" за первый квартал 2009 года, по предварительным данным, вырос на 40%, превысив 10 млрд руб., сообщил пресс-секретарь фонда Mint Capital (владеет около 40% "Элекснета") Владимир Залужский. При этом средний счет компании составляет около 600 руб. По словам г-на Залужского, рост произошел по всему спектру контента "Элекснет", в первую очередь за счет платежей банковского характера. "Для многих банковских клиентов терминал сегодня стал наиболее удобным способом оплаты кредита и пополнения счета", - говорит г-н Залужский.

По предварительным данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), оборот рынка моментальных платежей в первом квартале 2009 года вырос на 25%. "Базой для увеличения этого показателя в целом по рынку стал рост тарифов на сотовую связь. Исследования показывают, что, несмотря на кризис, абоненты не стали меньше говорить по телефону. Кроме того, произошел большой переток абонентов сотовой связи из корпоративного в массовый сектор, а частные пользователи предпочитают оплачивать связь через терминалы", - говорит председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Борис Ким. По данным НАУЭТ, ОСМП занимает лидирующие позиции среди игроков рынка моментальных платежей с долей рынка в 33%. "Киберплату" принадлежит около 29% рынка, группе E-port - 14%.


МТС и "Вымпелком" померялись одним местом

Сразу два бренда крупнейших российских операторов связи, МТС и "Билайн" (торговая марка "Вымпелкома"), попали в этом году в топ-100 самых дорогих брендов мира, составленный исследовательской сетью Millward Brown. Оцененная в $9,2 млрд марка МТС оказалась на $305 млн дороже "Билайна". В конкурирующий глобальный рейтинг агентства Interbrand отечественные бренды до сих пор не попадали, а в его списке самых дорогих российских марок "Билайн" постоянно опережал МТС.

В среду исследовательская сеть Millward Brown (входит в британский коммуникационный холдинг WPP) опубликует свой ежегодный топ-100 самых дорогих брендов мира, в который в прошлом году впервые попала марка российского оператора связи МТС. Тогда она была оценена в $8,077 млрд и заняла 89-е место. Вчера пресс-секретарь Millward Brown Мике Хамфриз отказалась до утра среды обсуждать присутствие российских брендов в новом рейтинге. Но на сайте Financial Times, информационного партнера проекта, вчера были опубликованы избранные результаты, из которых следует, что в этом году в топ-100 попали уже две российские марки. На 73-м месте - бренд МТС, за год подорожавший на 14%, до $9,189 млрд, на 74-м - "Билайн", оцененный в $8,884 млрд. В имеющейся в распоряжении "Ъ" полной версии рейтинга указана та же стоимость этих марок, но они расположены на 71-72-м местах.

Первым российским брендом, на который обратил внимание Millward Brown, был ЛУКОЙЛ. В 2007 году марка была оценена в $810 млн, что позволило ему занять предпоследнее место в десятке самых дорогих марок моторных масел. Входной билет в итоговый топ-100 тогда составил $5,387 млрд (показатель марки Rolex).

При оценке стоимости бренда Millward Brown базируется на финансовых результатах компании-владельца марки, высчитывая вклад нематериальных активов в ее прибыль. Затем на основе исследований конкретной отрасли определяется вклад в прибыль непосредственно бренда. Наконец, по собственной методике рассчитывается потенциал роста стоимости бренда в краткосрочной перспективе. Три показателя - нематериальные активы, доля бренда, мультипликатор - перемножаются.

Включение в престижный рейтинг мировых брендов почетно и приятно, не скрывает радости PR-директор "Вымпелкома" Кира Кирюхина. "За прошедший год нам удалось существенно укрепить позиции бренда как в СНГ, так и на международной арене",- соглашается с Millward Brown вице-президент МТС по коммерческим вопросам Михаил Герчук. Он напоминает, что в конце 2008 года МТС предоставила право работать под своим брендом индийскому оператору Sistema Shyam TeleServices (74% владеет АФК "Система", основной акционер МТС).

В конкурирующий рейтинг самых дорогих брендов мира агентства Interbrand (входит в американский коммуникационный холдинг Omnicom) российские марки до сих пор не попадали, поскольку, по мнению агентства, пока не являются глобальными (должны получать 30% выручки за рубежом). При этом в последнем локальном рейтинге самых дорогих российских брендов марка "Билайн" была оценена в $7,428 млрд, МТС - в $6,917 млрд. С такими показателями эти бренды в глобальном рейтинге Interbrand претендовали бы на 52-е и 56-е места. Все четыре года, что Interbrand составляет российский рейтинг, "Билайн" опережал МТС.

Оба сотовых оператора несколько лет назад провели ребрендинг. В 2005 году на смену "Би Лайн GSM" с логотипом в виде пчелы на фоне синей сим-карты пришел "Билайн" и фирменный черно-желтый цвет, а МТС через год получила от "Системы Телеком" белое яйцо на красном фоне. Ребрендинг отразился на маркетинговых бюджетах компаний. Расходы на рекламу и маркетинг в 2005 году у "Вымпелкома" выросли почти в два раза, до $135 млн, говорится в отчетности оператора за тот год. Как следует из отчетности МТС, в 2006 году оператор выплатил АФК "Система" за пользование брендом $9,7 млн, а в 2007 году - $14,5 млн. "Системе" принадлежат права на изображение заключенного в квадрат овала, так как это сквозной логотип для всех ее телекоммуникационных активов, пояснили "Ъ" в МТС.


Рейтинг операторов сотовой связи и Wi-Fi

Компания J-son & Partners Consulting подготовила обзор по итогам 2008 года среди операторов сотовой связи и Wi-Fi.

Рейтинг операторов сотовой связи по долям в общей абонентской базе, которая по итогам 2008 года составила 188,72 млн, возглавляет МТС. Доли большой тройки представлены на графике.

Доли операторов в общей абонентской базе, 2008

Доли операторов в общей абонентской базе, 2008
Источник: J-son & Partners Consulting

Топ70 регионов по проникновению сотовой связи возглавляют Москва и Московская область, где уровень проникновения, рассчитанный исходя из количества проданных SIM-карт, составил по итогам 2008 года 185%.

Топ70 регионов РФ по проникновению сотовой связи (первые 10 мест)

Место

Регион

Проникновение

1

Москва, Московская область

185%

2

Коми Республика, Сыктывкар

174%

3

С.Петербург, Ленинградская область

168%

4

Мурманская область, Мурманск

160%

5

Приморский край, Владивосток

160%

6

Красноярский край, Красноярск

149%

7

Вологодская область, Вологда

145%

8

Самарская область, Самара

145%

9

Смоленская область, Смоленск

145%

10

Астраханская область, Астрахань

143%


Источник: J-son & Partners Consulting

Рейтинг операторов по количеству сетей третьего поколения возглавляет Skylink, у которого на момент окончания 2008 года было запущено 32 сети 3G.

Рейтинг сотовых операторов РФ по кол-ву запущенных сетей 3G, декабрь 2008

Место

Оператор

1

SkyLink

2

ВымпелКом

3

МТС

4

Мегафон

5

Енисейтелеком

Источник: J-son & Partners Consulting

Интересная ситуация просматривается в связи с распределением запущенных сетей третьего поколения по Федеральным Округам Российской Федерации. Лидером является Северо-Западный Федеральный округ, в то время как Центральный Федеральный округ занимает последнюю позицию.

Распределение запущенных 3G сетей в России по Федеральным Округам, 2008

Распределение запущенных 3G сетей в России по Федеральным Округам, 2008
Источник: J-son & Partners Consulting

Рейтинг операторов Wi-Fi по количеству публичных хот-спотов возглавляет "ВымпелКом", число публичных хот-спотов которого, по данным J-son&Partners Consulting, на конец 2008 года составило 947.

Топ10 операторов Wi-Fi по количеству публичных хот-спотов (первые три места)

Место

Оператор

1

ВымпелКом (Beeline Wi-Fi)

2

Таском

3

Дальсвязь ("Дальсвязь Wi-Fi")

Источник: J-son & Partners Consulting

Представленные данные основаны на объективных показателях и подводят итог 2008 года как базу для будущего сравнения развития игроков рынка в кризисный период и оценки инвестиционной привлекательности того или иного сегмента рынка.


Бесценные ориентиры

Автор: Наталья Науменко

Когда Виктор Доренцев, директор украинского представительства Hoche Ingenieurekonstruktionen (проектирование, строительство, штат - 26 чел.), предложил одному из своих сотрудников повышение, то меньше всего ожидал услышать вежливый отказ. Г-н Доренцев недоумевал, мол, в 24 года он даже и мечтать не мог о позиции регионального менеджера солидной международной компании. Но его молодой коллега предпочел остаться на позиции технического консультанта, чем разочаровал не только непосредственного начальника, но и зарубежных боссов.

"Очень часто менеджеры совершают одну и ту же ошибку: иерархию мотивов других людей они оценивают, ориентируясь на собственные представления об их значимости. А это приводит к нереализованным ожиданиям и неприятным сюрпризам", - прокомментировала ситуацию Валентина Шабалина, организационный психолог.

Ведь, в отличие от мотивов, которые могут меняться в зависимости от ситуации и степени их удовлетворения, ценности человека куда более устойчивы. По мнению г-жи Шабалиной, система ценностей может быть пересмотрена только в результате глубочайшего личностного кризиса. Однако отдельные компоненты этой системы могут претерпевать изменения в течение жизни.
Ценности определяют для человека значимость тех или иных явлений. Они становятся ориентиром, по которому сверяется, что действительно важно, а что - несущественно. Без понимания системы ценностей и иерархии мотивов невозможно делать прогнозы и относительно профессиональной деятельности сотрудника.

Изучение ценностных ориентаций персонала может быть очень эффективным и недорогим инструментом для подготовки малозатратных мотивационных программ, ротации и подбора персонала.

Попасть в яблочко

Спецслужбы учат своих вербовщиков наиболее тщательно изучать именно ценностные ориентиры потенциальных жертв. Без этих знаний подсадить "на крючок" выдающегося ученого или простую уборщицу закрытого объекта было бы просто нереально. Успешному руководителю коммерческого предприятия вовсе не обязательно держать своих подчиненных "на крючке". Но учитывать иерархию мотивов все же стоит.

"Совпадение ценностных ориентаций работников компании обеспечивает сплоченность ее коллектива. В процессе трудовой деятельности складываются групповые ценности, - рассказала Анна Кисилевская, ведущий консультант, консалтинговая группа "Удача Баланс" (штат - 15 чел.). - И достаточно легко предположить, что большинство отечественных руководителей, особенно жестко настроенных на сокращение штата, в первую очередь обратят внимание именно на тех сотрудников, чьи ценности не всегда совпадают с общекорпоративными. Хотя справедливости ради нужно заметить, что подобное несоответствие необходимо оценивать не на потенциальном "выходе" из компании, а на "входе".

Впрочем, было бы ошибкой считать, что абсолютно все сотрудники должны исповедовать одни и те же ценности. В зависимости от функций, которые должен выполнять специалист, и ожиданий, которые должен оправдывать, следует формировать портрет наиболее удачной кандидатуры. И правильно будет включать ценностные ориентации в структуру компетенций. К примеру, специалист по сбыту, для которого на первом месте стоит личный комфорт, вряд ли будет эффективен в активных продажах. Как и кладовщик, более всего озабоченный повышением своего материального статуса.

Кроме того, в каждой компании существуют позиции, для которых значимость ценностных ориентаций сотрудников будет иметь первоочередное значение. "Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда ценности сотрудника должны дополнять структуру его профессиональной деятельности. К примеру, если мы ищем сотрудника на позицию второго бухгалтера, не предполагающую карьерных перспектив, нам важно подобрать человека, в системе ценностей которого основополагающее место занимает ориентация на семью либо комфортное общение в коллективе, - отметила Оксана Патюля, HR-консультант рекрутингового агентства Best Service (штат - 6 чел.). - В случае если второй бухгалтер со временем должен занять место главного - такая система ценностей может стать серьезным препятствием. Поэтому нет плохих и хороших ценностных ориентаций. Есть подходящие и неподходящие, зависящие от многих факторов: особенностей корпоративной культуры компании, требований позиции и даже текущей ситуации".

В поиске совпадений

Управление ценностями на какое-то время перестало быть модным словосочетанием в бизнес-среде - из-за несоответствия термина и понятия, которое он обозначает. И это вполне объяснимо. Воздействовать на ценности человека с целью их изменения невозможно. А "управление" в данном случае следует понимать как исследование ценностей персонала и поиск совпадений личных и корпоративных интересов. Но за суетой, разговорами о материальных неурядицах и способах выживания понимание необходимости таких исследований отошло на второй план.

Однако, по данным опроса, проведенного сотрудниками Центра психологического консультирования "Фактор", оказалось, что даже в нынешнее нестабильное время для наших соотечественников немаловажной оказалась привлекательность самого процесса работы, требующего интеллектуального подхода и профессионализма. Также респонденты отмечали, что для них важна степень совпадения служебных и личных интересов, материальная достаточность и удовлетворенность престижностью деятельности, реальным положением в обществе и т. д. (подробнее - см. "Самое главное"). Для людей с 15-20-летним стажем, по словам психолога Олега Асмолова, на первое место выходят такие факторы, как психологический климат в коллективе, взаимоотношения с руководством, отношение компании к своим сотрудникам, комфортность условий труда.

При этом уровень соответствия ценностей и степени удовлетворения потребностей сотрудников играет решающую роль в формировании лояльности к компании и благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Ближе к делу

"Чтобы самостоятельно управлять ценностями, необязательно заниматься громоздкими исследованиями. Достаточно подготовить анонимные анкеты, раздать их сотрудникам, а затем проанализировать результаты. Наиболее подходящей для такого исследования я считаю методику "Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала". Она достаточно проста как в использовании, так и при обработке данных", - посоветовала Валентина Шабалина.

Если же нет необходимости в проведении групповых исследований, Анна Кисилевская советует обратить внимание на методику ценностных ориентаций М. Рокича, представляющую собой вариант распространенных опросников, применяемых в рамках общей психодиагностики личности. "Однако необходимо понимать, что опросники подразумевают некоторые отклонения в достоверности полученных результатов и опыт прохождения человеком подобных тестов.

И то, и другое влияет на результат тестирования. Широко применяемая технология интервьюирования - интервью по компетенциям - поможет специалисту по подбору персонала в рамках идентификации личностных компетенций также определить и ценностную направленность личности кандидата. Важно учитывать и то, что одна методика сама по себе дает ограниченный результат. А качественные показатели можно получить, лишь используя комплекс проверенных, отработанных методик", - добавляет г-жа Кисилевская.

"Еще одним важным моментом в исследовании ценностей человека является то, что зачастую на вопросы, касающиеся ценностей, кандидаты дают социально желаемые ответы. То есть отвечают так, как, по их мнению, от них ожидают, - рассказывает Ольга Шаповаленко, руководитель отдела консалтинга Staff Service (штат - 25 чел.). - Поэтому мы рекомендуем для исследования использовать проективные вопросы. К примеру, вопрос об идеальном месте работы.

С его помощью несложно определить, компания с какими корпоративными ценностями является для кандидата наиболее предпочтительной, работая в каком стиле, он будет максимально эффективным. Также можно поинтересоваться, как представляет кандидат идеального руководителя, что самое важное в работе с клиентами, какими должны быть отношения в коллективе".

Подобные меры помогут определить соответствие ценностей сотрудника потребностям компании, что не менее важно, чем его профессиональные навыки. Тем более в сегодняшней сложной ситуации, когда компании все реже могут гарантировать своим сотрудникам высокие зарплаты и конкурентный соцпакет. Ведь кризис - это время пересмотра неудачных стратегий и формирования новых, позволяющих более успешно адаптироваться к стремительно меняющимся, нестабильным условиям. Поэтому кадровая политика тоже должна быть более гибкой, вдумчивой, позволяющей решать тактические задачи.


Основателю "Лаборатории Касперского" присуждена Государственная премия РФ

"Лаборатория Касперского" сообщила о присуждении Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий генеральному директору и соучредителю компании Евгению Касперскому. Вручение премии Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым состоится 12 июня 2009 года в Кремле.

Государственная премия в области науки и технологий ежегодно присуждается Президентом Российской Федерации ее гражданам за выдающиеся работы, открытия и достижения, результаты которых существенно обогатили отечественную и мировую науку и оказали значительное влияние на развитие научно-технического прогресса. Как известно, лицам, удостоенным данной премии, присваивается почетное звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий", вручается денежное вознаграждение, диплом, почётный знак лауреата Государственной премии и удостоверение к нему.

"Я хотел бы выразить свою признательность и благодарность за оказанную мне высокую честь Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву, а также команде единомышленников, поддерживавшей меня на протяжении прошедших 20 лет, которые я посвятил исследованиям в области информационной безопасности. Я глубоко убежден, что огромный потенциал, которым обладает отечественная наука, может быть успешно использован для завоевания мирового рынка высоких технологий. Хочу верить, что наша компания является лишь первой ласточкой и примером для множества талантливых ученых, которые могут внести немалую лепту в укрепление научной славы России во всем мире и процветание отечественной индустрии высоких технологий", - говорит Евгений Касперский, генеральный директор "Лаборатории Касперского".


Вендоры отыграли позиции

ИТ-рынок переживает далеко не лучшие времена. Среди всех основных сегментов наиболее сильно пострадал сегмент компьютерного оборудования. Вендоры и другие участники рынка несут значительные потери, поскольку спрос существенно упал. Тем не менее, в первом квартале, согласно рейтингу ИТ-брендов, большинство компаний активизировали свои действия на рынке, стремясь привлечь к себе внимание потребителей.

В первые три месяца 2009 года на общем фоне особенно выделялись такие компании, как AMD, ASUS, Samsung, HP и IBM. Примечательно, что почти все из перечисленных брендов улучшили свои позиции как по сравнению с прошлым кварталом, так и относительно результатов начала 2008 года.

Главным "героем" квартала стала компания AMD, популярность которой достигла своего апогея. По итогам первых трех месяцев года бренд занял верхнюю строчку рейтинга спроса. Хороший результат AMD показала и в рейтинге предложения, где разменяла десятое место на восьмое. Компания провела насыщенный квартал, часто оказываясь в центре событий. Вендором были представлены две новых платформы для настольных систем - Dragon и Pisces. Кроме того, AMD анонсировала шестиядерный серверный процессор Istanbul и продемонстрировала первые в мире 40-нанометровые графические чипы. Компания продолжает вести острую конкурентную борьбу с Intel, которая принимает самые разные формы - от ценовых войн до патентных споров.

Большого успеха достигла и компания ASUS, позиции которой также улучшились по всем направлениям. По итогам квартала тайваньский бренд занял второе место в рейтинге спроса и тринадцатое место в рейтинге предложения. Столь высокие показатели стали возможны благодаря активным действиям компании. ASUS продолжает пополнять свою линейку нетбуков, предлагая все более продвинутые решения. В конце марта компанией была выпущена модель Eee PC 1004DN, делающая еще более зыбкой границу между нетбуками и ультрапортативными лэптопами. Посетители выставки CeBIT 2009 также смогли познакомиться с моделями Eee PC T91 и Eee PC 1008HA, которые заставляют по-новому взглянуть на нетбуки. Большой интерес ASUS проявляет и к рынку мобильных телефонов, о чем свидетельствует создание стратегического альянса с Garmin. Стоит также отметить такую характерную черту тайваньской компании, как внимание к пользователям. ASUS, например, является единственным производителем ПК, у которого налажена процедура возврата денег за предустановленную ОС Windows. Немаловажен и факт сотрудничества компании с Symantec, благодаря которому пользователи Eee PC имеют возможность защитить свои нетбуки.

Samsung отметился четвертым местом в рейтинге спроса. При этом в марте компания занимала лидирующие позиции, что и повлияло на квартальные результаты. Samsung также удалось повысить свой статус в рейтинге предложения. Бренд улучшил свои позиции на четыре пункта, расположившись следом за тройкой бессменных лидеров. В первом квартале корейская компания успешно справлялась с ролью ньюсмейкера, с завидным постоянством фигурируя в новостных потоках. Для российского рынка одним из главных событий с участием Samsung, пожалуй, стал выход первого нетбука со встроенным модулем Mobile WiMAX.

HP заняла шестое место в рейтинге предложения, улучшив свои позиции на четыре пункта. Вместе с тем, на такое же количество пунктов выросла и востребованность бренда, что позволило ему завершить квартал на двенадцатом месте рейтинга спроса. Рост популярности HP в немалой степени связан с шагами компании по увеличению своего присутствия на российском рынке. В январе 2009 года HP открыла одиннадцатое по счету региональное представительство на территории РФ. Чуть позже состоялось открытие первого в России фирменного магазина HP. На данный момент американская компания является одним из лидеров отечественного рынка десктопов и серверов, а с недавних пор входит и в число ведущих поставщиков ноутбуков.

В первую десятку рейтинга предложения удалось вернуться IBM. Бренд записал себе в актив шесть пунктов, что позволило ему занять девятое место. Компания IBM была заметна, прежде всего, в связи с возможным приобретением Sun Microsystems. Слухи об этом появились в середине марта, а чуть позже в IBM рассказали о целях покупки. Компания чувствует себя очень уверенно, несмотря на трудности, которые переживает мировая экономика. 2008 год принес IBM двузначный рост чистой прибыли. Что касается ближайшего будущего, то представители компании немало удивили аналитиков и инвесторов своим прогнозом на дальнейший рост доходов.

В первом квартале отмечается заметный рост интереса к вендорам, вследствие чего снизились позиции дистрибьюторских компаний. Если в конце прошлого года в первой пятерке рейтинга спроса было 3 дистрибьютора, то в первом квартале 2009 года только один.

Рейтинг ИТ-брендов в первом квартале 2009 года


Читайте также:
Второй квартал станет решающим для ИТ-рынка



Специальная акция Kingston
Призы: USB-накопители DataTraveler 150 32/64Gb.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное