Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
30 декабря 2008, вторник

Утраченные иллюзии

Автор: Алена Журавлева

Иллюзия первая, она же "третья"

О запуске "большой тройкой" сетей 3G и в 2007 году, и в начале 2008 года говорили очень много: ожидалось, что "третье поколение" даст повод для появления новых сервисов, основанных на высокоскоростном мобильном доступе в Интернет. Наибольший же успех предрекался тому из операторов, кто запустит новую технологию первым. Первым, еще осенью 2007 года, стал "МегаФон Северо-Запад", обогнав конкурентов в Петербурге более чем на полгода.

Такой гандикап не дал оператору значительного преимущества: позиции "МегаФон Северо-Запад" в регионе и так очень сильны в силу исторических причин, а ранний запуск 3G возложил на плечи оператора необходимость продвижения самой технологии и, можно сказать, проведения ликбеза для абонентов. Остальные же два оператора получили уже подготовленную аудиторию: МТС запустили 3G в коммерцию в мае 2008 года, а "Билайн" - в сентябре 2008 года.

Однако самой большой не оправдавшейся надеждой стал то, что так называемая killer application так и не появилась. Сервис "Видеозвонок" и не казался достаточно перспективным: он расценивался самими игроками рынка, скорее, как развлечение в режиме "иногда", вряд ли способное претендовать на роль killer application, какой в свое время стали сервис отправки SMS-сообщений. Не оправдало надежд ни мобильное телевидение, которое, по сути, пока и не стартовало, ни видеонаблюдение, также достаточно активно анонсируемое операторами.

Нельзя сказать, что плюсов не было: и операторы, и абоненты получили значительные преимущества, так как мобильный доступ в Интернет стал не только более высокоскоростным, но и более доступным – особенно в регионах. Так, если год назад "МегаФон" первым запустил 30 базовых станций 3G в Петербурге, то уже в июне был покрыт весь Северо-Запад, а базовых станций насчитывалось на порядок больше. В конце 2008 года, как и планировалось, оператор приблизился к тысяче базовых станций. Как отмечают с компании, это значит, что услуги нового поколения доступны сегодня всем жителям Северо-Западного региона - центральных и крупных городов, ключевых поселков. Операторы же получили еще одну значительную "точку роста" – интернет-трафик: именно это направление демонстрировало в 2008 году весьма хорошую динамику – от 30 до 40 % роста потребления интернет-трафика в тех регионах, где 3G-сети уже запущены. "Наличие возможности доступа в Интернет с мобильного телефона, которое еще несколько лет назад казалось кому-то роскошью, кому-то – прихотью, сегодня уже воспринимается "по умолчанию" и для многих является необходимым условием", - объясняют в "Билайн".

"Скай Линк" со своей стороны также не избежал "технологических" надежд: на май 2008 года пришелся официальный запуск в коммерческую эксплуатацию сети EV-DO Revision A в Петербурге. Напомним, что технология EV-DO Revision A позволяет достигать скорости 3,1 Мбит/сек на прием и 1,8 Мбит/сек на отправку информации с абонентского терминала. Интересно, что, если судить по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, если в апреле доля "Скай Линк" в общем приросте абонентской базы Северной столицы составляла 2,5 %, а в мае доля выросла до 4,7 %, то в июне она снова снизилась – до 3,1 %. Хотя по итогам девяти месяцев 2008 года доля от передачи данных в общем объеме дохода от услуг у этого оператора составила 45 % - при 35 % в первом квартале этого года (речь идет о результатах деятельности оператора во всех регионах присутствия).

Иллюзия вторая, сегментированная

Несмотря на то, что основным полем битвы в маркетинговых войнах 2008 года игроки рынка предрекали стать допсервисам, борьба разгорелась в сегменте тарифных предложений. Причем, если в 2007 году речь шла о том, что более узких целевых групп для вывода новых предложений создавать не стоит, то 2008 год показал обратное: поиски операторов увенчались успехом и новые целевые аудитории были найдены, при этом более малые, чем ранее. Так, ОАО "Мобильные ТелеСистемы" вывели на рынок тарифный план "Подружки", ориентированный на женскую аудиторию. "Билайн" же пошел еще дальше и вывел предложение "Мобильная мама", при этом еще и ограничив возможность подключени к тарифу необходимостью предъявления свидетельства о рождении ребенка. "МегаФон Северо-Запад" предложил абонентам тарифный план "Смешарики", ориентированный на детскую аудиторию, а МТС – тариф "Заботливый", предназначенный для пожилых людей.

"В связи с большим проникновением на рынке, для того, чтобы дотянуться до потенциальных абонентов мы запускаем больше сегментированных предложений", - комментирует причины возникновения тренда директор филиала ОАО "МТС" в Петербурге Дмитрий Панфилов.

Интересно, что мода на "сегментацию" не обошла стороной даже Tele2, традиционно ведущего отличную от "большой тройки" тарифную политику. В частности, тарифный план "Привет на Родину", стартовавший осенью 2008 года, ориентирован на гостей Петербурга, в первую очередь – на трудовых иммигрантов из других регионов России и стран СНГ.

Отметим, что еще одним трендом уходящего года стало сотрудничество операторов сотовой связи с нетелекоммуникационными компаниями при выводе новых предложений: например, тариф "Подружки" был запущен в сотрудничестве с Cosmopolitan, "Смешарики" - при поддержке одноименного бренда, а "Мобильная мама" - компании "Проктер энд Гэмбл" (торговая марка Pampers). Таким образом, операторам удалось значительно расширить восприятие тарифного предложения пользователями за счет дополнительных возможностей, ориентированных на абонентов конкретного тарифного плана.

Что касается собственно дополнительных сервисов, то в 2008 году наиболее интересные инициативы были связаны с расширением web2.0-сервисов, а также платежных сервисов – вспомним, например, запуск "МегаФон" веб-сайта pay.megafon.ru, с помощью которого и можно внести деньги на счет или развитие сервиса "Мобильный платеж" "Билайн". Последней инициативой года в области web2.0 – запуск МТС совместно с видеохостингом RuTube эксклюзивного мобильного видеопортала, позволяющий через WAP-интерфейс пользоваться возможностями сайта RuTube на мобильном терминале.

Иллюзия четвертая, гаджетная

Еще одним из самых ожидаемых событий 2008 года должно было стать начало официальных продаж iPhone: операторами активно нагнетался ажиотаж по отношению к данному событию. В ход шли различные способы: и ночной старт продаж, и неожиданно и совершенно случайно появившиеся раньше времени на сайте одного из игроков рынка данные о предлагаемых с iPhone тарифах, а потом в спешном порядке оттуда исчезнувшие, и много другое.

Хотя операторы и утверждают, что результатами продаж полностью удовлетворены, но, по мнению дилеров, надежды на высокие продажи не оправдались – особенно это касается регионов. Как пояснил топ-менеджер одного из операторов, отсутствие в списке имеющих право продавать iPhone значительно ударило бы по имиджу компании. Интересно, что несмотря на это потребление мобильного интернет-трафика пользователями iPhone активно увеличивается: в частности, к концу года на долю мобильных просмотров страниц с помощью iPhone приходилось более 30 %.

С другой стороны, брендированное пользовательское оборудование, выведенное на рынок в этом году, по данным игроков рынка, стало весьма успешным. Так, в петербургском филиале "ВыпелКом" отметили, что именно USB-модемы в течение 2008 года показывают наиболее стабильный высокий спрос. "Важным событием 2008 года стало начало массовых продаж операторами абонентского оборудования, вывод на рынок "коробочных" предложений типа "устройство плюс специальный тариф или услуга", - рассказали в пресс-службе "МегаФон Северо-Запад". - Летом МегаФон начал продажи USB-модемов производства Huawei, входящих в комплект "МегаФон-3G Модем" со специальным выгодным тарифным планом для передачи данных".

Для закрепления достигнутого результата в терминальных инициативах операторы вывели на рынок еще ряд решений, в том числе - роутеры, ориентированные как на домашних пользователей, так и на бизнес-аудиторию. Кроме того, в конце года были выведен на рынок бюджетные брендированные телефоны. Однако о результатах продаж данного оборудования пока рано судить, так как продажи стартовали не так давно.

Иллюзия пятая, дилерская

В прошлом году наметилась тенденция к снижению совместной активности операторами и дилерами, что было обусловлено высоким уровнем проникновения сотовой связи в регионе, а также снижением заинтересованности дилеров в продажах стартовых контрактов. Однако и в этом отношении 2008 год внес свои коррективы. "Одним из основных факторов, определяющих тренд развития сотовой розницы стало насыщение рынка сотовой связи, вследствие чего его экстенсивный рост существенно замедлился. Отсюда снизилось и количество новых подключений, что изменило структуру доходов ретейлеров, уменьшив её в части комиссии, выплачиваемой за подключения. Кроме того, произошло удорожание кредитных средств банков. В результате сложившейся конъюнктуры, значительно замедлилась оборачиваемость денежных средств и снизилась прибыльность бизнеса. Сотовый ретейл стал терять самостоятельность, переходя под контроль инвестиционных компаний и сотовых операторов", - отметил PR-менеджер по Северо-Западу группы компаний "Диксис" Дмитрий Воробьев.

Прежде всего, это коснулось "Билайн" и МТС. Так, "ВымпелКом" приобрел 49,9 % "Евросети", "благодаря чему, по словам представителей компании, "Билайн" сможет усилить свои конкурентные позиции в ретейле Северо-Западного региона". Несмотря на это пока "Евросеть" не будет отказываться от продаж стартовых контрактов других игроков рынка. Управляющий Северо-Западным филиалом компании "Евросеть" Сергей Ильницкий так прокомментировал ситуацию: "Мы поддерживаем партнерские отношения со всеми операторами связи. В 2008 году продажи контрактов операторов сотовой связи возросли, и мы остаемся мультибрендовыми салонами связи".

"Покупка крупнейшей ретейловой сети одним из операторов привела к нарушению баланса на сотовом рынке, вынудив остальных операторов предпринимать ответные шаги, отметила PR-директор "Телефон.Ру" Людмила Игнатьева. - Ретейлеры заинтересованы в сотрудничестве с операторами для получения финансовой поддержки, а операторы, устанавливая контроль над розницей, получают гарантированный канал продаж контрактов, для сохранения и увеличения своей доли на рынке".

ОАО "Мобильные ТелеСистемы", которое также проявляло заинтересованность в приобретении акций "Евросети", в итоге договорилось с другой сетью: осенью этого года МТС заключили партнерское соглашение с сетью салонов связи "Беталинк" сроком на три года, согласно условиям которого "Беталинк" переформировался в монобрендовую сеть МТС и начал эксклюзивно продавать контракты оператора. При этом из продажи были исключены абонентские контракты других операторов. Кроме того, МТС было подано ходатайство в ФАС о покупке 100 % ретейлера "Телефон.Ру".

Однако последствия этих изменений также в большей степени проявятся в 2009 году. "У нашей компании пока взаимоотношения с операторами принципиально не изменились: каких либо перемен во взаимоотношениях можно ожидать в 2009 году, - комментирует PR-директор "Телефон.Ру" Людмила Игнатьева, при этом достаточно всоко оценивая потенциал сети в регионе, - "Телефон.Ру" удалось добиться одних из самый высоких показателей эффективности на рынке. Наша компания входит в тройку по показателям среднемесячной выручки на один магазин, по продажам телефонов на один магазин, первое место по продаже контрактов на один магазин. Мы рассчитываем получить по итогам 2008 года рост выручки не менее чем на 30 % по сравнению с показателями 2007 года". Другие дилеры более скептически оценивают потенциал сети "Телефон.Ру", говоря о завышенных данных в связи с необходимостью "подогревать" заинтересованность оператора в покупке.

Также пока не определена дальнейшая судьба "Связного" и "Диксис", которые также могут быть куплены для последующей перепродажи операторам.

Отметим, что несмотря на высокий уровень проникновения сотовой связи операторы не отказались от желания подключать все больше новых абонентов, результатов чего стали "войны вознаграждений": в попытках заинтересовать продавцов дилерских сетей в повышении подключений ставки вознаграждений в 2008 году были повышены достаточно значительно и достигали уровня ставок того периода, когда шло активное наращивание абонентской базы. Кроме того, что, по замечаниям некоторых дилеров, процесс переговоров операторами во много стал похож на аукцион, у данной тенденции было и еще одно, достаточно негативное последствие: инициативы с раздачей SIM-карт. Так, замечены в этом были и салоны дилеров, и точки экспресс-продаж.

"В этом году основным критерием оценки работы с операторами является увеличение числа качественных абонентов, что отличает 2008 год от предыдущих периодов, когда продавцы ориентировались на выполнение общего плана по подключениям к тому или иному оператору", - прокомментировал Дмитрий Воробьев.

"Войны вознаграждений" коснулись и комиссионных за прием платежей в салонах связи – только с точностью до наоборот: операторы снизили вознаграждения, после чего дилеры ввели комиссию за прием платежей, а потом, после того, как удалось договориться, комиссия была отменена – все это произошло в достаточно сжатые сроки, так что не все абоненты успели "прочувствовать" последствия борьбы за вознаграждение.

Иллюзия шестая, альтернативная

Сложные взаимоотношения с дилерскими сетями вынудили операторов очень активно искать новые каналы продаж стартовых контрактов. Развитием монобрендовых салонов занимались практически все игроки сотового рынка. Так, в июне 2008 года Tele2 официально объявил о создании собственной сети фирменных салонов связи в Северной столице. На тот момент сеть насчитывала чуть более 10 салонов, на данный момент их количество увеличено до 28.

В этом году оператор сотовой связи "ВымпелКом" и компания "Телефорум" запустили новый проект по созданию в Северной столице сети офисов продаж и обслуживания под брендом "Билайн". В рамках совместного проекта "Телефорум" берет на себя в таких салонах функции по подключению абонентов к сети "Билайн", а также продажу мобильных телефонов и аксессуаров. На данный момент сеть активно развивается, в том числе за счет закрытия салонов других игроков рынка, например, "Ультры" (салон на канале Грибоедова).

Чрезвычайно популярными в этом году стали стойки экспресс-продаж. "Еще в прошлом и в начале этого года, когда Tele2 вышла на улицы, первым появилась в "Пятерочках", "Лентах", "Карусели" и других крупнейших розничных сетях Петербурга, остальные участники рынка со скепсисом смотрели на эти действия, говоря о низком качестве привлеченных таким образом, абонентов. Но сейчас аналогичные шаги предпринимают практически все операторы на Северо-Западе и в других регионах России, признавая, по всей видимости, за альтернативными каналами продаж право на существование. Tele2 же продолжает активно работать в этом направлении, рассматривая это как способ стать ближе к своим абонентам", - рассказал PR-менеджер компании "Tele2 Россия" Сергей Андрияшкин.

Дмитрий Панфилов так прокомментировал развитие альтернативных каналов продаж МТС: "В уходящем году было значительное усиление конкуренции - и связано это в первую очередь с насыщением рынка. Операторы забирают друг у друга нелояльных абонентов, поэтому стали использоваться такие инструменты как сэмплинг и торговля стартовыми комплектами в нетрадиционных для подключения местах. Здесь я хотел бы отметить два момента: во-первых, еще в 2007 году мы начали развивать альтернативные каналы продаж и 2008 году они дали ошеломляющие результаты. На сегодняшний момент это самый дешевый способ привлечения абонентов, а количество точек продаж ограничено только фантазией дилеров, оказывающих нам эту услугу. Во-вторых, мы уделяем большое внимание тому, насколько хорошо представляют наши продукты компании, которым дан статус дилера. В противном случае мы прекращаем сотрудничество. Так в декабре мы уведомили компанию "Питерфон" о расторжении дилерского договора".

В пресс-службе петербургского филиала "Билайн" также отмечают перспективность новых каналов продаж: "Брендированные торговые стойки – это наш шаг навстречу к абонентам, фактически мы сами приходим туда, куда ходят они. Также перспективен сэмплинг: он в первую очередь дает возможность протестировать нашу связь и услуги, воспользовавшись SIM-картой "Билайн": абонент получает карту с нулевым балансом и сам решает, какова будет его стартовая сумма. Наличие любых изменений и вывод обновленных и принципиально новых предложений связано с мобильностью рынка, поведением партнеров по бизнесу, и, разумеется, с изменяющимися потребностями самих абонентов".

К этому же альтернативному каналу обратился и "МегаФон Северо-Запад", модернизировав его возможности. Мобильные точки продаж, организованные в гипермаркетах "Карусель", выполняют и функции демостенда: существующие абоненты сети "МегаФон" и остальные покупатели "Карусели" могут посоветоваться с консультантами по поводу выбора тарифного плана, подключиться к сети как на федеральный, так и на дополнительный городской номер, выбрать дополнительные услуги связи и заказать их, посмотреть презентацию работы 3G-модема.

"Сегодня мобильная связь вошла в список услуг первой необходимости, при этом она не перестала быть довольно сложным продуктом для восприятия потребителем. Ведь новому абоненту нужно выбрать не только удобный ему тарифный план, но и телефон, а с этого года - модем, настроить дополнительные услуги и опции. Лучший способ рассказать о себе – прямой контакт. Проект работы с торговыми сетями нам кажется перспективным. Кроме Северной столицы уже сегодня стать абонентом "МегаФон" или приобрести стартовый комплект можно в Петрозаводске (торговый дом "Бородинский") и Пскове (торговая сеть "Трёшечка"). Кстати, мы "пришли" не только к покупателям – физическим лицам. Так, в этом месяце наши стойки продаж работают в нескольких бизнес-центрах Петербурга, где наша аудитория – корпоративные клиенты", - рассказала начальник пресс-службы Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Маргарита Горбачева.

Даже "Скай Линк", традиционно более консервативный в сегменте продаж стартовых контрактов и оборудования, в 2008 году запустил ряд новых проектов: совместные продажи с "Северо-Западным Телекомом", на автозаправочных комплексах сети Aero, а также в местных отделениях Почты России в Ленинградской области.

Иллюзия седьмая, "перспективная"

Пожалуй, все же самой большой утраченной иллюзией на операторском рынке стала уверенность в том ,что экономический кризис, "накрывший" страну осенью 2008 года, не затронет сотовые компании. "Никакого отрицательного влияния на доходы в связи с мировым экономическим кризисом мы не ощутили. А рецепт преодоления простой: мы будем делать то, что делаем, не снижая динамики, но более внимательно относясь к затратам, - прокомментировал г-н Панфилов. - В 2009 году в сегменте сотовой связи следует ждать укрупнения дилерского рынка, увеличения монобрендовой розницы более масштабное субсидирование операторами телефонных аппаратов и привыкания потребителей к тому, что приобрести SIM-карту можно не только в дилерском салоне".

В "МегаФон" так комментируют ситуацию: "По оценкам экспертов, рынок телекоммуникаций один из наименее подверженных негативному влиянию финансового кризиса. Уже давно мобильная связь превратилась в услугу первой необходимости, от общения, особенно в трудные, тревожные времена, не откажется ни один человек. Мы работаем на массовом рынке: даже если какая-то часть наших абонентов, среди которых есть и бизнесмены, и студенты, и пенсионеры, вынуждена будет экономить, это вовсе не станет для компании серьезной угрозой. Так что на "МегаФон" финансовый кризис негативного влияния не оказал. Компания сегодня не нуждается в заемных деньгах, самостоятельно зарабатывая для инвестиций в развитие. Объем вложений всегда зависел, с одной стороны, от уровня спроса на наши услуги и лояльности клиентов, а с другой - от эффективности менеджмента и доверия акционеров. Несмотря ни на что стратегически важные инвестиции – в 3G, например – компания сокращать не планирует. Что касается маркетингового бюджета: для нас главное – грамотное управление затратами, их оптимизация, а не урезание. Кроме того, меняется рынок: например, ожидается отсутствие медиаинфляции в следующем году, таким образом, оптимизация бюджета в маркетинге произойдет сама собой, так как исчезнет дутое повышение цен.

Однако все оказалось не так безоблачно, как того хотелось, причем, как для самих операторов, так и для дилеров. "Наверное, нет компаний, которых бы не коснулся кризис - в большей или меньшей степени, и рынок сотовой связи здесь не исключение, - считает Сергей Андрияшкин. - Очевидно, люди будут тратить на сотовую связь меньше, равно как и на другие группы товаров. С другой стороны, мы можем чувствовать себя более комфортно. Tele2 позиционирует себя как сотовую компанию – дискаунтера, и мы ожидаем, что в условиях кризиса наше предложение будет особенно востребовано: люди вынуждены сокращать свои расходы и рассматривают любые возможности сэкономить, низкие цены Tele2 такую возможность предоставляют. При этом, в отличие от многих компаний, мы подтверждаем свои инвестиции в наши операции в России, что еще раз подтвердили совсем недавно. Мы заявляли, что в 2008-2009 гг. мы инвестируем $200-300 млн в разворачивание бизнеса здесь и запустим от 9 до 12 новых регионов. Возможно, на "выживание" оказывает влияние не только позиционирование, но и подход к ведению бизнеса. К примеру, Tele2 всегда в своей деятельности придерживается антикризисной политики, неважно, хороший или плохой год. То, что для других антикризисные меры, для нас - ежедневная практика. У нас всегда минимальный штат, мы всегда умно инвестируем в рекламу, мы всегда тщательно контролируем свои издержки".

"Хотя наши операции пока не испытали на себе влияние финансового кризиса, мы отчетливо понимаем, что компания не сможет избежать его воздействия в будущем, - отмечают в "Билайн". - Предвидя это, мы уже сделали определенные шаги для смягчения негативных последствий ухудшающихся рыночных условий. Мы приостановили заказы на новые капитальные вложения, сократили второстепенные статьи затрат, приостановили набор новых сотрудников и пересмотрели ряд договоров с поставщиками оборудования и контрагентами. Мы внимательно следим за ситуацией и готовы принять дополнительные меры в зависимости от развития событий".

"Если октябрьские продажи немногим отличались от итогов сентября, то в ноябре спад оказался более ощутимым (падение выручки около 15 %), - рассказывает Людмила Игнатьева. - Однако стоит отметить, что в Петербурге на сегодня одни из самых высоких показателей по сети "Телефон.Ру". Это, прежде всего, заслуга управленческой команды филиала компании в СЗФО. Работу по преодолению кризиса можно условно разделить на два направления: оптимизация издержек (сокращение расходов на аренду, оборудование, капремонт и так далее) и стимулирование спроса (конкурентная ценовая политика, специальные маркетинговые предложения). Отчасти нивелировать тенденцию падения спроса помогает сокращение числа активных игроков (фактически на сегодня на рынке конкурируют "Евросеть", "Связной" и "Телефон.Ру"). В 2009 году прогнозируется сокращение, а не рост рынка. По примерным оценкам, объем российского рынка мобильных телефонов в 2009 году сократится по сравнению с 2008 годом на 30 %. Полагаю, эти прогнозы можно считать справедливыми и для петербургского рынка, в частности".

"Кризис отразился на всех. Что касается нас, то "Евросеть" проводит активную работу по оптимизации затрат, - пояснил Сергей Ильницкий. - Что касается прогнозов продаж в 2009 году, то мы считаем, что их объем в штучном выражении не изменится, в денежном - возможно понижение в связи с уменьшением средней стоимости продаваемого телефона".


Под знаком кризиса

Автор: Денис Шишулин

Лидеры те же

По результатам 2008 года на петербургском рынке широкополосного доступа к сети Интернет для частных лиц действуют более 100 игроков, среди них около 10 компаний обслуживают от 10 тыс. клиентов. По данным экспертов, прогнозируемое общее количество частных клиентов услуги ШПД в Петербурге по итогам 2008 года составит 870 тыс., в то время как в конце прошлого года их количество равнялось 539 тыс.

По данным наблюдателей рынка, лидером по количеству абонентов продолжает оставаться универсальный оператор "Северо-Западный Телеком" (торговая марка "Авангард", технология ADSL), на долю которого в Петербурге сегодня приходится более 250 тыс. абонентов, в то время как на начало года эта цифра составляла 160 тыс. клиентов. Также значительно увеличилась абонентская база у кабельного оператора ТКТ (бренды "Твое ТВ" и "Твой Инернет"), у которого в начале года было 60 тыс. абонентов, а к концу года эта цифра достигла примерно 130 тыс.

Что касается операторов домашних сетей, то за прошедший год они тоже нарастили свою абонентскую базу. В частности, по имеющимся данным, сейчас на рынке существуют более пяти компаний, абонбаза которых превышает цифру в 30 тыс. абонентов (лидируют здесь, причем с некоторым отрывом Interzet и "Корбина Телеком" - у каждого из операторов около 100 тыс. абонентов), и еще столько же операторов, чьи показатели находятся в промежутке между 10 тыс. и 20 тыс. Доли рынка (по количеству абонентов) среди лидирующих операторов распределились следующим образом: на долю СЗТ приходится 32 %, ТКТ – 18 %, "Корбины Телеком" и InterZet – по 12 %.

Интернет-спидвей

Основной упор при продвижении своих предложений на рынке физлиц операторы по-прежнему делают на безлимитных тарифах. "Гонка скоростей" на этих тарифах продолжалась весь год. В итоге, на сегодняшний день у операторов можно встретить безлимитные предложения на скоростях до 30 Мбит/с и более. Еще одним трендом в отношении безлимитных тарифов у операторов стало то, что многие провайдеры в своих тарифных линейках оставили только высокоскоростные "мегабитные" предложения (от 2 Мбит/с и выше), что дало им возможность удерживать ARPU не ниже определенного уровня. На сегодняшний день средняя стоимость минимального безлимитного "мегабитного" тарифа в Петербурге составляет 400-500 рублей в месяц.

Представители операторов отмечают, что приближающееся насыщение рынка и финансовый кризис влияют на характер конкуренции. В этих условиях операторы стремятся не только привлечь, но и удержать абонента, для чего реализуют различные маркетинговые инициативы. В частности, это бонусные программы, при использовании которых клиент либо получает увеличение скорости от месяца к месяцу, как это реализовано у "Ниеншанц-Хоум", либо различные призы, как у "Вэб Плас". Также можно отметить введение СЗТ возможности заключения срочных договоров (на срок 6 или 12 месяцев) на пользование услугой "Авангард". При заключении такого договора клиенту представляется скидка.

Однако, по словам игроков рынка, конкурентные преимущества, которые могут получить операторы, в первую очередь зависят от того набора дополнительных сервисов, которые сможет предоставить провайдер: "Рынок абонентского ШПД в сеть Интернет демонстрирует положительную динамику, особенно в регионах. В нынешнем "телекоме" доля услуг доступа в ARPU оператора неуклонно падает. По моему мнению, она стабилизируется на незначительном числе процентов общего ARPU. Остальное должны занять сервисы и контент, доступ к которым абонент получает с помощью оператора", - высказывает свое мнение генеральный директор национального оператора "Синтерра" Виталий Слизень.

Движение к Triple Play

Игроки рынка отмечают среди трендов, которые получили свое продолжение в текущем году - движение операторов к предоставлению услуг в режиме Triple Play (телефония, доступ в сеть Интернет и IP-TV). Что касается Петербурга, то большую работу в этом направлении провел СЗТ. В августе 2008 года компания начала оказывать в Петербурге услугу цифровой телефонии "Новая телефония" на базе программного коммутатора Softswitch. Одновременно с вводом новой услуги оператор подготовил специальные пакетные предложения для абонентов, подключивших "Новую телефонию" - "Авангард Дуэт" (Интернет+телефония) и "Авангард Трио" (Интернет+телефония+IP-TV). А в декабре СЗТ объявил о начале коммерческой эксплуатации услуг Triple Play на базе пассивных оптических сетей PON (passive optical network). В рамках реализации программы по внедрению услуг Triple Play на базе PON для абонентов, подключенных по этой технологии, также были введены пакетные тарифы.

Другие крупные операторы также в этом году начали предоставление услуг по принципу Triple Play. Так, крупнейший петербургский кабельный оператор – ТКТ (входит в группу компаний "Национальные телекоммуникации"), начал предоставлять IP-телефонию. Напомним, что компания, начала свою деятельность как оператор кабельного телевидения, (бренд "Твое ТВ"), а с осени 2005 года оператор предоставляет услугу ШПД ("Твой Интернет"). Теперь, с запуском телефонии под брендом "Твой Телефон" компания предлагает абонентам Triple Play.

Еще одной дополнительной услугой, активное продвижение которой (в том числе и на массовом рынке) начали операторы в текущем году, является сервис видеонаблюдения. В частности, в этом году эта услуга начала действовать у оператора "Элтел". Летом текущего года о запуске в коммерческую эксплуатацию услуги "Видеонаблюдение" объявил провайдер "ПетерСтар". Также этот сервис запустил "ЛАНК Телеком".

Начавшийся в прошлом году запуск операторами еще одной дополнительной услуги - IP-TV, продолжился и в текущем году. Важным моментом стало то, что на рынке появились новые игроки в сфере контент-провайдинга, в частности компания "Контент-Хаус", которая специализируется на поставке контента для домашних сетей. Этот контент-провайдер уже отметился на местном рынке сотрудничеством с некоторыми операторами, что дало последним возможность запустить такой сервис как "видео по запросу". В июне "Контент-Хаус" подписал соглашение с петербургским оператором "Элтел". Осенью текущего года такой сервис запустил "ПетерСтар".

ЦОДостроение

Еще одно направление деятельности, которым активно занялись универсальные операторы связи – создание центров обработки данных (ЦОД, или дата-центров): "Уходящий год является переломным и на рынке создания центров обработки данных (ЦОД). Если ранее часть операторов не рассматривала данный сегмент серьезно, то сейчас стало очевидно - это один из основных векторов развития", - говорит генеральный директор ЗАО "ПетерСтар" Евгений Васильев.

В рамках проекта группы компаний "Синтерра" "40×40" (строительство в России сети из 40 ЦОД) "ПетерСтар" активно занимается строительством дата-центров. Один из примеров - новый ЦОД в Мурманске. Планируется, что до конца 2008 года будут введены в эксплуатацию первые 20 площадок, а остальные откроются до конца 2009 года.

В целом же в 2008 году на петербургском рынке услуг телехаусинга и услуг дата-центров происходит активизация, в частности, "Элтел" весной текущего года ввел в эксплуатацию вторую очередь своего дата-центра, чьи услуги он продвигает под маркой HostWay.ru. Работу по значительному расширению своих существующих площадок, а также организацию новых произвела компания "Прометей", кроме того, собственный дата-центр открыла компания "Обит". На рынок телехаусинга выходят и новые игроки. Не так давно в Петербурге появилось ООО "Центр обмена информацией "Большая Морская", который базируется на уже привычной всем площадке Университета технологии и дизайна по ул. Б. Морской, 18. Строительство собственного дата-центра сейчас ведет и оператор "Антхилл". Осенью на петербургский рынок вышла московская группа компаний "Филанко", которая в том числе начала здесь строительство дата-центра. Кроме того, к строительству второй очереди своего дата-центра в Петербурге приступил в этом году оператор "ВестКолл". По подсчетам компании, инвестиции в проект составят около $20 млн. "В этом году услуги дата-центра стали актуальными, наиболее востребованными корпоративными заказчиками. В связи с этим строительство второй очереди дата-центра "ВестКолл" получило активное развитие. Ожидается, что оно и в будущем году будет для компании "ВестКолл" приоритетным направлением в работе", - прокомментировала менеджер группы рекламы и PR компании "ВестКолл" Ирина Волчкова.

"Сделка года"

Продолжился в 2008 году процесс укрупнения компаний связи и формирование холдинговых структур по признаку основного владельца. "Сделкой года" игроки рынка называют поглощение "Голден Телекома" компанией "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"). Напомним, что официальное подтверждение о проведении переговоров между "Билайн" и "Голден Телеком" появилось в начале декабря 2007 года. А 29 февраля 2008 года было официально заявлено о слиянии Lillian Acquisition (дочерняя структура "ВымпелКом") и компании "Голден Телеком". Общая сумма сделки составила примерно $4,3 млрд. Следующим шагом стал перевод приобретенных активов под единый бренд "Билайн Бизнес" и завершение интеграции компаний "Голден Телеком" и "Корбина Телеком" (см. новость портала spbIT.su раздела "Билайн" от 3 сентября 2008 г.).

"Для нашего региона особо важным и заметным событием стал вывод обновленного бренда "Билайн Бизнес", ориентированного на корпоративных пользователей и позволившего нам существенно усилить свои позиции в этом сегменте. Появление "Билайн" на рынке проводного широкополосного доступа в Интернет в четырех городах Северо-Западного региона - Петербурге, Калининграде, Архангельске и Череповце также стало весьма заметным событием этого года", - рассказывает пресс-секретарь петербургского филиала ОАО "ВымпелКом" ("Билайн") Марианна Янкова. О начале предоставления услуг высокоскоростного проводного доступа в сеть Интернет под брендом "Билайн" на рынке частных пользователей России компания объявила в сентябре 2008 года.

Ряд покупок, силами своего дочернего актива – оператора "ПетерСтар" - совершила группа компаний "Синтерра". Благодаря этим приобретениям, были укреплены позиции "ПетерСтар" в тех регионах, где он уже присутствовал (Калининград), кроме того, компания вышла на новые для себя рынки - Архангельска и Вологды.

Еще одной компанией, активно занимавшейся приобретением активов в 2008 году стал универсальный оператор "ВестКолл". В октябре телекоммуникационная компания "ВестКолл" объявила о своем новом статусе организующей компании группы компаний "ВестКолл". С начала 2008 года в рамках реализации проекта по формированию группы компаний оператором было произведено несколько покупок контрольных пакетов акций региональных телекоммуникационных компаний. В числе приобретений стоит отметить контрольный пакет волгоградского оператора связи "Коламбия-Телеком", а также приобретение контрольного пакета акций универсального оператора связи "ИнтерТелеком", работающего в Рязани. Что касается Петербурга, то осенью текущего года "ВестКолл" официально объявил о завершении сделки по приобретению 90 % активов оператора домашней сети "Сильвернет". Кроме того, были приобретены активы оператора домашних сетей "Инфоцентр", работающего на территории Ленобласти (Сосновый Бор).

Отметились покупками и местные игроки рынка. Так, оператор "Северен-Телеком", входящий в Severen Group, приобрел компанию "Линкей", предоставляющую услуги связи и выделенного доступа к сети Интернет в Петербурге. Кроме того, этот оператор вышел в текущем году на рынок Самары.

Игроки старые – сегменты новые

Что касается выхода новых игроков на рынок ШПД во всех его сегментах, то масштабные проекты начали реализовываться в этом году такими крупными операторами как "Ростелеком" и "ТрансТелеКом" (ТТК). Также стартовал уже упоминавшийся проект "Билайн".

"Ростелеком", в частности, принял стратегию развития до 2013 года, в рамках которой он планирует стать универсальным оператором с широким спектром услуг, активно зарабатывающим во всех сегментах рынка. Для себя "Ростелеком" определил несколько основных сегментов, в которых он планирует активно работать, – это население, средний и малый бизнес, клиенты федерального уровня, операторы и международный рынок. В рамках своей активизации оператор будет развивать свою сетевую инфраструктуру и наборы услуг для каждой категории потребителей. Что касается непосредственно СЗФО, то здесь "Ростелеком" сконцентрировал свои усилия на продвижении ряда услуг. Среди них – предоставление доступа к сети Интернет для корпоративных клиентов и операторов связи, работа с сервисом IP-VPN, а также услуги на базе интеллектуальных сетей связи (ИСС), а именно сервисы на базе федеральных кодов 8-800.

Напомним также, что в текущем году "Ростелеком" приобрел контрольный пакет акций оператора "РТКомм.Ру". Эта компания в свое время была создана на базе "Связьинвеста". В дальнейшем контрольный пакет акций "РТКомм.Ру" перешел к ЗАО "Синтерра", а в 2008 году совет директоров "Ростелекома" принял решение о приобретении у ЗАО "Синтерра" контрольного пакета акций "РТКомм.Ру". В результате данной сделки доля "Ростелекома" в "РТКомм.Ру" увеличилась до 99,5 % акций.

Что касается ТТК, то этот оператор официально представил стратегию на 2008-2015 гг. и новый бренд компании в конце мая текущего года. Тогда же были декларированы изменения в маркетинговой политике, а также объявлено о планах по выходу на рынок услуг для частных лиц в сегменте широкополосного доступа в Интернет и дальней связи. В рамках последнего уже запущены несколько пилотных проектов, в частности в Хабаровске, Владивостоке, Челябинске и Перми.

Что касается непосредственно Петербурга, то активно на местном рынке в 2008 году развивался местный филиал "Комстар-ОТС". К созданию своего филиала в Северной столице эта компания приступила в прошлом году. "Наиболее значимым событием для филиала "Комстар-ОТС" в Петербурге в 2008 году стало строительство собственной мультисервисной волоконно-оптической сети. Протяженность нашей сети к концу 2008 года составила более 500 км, таким образом, мы с высокой плотностью покрытия охватили всю территорию города. Отдельно хотелось бы отметить выход на лидирующие позиции по предоставлению услуг доступа в Интернет и передачи данных для операторов связи Петербурга. В корпоративном сегменте основные наши усилия были направлены на крупных клиентов с большим объемом востребованных услуг связи и проекты по комплексным решениям для объектов коммерческой недвижимости", - рассказал коммерческий директор петербургского филиала ОАО "Комстар-ОТС" Денис Крамаренко.

Что касается местных универсальных операторов, то можно отметить выход на рынок услуг для физлиц компании "Обит" и проект домашней сети в одном из городов Карелии, реализацией которого занялся универсальный оператор "Прометей".

Беспроводной прорыв

Отдельно стоит сказать о двух масштабных проектах по организации сети беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет, стартовавших в этом году. Первый из них – это сеть Yota (ООО "Скартел"), которая была запущена в тестовую эксплуатацию в начале сентября текущего года в Москве и Петербурге и работает по технологии Mobile WiMAX. На момент запуска компания "Скартел" принадлежала компании WiMAX Holding Ltd., в состав которой входят также компании "Скартел Стар Лаб" (Scartel StarLab), центр исследований и разработок (R&D) в области мобильных сервисов, и медийная компания "Море", агрегатор медиаконтента. Центральный офис компании "Скартел" расположен в Петербурге, второй офис находится в Москве. На данный момент ситуация выглядит несколько иначе: корпорация "Ростехнологии" 30 октября 2008 года реализовала опцион на приобретение 25,1 % долей компании WiMax Holding Ltd, которой принадлежат 100 % WiMax-оператора ООО "Скартел".

Если говорить о технической составляющей, то при старте "Скартел" выбрал в качестве поставщика оборудования корейскую компанию Samsung, при этом выбор был сделан в пользу Mobile WiMAX. В рамках подписанного соглашения Samsung предоставила "Скартел" весь перечень оборудования системы радиодоступа Mobile WiMAX (стандарт IEEE 802.16e-2005), включая 1,6 тыс. базовых станций (сейчас ввезено в Россию 800 БС), контроллеры - шлюзы доступа ASN-GW, элементы системы мониторинга и управления сетью, другое необходимое оборудование, а также комплекс услуг.

До конца марта следующего года сеть будет работать в тестовой эксплуатации. Пока же оператор активно выводит на рынок различные абонентские устройства, предназначенные для работы в сети Yota. В частности, в начале ноября в продаже появился WiMAX-модем. Также в ноябре компания начала реализацию коммуникатора HTC MAX 4G. В декабре в продажу в Москве и Петербурге поступили 4G Express-карты.

Вторым проектом стал запуск компанией "Тривон Нетворкс" под брендом Virgin Connect проекта федерального оператора услуг связи на основе сети БШД по технологии WiMAX. В мае 2008 года "Тривон Нетворкс" ввел в эксплуатацию под брендом Virgin Connect сети беспроводного широкополосного доступа на основе технологии WiMAX в 32 городах России. Основным инвестором проекта является Virgin Group. Кроме того, в проекте участвуют две инвестиционных компании: "Дельта Партнерс" (Delta Partners) и "Евразия Капитал Менеджмент" (Eurasia Capital Management). Основными направлениями деятельности оператора Virgin Connect является оказание услуг широкополосного доступа в сеть Интернет, голосовой связи, а также дополнительных сервисов физическим лицам, представителям среднего и малого бизнеса и корпоративным клиентам. Осенью текущего года оператор приступил к реализации рекламной кампании, призванной повысить интерес представителей целевой аудитории к услугам и продуктам, продвигаемым под брендом Virgin Connect.

Кризис

Влияние на телекоммуникационный рынок оказал и мировой финансовый кризис. Большинство опрошенных операторов отмечают, что пока влияние кризиса на их деятельность минимально. Тем не менее, операторы принимают различные меры для минимизации негативных последствий: "Экономический кризис повлиял на нашу деятельность минимально. Скорее мы чувствуем, что кризисом затронуты наши клиенты, но их количество не превышает 5-10% от всех наших абонентов. Для них мы специально разрабатываем новые схемы взаимодействия, в которых учтены их проблемы, например, различные предложения по рассрочке платежей. Также мы ужесточили контроль за дебиторской задолженностью", - комментирует коммерческий директор оператора "Обит" Андрей Гук.

"Мировой финансовый кризис привел к тому, что часть клиентов минимизировала расходы на услуги телекоммуникационных операторов. В данных условиях как никогда важно направить силы на введение программ по повышению лояльности существующих абонентов и улучшению качества обслуживания", - говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы компании "ЛАНК Телеком" Даниил Курс.

"Хотя наши операции пока не испытали на себе влияние финансового кризиса, мы отчетливо понимаем, что компания не сможет избежать его воздействия в будущем. Предвидя это, мы уже сделали определенные шаги для смягчения негативных последствий ухудшающихся рыночных условий. Мы приостановили заказы на новые капитальные вложения, сократили второстепенные статьи затрат, приостановили набор новых сотрудников и пересмотрели ряд договоров с поставщиками оборудования и контрагентами. Мы внимательно следим за ситуацией и готовы принять дополнительные меры в зависимости от развития событий", - рассказывает пресс-секретарь петербургского филиала ОАО "ВымпелКом" ("Билайн") Марианна Янкова.

"На сегодняшний день говорить о влиянии кризиса, на наш взгляд рано, пока мы не испытываем оттока или снижения спроса. Во многом это связано с тем, что на сегодняшний день уровень расходов населения на связь невысокий и значительно ниже среднеевропейского. Поэтому частные абоненты в обозримом будущем по нашим прогнозам не будут сокращать свои расходы на услуги связи. Единственный потребительский сегмент, в котором можно ожидать влияния кризиса, на наш взгляд, это корпоративный сегмент (прежде всего банковская и финансовая сферы). Здесь, возможно, будет наблюдаться снижение уровня потребления услуг связи вследствие оптимизации расходов компаниями, а также отменой планов по дальнейшему проникновению в регионы. Но на нас это также не должно оказать сильного влияния, т.к. в основном нашими клиентами являются государственные или федеральные компании, которые на сегодняшний день являются наиболее защищенными от угрозы дефолтов.

Мы пересмотрели инвестиционную программу на 2009 год, сократив ее почти на 3 млрд рублей (до 5,5 млрд рублей), но при этом мы будем повышать качество инвестиций, инвестируя, прежде всего, в проекты со сроком отдачи 3-5 лет. И обеспечим эти инвестиции только за счет собственных средств. Таким образом, в основном это будут проекты по развитию новых услуг, соответственно это положительно скажется на рентабельности бизнеса компании", - прокомментировали представители "Северо-Западного Телекома".

Отметим, что сокращение инвестиционных программ происходит у многих телекоммуникационных компаний, в частности у холдинга "Связьинвест" в целом. Темпы строительства новых сетей широкополосного интернет-доступа решил снизить "ВымпелКом", а "Акадо" временно "замораживает" региональную экспансию.

Игроки рынка отмечают, что темпы развития петербургского телекоммуникационного рынка снизятся по сравнению с прошлым годом: "По предварительным данным, рынок телекоммуникаций Петербурга продолжает расти, однако темпы прироста снизились, и по сравнению с 2007-м годом составляют 14 %", - дает свою оценку генеральный директор ЗАО "ПетерСтар" Евгений Васильев.

Такая же ситуация ожидается и в целом на российском телекоммуникационном рынке: "По отчетам крупнейших операторов за девять месяцев прошедшего года видно, что кризис внесет коррективы в динамику развития российского "телекома". Скорей всего темпы снизятся с прошлогодних 27% до 10-15 %", - говорит генеральный директор национального оператора "Синтерра" Виталий Слизень.

Прогнозы

Что касается прогнозов на следующий 2009 год, то, в связи со сложившейся экономической ситуацией, представители операторов не дают каких-либо конкретных оценок: "Безусловно, последствия международного кризиса скажутся на российских компаниях, особенно с иностранным акционерным капиталом. Будут урезаны капзатрты, начнется оптимизация бизнес-моделей и бизнес-процессов. Инвестиционные программы операторов скорее всего будут пересмотрены, как и планы по развитию собственной инфраструктуры. Возрастет востребованность инновационных технологий и услуг аутсорсинга, причем, не только малым и средним, но и крупным бизнесом", - говорит генеральный директор национального оператора "Синтерра" Виталий Слизень.


В ИТ-индустрии все меньше "рыцарей на белом коне"

Согласно исследованию, опубликованному на прошлой неделе компанией 451 Group, ИТ-компаниям в этом году пришлось долго ждать своего покупателя на "белом коне". И 2009 год тоже не обещает ничего хорошего.

В течение 2008 года практически в каждом секторе индустрии количество слияний и поглощений упало на 40%. На сегодняшний день сумма сделок составляет 290 млрд долл. Количество же крупных сделок (стоимостью от 1 млрд долл. и выше) упало еще больше, в этом году было заключено только 32 подобных сделки (по сравнению с 80 за прошлый год).

Технические корпорации-гиганты, которые раньше с удовольствием поглощали все компании подряд, в этом году сели на жесткую диету.

В Cisco Systems, например, объявили в этом году только о четырех сделках - а это лишь около трети объема сделок, которые компания совершила за последние три года, считают в 451 Group. На счету Google тоже только четыре удачные сделки за этот год, а ведь последние два года интернет-гигант совершал в среднем по одной сделке в месяц.

В отчете сказано: "В отличие от предыдущего кризиса ("краха доткомов"), где убытки были в большей степени нанесены самой технической индустрией, текущий кризис начался на рынке недвижимости и оттуда распространился на финансовую сферу и на всю экономику в целом. В этом отношении он серьезнее и глубже, и, вероятно, продлится более двух лет. Вряд ли удастся преодолеть рецессию в сфере технологий ранее окончания этого десятилетия".

В 2009 году 451 Group ожидает, что компании будут сокращаться, распродавая свои отделения и филиалы, не представляющие ключевой ценности для бизнеса, а также продавцы будут скупать контрольные пакеты акций компаний по заниженной стоимости.

Для тех же компаний, которые встретили своих "белых рыцарей" или даже враждебно настроенных участников рынка, Group 451 отмечает, что условия покупки в некоторых случаях в этом году были изменены. Предполагают, что такая тенденция сохранится и в следующем году.

Brocade Communications, к примеру, сначала объявила о покупке контрольного пакета акций Foundry Networks за 3 млрд долл., а затем, в конце концов, снизила цену до 2,6 млрд долл.


Рынок труда вывернуло наизнанку

Автор: Максим Поляков

Если подводить итоги года для рынка труда, то они будут выглядеть крайне неутешительными, прежде, всего, для соискателей. Фактически, финансовый кризис перевернул все вверх тормашками: если раньше профессионалы меняли по несколько компаний в год с постоянным повышением зарплат, то сейчас количество вакансий резко упало. А число резюме, напротив, выросло.

Получается, что проблемы экономического характера значительно упростили работодателям задачу по поиску сотрудников, которые при высоком уровне работы обладают и еще одним несомненным плюсом - скромными аппетитами. Ведь другого выбора, кроме как согласиться на низкую зарплату, у них не остается.

В ближайшее время улучшения ситуации не предвидится. Армия безработных пополняется новыми рекрутами ежедневно. Всего за неделю, как сообщил сегодня вице-премьер Александр Жуков на совещании по ситуации на рынке труда, число официально зарегистрированных безработных выросло на 4% и составило 1 миллион 454 тысячи человек.

И это далеко не конец. Более десяти тысяч организаций объявили, что планируют в январе-феврале будущего года освободить от занимаемых должностей около 270 тысяч работников.

На основе столь печальной статистики газета "Труд" дает довольно мрачный прогноз на будущий год: весной, по итогам прошедшего финансового года, грядет новая волна сокращений, а о повышении зарплат стоит попросту забыть. Да и рост заработков по стране уже практически остановился.

А в начале 2009 г. многие компании в связи с кризисом планируют дальнейшее снижение зарплат сотрудников. В частности, по данным исследования кадрового холдинга "Анкор", на это готовы пойти 18% из 370 опрошенных предприятий.

Ну и, конечно, многие работодатели, не ставшие сокращать персонал, решились на излюбленный "антикризисный" шаг - задержку зарплат. Только за ноябрь, напомним, задолженность по заработной плате выросла на 93% и составила 7,77 млрд руб., что более чем в два раза превышает среднегодовой уровень.

В сложившейся ситуации стоило ждать каких-либо действий со стороны не только работодателей, но и сотрудников. И эти действия последовали - резко активизировались профсоюзы. Правда, если раньше они все больше требовали повысить зарплату, то теперь и на ее уменьшение согласны. Вот только бы штат не сокращали.

Вообще, работники в условиях кризиса, похоже, готовы терпеть решительно все. По данным исследования рекрутингового агентства Kelly Services, в октябре-ноябре этого года всего 22% рядовых сотрудников различных компаний не устраивал уровень их зарплат. А тем, что они не трудоустроены официально, недовольны лишь 3% работников.

Учитывая, что совсем скоро, в первой половине 2009 г., по мнению многих экспертов, наступит пик кризиса, возмущаться рабочим и клеркам, и вправду, не время. Судя по всему, вторая волна увольнений неизбежна, и начнется она в феврале-марте. Возможно, будет и третья - летом. В общем и целом, россиянам предстоит непростой период, и тем, кто так и не получил праздничную премию от руководства, огорчаться не стоит. Главный новогодний подарок сейчас - это рабочее место на будущий год.


Не префиксом единым

Автор: Игорь Плотников

Новые дальние

В 2008 году продолжился процесс демонополизации рынка услуг МГ/МН-связи. Напомним, что к началу года на рынке дальней связи работали "Ростелеком", "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), "Голден Телеком" ("Билайн Бизнес") и "ТрансТелеКом" (ТТК). При этом, активно на рынке услуг МГ/МН-связи для частных абонентов работали только "Ростелеком" и МТТ. Остальные операторы фокусировались на рынке корпоративных клиентов.

Пятым оператором дальней связи в России стала компания "Эквант" (Orange Business Services), получившая префиксы осенью 2007 года и начавшая предоставлять услуги дальней связи с 1 января 2008 года.

В феврале 2008 года были назначены коды выбора оператора междугородной и международной телефонной связи оператору связи ОАО "Арктел". О выходе на рынок дальней связи оператор объявил в апреле 2008 года. Сейчас компания фокусируется на предоставлении услуг для сегмента корпоративных клиентов. В частности, в сентябре текущего года "Арктел" объявил о первых результатах работы на рынке дальней связи для корпоративных пользователей. По данным на сентябрь оператор подключил к услугам междугородной и международной (МГ/МН) связи более 200 организаций в девяти регионах России. Что касается услуг для абонентов-физлиц, в этом сегменте рынка "Арктел" известен абонентам в первую очередь как оператор, предоставляющий услуги МГ/МН-связи по предоплаченным картам. Тем не менее компания намерена предоставлять услуги традиционной МГ/МН-связи и на рынке физлиц. Планы по выходу на массового пользователя "Арктел" не раскрывает. В течение двух лет оператор планирует занять до 4 % рынка услуг дальней связи.

Вторым оператором, получившим возможность начать предоставлять услуги МГ/МН-связи в 2008 году стала компания "Синтерра". Этот оператор начал оказывать услуги междугородной и международной телефонной связи на всей территории РФ с 1 мая 2008 года. На начальном этапе услуги предоставлялись абонентам всех операторов, входящих в группу компаний "Синтерра".

Третьим оператором, который начал предоставлять услуги дальней связи в уходящем году стал "Комстар-ОТС". Напомним, что строительство сети междугородной и международной связи компании "Комстар-ОТС" началось в прошлом году, длилось шесть месяцев и было закончено в феврале 2008 года. В рамках проекта "Комстар-ОТС" выполнил работы по организации точек присоединения во всех субъектах РФ, а также осуществил инсталляцию семи междугородных транзитных узлов связи во всех федеральных округах России и четырех международных узлов связи. Кроме того, "Комстар-ОТС" заключил договоры о присоединении со всеми российскими операторами зоновой связи, а также с международными операторами. Все узлы и точки присоединения компании соединены между собой в единую транспортную сеть, в том числе арендованными каналами связи. Объем инвестиций в строительство сети дальней связи составил около $14 млн. В основе лежит решение NGN, обеспечивающее предоставление голосовых услуг и реализацию новых мультимедийных сервисов. Сеть построена на основе платформы Communication Server 2000 – NGN коммутатора от компании Nortel. Заявка на получение кодов выбора оператора связи (префиксов) была подана оператором весной 2008 года, а в августе "Комстар-ОТС" эти коды получил. На первом этапе развития своего бизнеса в сегменте услуг МГ/МН связи компания сфокусировалась на работе со своими корпоративными клиентами.

Таким образом, сейчас на рынке дальней связи работают восемь компаний: "Ростелеком", "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), "Голден Телеком" ("Билайн"), Orange Business Services, "Синтерра", "Комстар-ОТС" и "Арктел". Всего же лицензиями на предоставление услуг дальней связи владеют более 30 операторов. Часть из них ждут присвоения кодов (префиксов), для того, чтобы начать работать на рынке. В частности, это МТС, "МегаФон", "ВымпелКом", "ОСС" и "ОПТИ-Телеком".

Выход на плоскость

Поскольку на начало года на рынке услуг МГ/МН-связи для частных лиц активно работали только "Ростелеком" и ТТК, то наиболее активную маркетинговую политику в части привлечения массового клиента вели именно они. В частности, первое снижение тарифных планов "Ростелеком" и МТТ произвели в феврале и марте 2008 года соответственно. Тогда это снижение стало возможным, в том числе, и в связи с изменением структуры стоимости междугородного звонка. Согласно действующему законодательству, 1 января 2008 года истек срок действия компенсационной надбавки. Напомним, что компенсационные надбавки существовали временно в рамках введенной еще в 2006 году системы расчетов за звонки дальней связи. Согласно предписанию регулятора, все операторы дальней связи должны были платить операторам местной связи надбавку за каждую минуту дальнего вызова, компенсируя таким образом возможное недополучение прибыли из-за введения новой системы. Компенсационные надбавки действовали на протяжении 2006–2007 гг. и были отменены с 1 января 2008 года.

Тарифы МТТ тогда были снижены практически для всех направлений и тарифных зон как в "бизнес-время", так и в "льготное время". По ряду направлений скидка достигала более 35 %, а в среднем она составила свыше 10 %. А ранее, с 1 февраля 2008 года, "Ростелеком" ввел новые тарифы на услуги междугородной телефонной связи. В среднем по стране снижение тарифов составило около 10 %.

Во второй половине года операторы вывели на рынок предложения, призванные привлечь и "закрепить" за собой абонентов. Предложением, которое "Ростелеком" вывел на рынок в октябре 2008 года, стал тарифный план "Ветер перемен". Особенностью нового тарифа является то, что на нем снижены цены на наиболее востребованные направления для каждого субъекта РФ (за исключением Москвы и Республики Башкортостан), а также снижена стоимость звонков в большинстве регионов на дальние расстояния. Кроме того, на новом тарифе по всем направлениям действует снижение стоимости в вечернее и ночное время (с 18:00 до 8:00). Что касается непосредственно Москвы, то здесь особые условия по тарификации на тарифе "Ветер перемен" (на расстояние свыше 100 км). Для абонентов в столице установлена единая цена на все междугородные зоны и направления в любое время суток (так называемый плоский тариф). Кстати, аналогичные тарифы введены и в Башкортостане (на расстояние свыше 600 км). Это тарифное предложение действует только для абонентов, которые заключают с "Ростелеком" прямое соглашение и пользуются его услугами в режиме Pre-select".

МТТ в свою очередь запустил тарифный план "Тет-а-Тет". Он также предполагает, что абонент должен заключить договор с МТТ в режиме "предварительного выбора оператора". При этом он получает возможность звонить по любым направлениям другим абонентам МТТ, имеющим такие же прямые договоры с оператором по фиксированной цене.

На перепутье

Осенью текущего года "Ростелеком" принял стратегию развития до 2013 года, в рамках которой он планирует стать универсальным оператором с широким спектром услуг, активно зарабатывающим во всех сегментах рынка. Для себя "Ростелеком" определил несколько основных сегментов, в которых он планирует активно работать, – это население, средний и малый бизнес, клиенты федерального уровня, операторы и международный рынок. В рамках своей активизации оператор будет развивать свою сетевую инфраструктуру и наборы услуг для каждой категории потребителей. Одним из главных городов в зоне внимания "Ростелекома" является Москва, и здесь он рассматривает возможность работы с "Центральным телеграфом" (торговая марка Qwerty на рынке ШПД) – таким образом, можно предположить, что давно обсуждаемый вопрос о передаче широкополосного направления Qwerty другим операторам в рамках "Связьинвеста" будет окончательно решен. Также "Ростелеком" будет разрабатывать для населения и продвигать инновационные сервисы – ИСС, доступ к контенту и т.д.

Что касается СЗФО, то здесь "Ростелеком" сконцентрировал свои усилия на продвижении ряда услуг. Среди них – предоставление доступа к сети Интернет для корпоративных клиентов и операторов связи, работа с сервисом IP-VPN, а также услуги на базе интеллектуальных сетей связи (ИСС), а именно сервисы на базе федеральных кодов 8-800.

Напомним также, что в текущем году "Ростелеком" приобрел контрольный пакет акций оператора "РТКомм.Ру". Эта компания в свое время была создана на базе "Связьинвеста". В дальнейшем контрольный пакет акций "РТКомм.Ру" перешел к ЗАО "Синтерра", а в 2008 году совет директоров "Ростелекома" принял решение о приобретении у ЗАО "Синтерра" контрольного пакета акций "РТКомм.Ру". В результате данной сделки доля "Ростелекома" в "РТКомм.Ру" увеличилась до 99,5 % акций.

Ряд других крупных операторов также запустили масштабные проекты. В частности в мае этого года оператор "Компания ТрансТелеКом" официально представил стратегию на 2008-2015 гг. и новый бренд компании в конце мая текущего года. Тогда же были декларированы изменения в маркетинговой политике, а также объявлено о планах по выходу на рынок услуг для частных лиц в сегменте широкополосного доступа в Интернет и дальней связи. В рамках последнего уже запущены несколько пилотных проектов, в частности в Хабаровске, Владивостоке, Челябинске и Перми. Кроме того, недавно ТТК начал предоставление услуг ШПД под собственным брендом в Западной Сибири.

В декабре 2008 года "Комстар-ОТС" объявил о заключении агентского договора с МГТС (входит в группу компаний "Комстар-ОТС"), согласно которому все абоненты МГТС получили возможность совершать звонки в другой город или другую страну через сеть дальней связи "Комстар". Звонки по сеть оператора доступны для абонентов как в режиме hot-choice (то есть, выбирая оператора дальней связи при каждом звонке), так и в режиме pre-select (то есть, предварительно выбрав "Комстар-ОТС" в качестве своего МГ/МН-оператора). Также услугами дальней связи от этого оператора могут пользоваться физические лица – абоненты непосредственно "Комстар-ОТС".

Кодовые перспективы

До сих пор остается неясной ситуация с префиксами, которые выдают операторам. Поскольку двухзначных кодов недостаточно, для того, чтобы обеспечить всех операторов на состоявшемся 1 октября текущего года научно-техническом совете при Минкомсвязи был одобрен переход с двухзначных на четырехзначные коды выбора оператора дальней связи. Теперь для оказания услуг междугородной и международной связи оператору необходимо выдавать по одному четырехзначному коду в виде "15xy": две первые его цифры являются кодом доступа, а две последующие - кодом оператора связи. Таким образом, за счет этих изменений потенциально коды смогут иметь до 100 операторов. Проект соответствующего приказа был подготовлен на заседании секции Научно-технического совета при Минкомсвязи 20 ноября 2008 года. Министерство связи и массовых коммуникаций планирует ввести новый формат кодов доступа абонентов к услугам МГ/МН-связи уже в апреле следующего года.


В столице учрежден "офисный" профсоюз

Под Новый год в столице образовался еще один профсоюз – объединение офисных работников. Руководить профсоюзом "белые воротнички" поручили единороссам, благодаря которым, собственно, они и узнали друг друга в лицо. Партийцы пообещали, что новая структура будет защищать права всех офисных служащих вне зависимости от их политических взглядов. А также поведали, что к началу февраля "первички" "офисного" профсоюза откроются в большинстве российских регионов.

Предложение объединить "белых воротничков" робко прозвучало из зала всего неделю назад, на первой встрече единороссовского антикризисного комитета с пострадавшими от неблагодарных работодателей представителями "офисного" класса. Долго обсуждать профсоюзную идею ни партийцы, ни менеджеры не стали. И вот уже сегодня учредительный съезд постановил: профсоюзу офисных работников быть!

Площадку для встречи "белых воротничков" снова предоставила "Единая Россия". На сей раз в стенах Центрального исполкома партии собрались 103 делегата.

"Мы не союз кинематографистов, нам три дня заседать не надо. Поэтому предлагаю провести самый короткий съезд в истории профсоюзного движения и уложиться в один час", − обратился к занявшим желтые и фиолетовые кресла "белым воротничкам" координатор "Единой России" по работе с офисными служащими Владимир Мединский.

Идею поддержали единогласно. Дальше тоже пошло, как по накатанному.

Для тех, кому не довелось присутствовать на предыдущей встрече, члены инициативной группы напомнили, что неделю назад был принят манифест "Вместе: организация удесятеряет силы". По словам Мединского, эта бумага как раз и рассказывает о целях и задачах нынешнего объединения. В максимально короткой форме они изложены в самом названии документа. А для любителей деталей дальше в тексте разъясняется, что "работники интеллектуального труда" наконец задумались о необходимости защиты "своих интересов, прав и свобод". Объединившись, они намерены стать "реальной силой", которая "способна выстроить продуктивный диалог с работодателями". При этом никакого насилия не подразумевается. "Белые воротнички" хотят в тесной связке со своими нанимателями вырабатывать "антикризисные меры". И, таким образом, "участвовать в формировании государственной политики на рынке труда".

Освежив память присутствующих, Владимир Мединский обрадовал их новостью о том, что единороссы нашли для нового профсоюза юридический адрес. Им оказалась "интеллектуальная" юго-западная окраина столицы, а точнее, проспект Вернадского, 37. После этого сообщения можно было приступать к главному: учреждению организации. Лес рук взметнулся "за".

"Кто против? Никто? Иначе было бы странно. Именно для этого мы с вами здесь собрались", − под одобрительные смешки из зала прокомментировал Владимир Мединский.

Типовые документы, то есть устав профсоюза, положение о создании территориального отделения и устав такого отделения тоже одобрили быстро и без особых дискуссий.

После чего поздравить "белых воротничков" с эпохальным объединением вызвался сенатор Андрей Хазин. Он напомнил присутствующим, что Россия – социальное государство. Поэтому каждый работник может рассчитывать на защиту своих прав. А каждый работодатель обязан чтить Трудовой кодекс. При этом отстаивать интересы работнику и помнить о положениях ТК работодателю значительно проще, если работник является членом профсоюза. Ведь даже уволить такого служащего наниматель не имеет права, не посоветовавшись предварительно с профкомом.

Услышав заветное слово "профком", делегаты съезда вспомнили, что пока лишены главного – чуткого руководства. Владимир Мединский объяснил коллегам, что профсоюз управляется коллегиально, поэтому выбирать "белым воротничкам" предстоит тот самый профком.

По итогам голосования в него вошли восемь человек: замсекретаря президиума единороссовского генсовета Юрий Шувалов, первый зампред думского комитета по труду Ильдар Габдрахманов, сенатор Андрей Хазин, замруководителя единороссовского ЦИК Андрей Ильницкий, секретарь нынешнего съезда Игорь Царьков, исполнительный директор Пенсионного фонда Павел Аверин, председатель правления Новолипецкого металлургического комбината Алексей Лапшин и лидер одной из крупных молодежных профсоюзных "первичек" Дмитрий Пингасов.

Президентом организации стал первый замсекретаря президиума единороссовского генсовета, глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. А председателем и "оперативным" руководителем профсоюза – Владимир Мединский, которого президент новой структуры отрекомендовал как "душу оргкомитета".

"Я очень заинтересован, чтобы такой профсоюз состоялся", − не насчитав ни одного голоса против своего назначения, признался Андрей Исаев.

По его словам, отечественных "белых воротничков" отличает невероятная энергия, образованность, профессионализм, свободомыслие, но и индивидуализм. Эти люди привыкли всегда и во всем рассчитывать только на собственные силы и хорошие отношения с начальством. Однако кризис показал, что настроение нанимателей меняется. А отстаивать свои интересы в одиночку крайне сложно.

"Выяснилось, что именно сейчас возникает возможность организовать этот уникальный отряд трудящихся", − заявил Исаев.

Депутат отметил, что во всем мире именно "офисный" класс является ядром профсоюзного движения, его авангардом. Теперь шанс встать во главе российских тружеников выпал нашим "белым воротничкам".

Хотя в руководстве профсоюза достаточно много единороссов, да и само объединение "работников интеллектуального труда" состоялось благодаря думскому большинству, Исаев пообещал, что партия никоим образом не будет вмешиваться в дела профсоюза.

"Профсоюзы не зависят от политических партий. Задача профсоюза – защищать интересы трудящихся вне зависимости от их партийной принадлежности", − уверил собравшихся свежеизбранный президент.

А его правая рука, председатель организации Владимир Мединский напомнил, что "офисный" профсоюз претендует не на региональную, а на общероссийскую славу. Посему сразу после окончания новогодних каникул по городам и весям начнут создаваться профсоюзные "первички". В течение месяца "белые воротнички" обещают собрать под свои знамена коллег из 50 регионов.

Кстати, инициатор создания организации по защите прав сотрудников финансовой сферы Андрей Хазин сегодня заявил, что его детище может быть преобразовано в московскую ячейку "офисного" профсоюза.

Обсудив все 11 вопросов повестки дня, делегаты съезда обнаружили, что вместо выделенного им Мединским одного часа прошло всего 35 минут.

"Предлагаю после регистрации профсоюза отправить заявку в Книгу рекордов Гиннеса", − поощрил невероятную оперативность соратников Владимир Мединский.




Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное