Тема
электронной торговли сегодня является одной из наиболее актуальных.
Практически
каждый месяц в Байнете появляются новые Интернет-магазины. Правда, не все
они
выживают, тем не менее, количество энтузиастов постоянно растет. В этом
выпуске
мы предоставляем Вам возможность ознакомиться с опытом работы одного из
наиболее известных и успешных белорусских проектов - книжного магазина
OZ.by.
Данная публикация подготовлена на основе доклада, прочитанного руководителем
проекта - Андреем Гриневичем - на Втором белорусском Интернет-форуме (10-14
декабря 2000 г.)
Каждый
менеджер, работающий в сфере Интернет, сталкивается с тем, что для
постоянного
роста посещений сайта, а для коммерческого проекта - роста прибыльности
проекта,
недостаточно просто разместить в Интернете качественный сайт. Еще необходимо
его всячески рекламировать и продвигать. Иначе, какой бы ни был хороший
проект
и его контент, он все равно умрет, т.к. никто о нем так и не узнает и некому
будет его оценить.
Я
хочу поделиться опытом работы персонала OZ.by в области продвижения и рекламы
нашего
магазина.
В
рекламной компании нашего магазина были использованы следующие основные виды
рекламы:
·Реклама
в печатных СМИ;
·Баннерная
реклама;
·Обмен
рекламными площадями между сайтами;
·Обмен
контент-блоками;
·Спонсирование
Интернет-игр и мероприятий, связанных с Интернет;
·Конкурсы
с призами на OZ.by;
·Качественная
работа персонала магазина.
Остановимся
на них поподробнее.
Реклама в печатных СМИ.
С
самого начала рекламной компании этот тип рекламы был выбран как
приоритетный
для того, чтобы донести до максимального числа компьютерщиков, т.е. наших
потенциальных покупателей, информацию о нас. Реклама давалась в
специализированных компьютерных изданиях. В частности, мы использовали
рекламу
в "Компьютерных Вестях". В связи с тем, что интернетизация
общества у
нас в государстве не очень велика, мы посчитали, что реклама в
некомпьютерных
изданиях не целесообразна. Как нецелесообразна пока и реклама на телевидении
и
радио.
Наряду
с рекламой в печатных СМИ с самого начала рекламной компании мы так же
начали
использовать баннерную рекламу.
Надо
отметить, что баннерная реклама является одним из важнейших, по моему
мнению,
видов рекламы для Интернет-проекта. Она полностью направлена на аудиторию
"интернетчиков" и поддается тонкой настройке на определенную аудиторию.
Например, наш магазин пока интересуют только покупатели из Беларуси. С
помощью
таргетинга баннерных систем легко добиться соблюдения этого условия. В своей
рекламе мы используем системы баннерного обмена ByBanners, BBN (BelorussianBannerNetwork) и RB2. Мы использовали баннерную рекламу
двух
видов и соответственно делались баннеры двух типов. Первая - это раскрутка
событий сайта, таких как, например, новогодние скидки. Под такие события
обычно
выделяется большое количество баннеров и они показываются в сжатые сроки. И
второй вид - поддержка имиджа и присутствия. Под это выделяются стильные
баннеры, не несущие глубокой информационной нагрузки, а просто напоминающие
о
нас. Они показываются в не очень больших количествах, но
постоянно.
Обмен рекламными площадями между
сайтами.
Этот вид рекламы очень схож с предыдущей. Разница же
между
ними состоит в том, что устраняется посредник в лице баннерной системы, зато
усложняется работа по поддержке этой рекламы. В нашем случае, это, в
основном,
обмен кнопками - баннерами размера 88 на 31.
Похожа
на баннерную рекламу и реклама типа <Обмена
контент-блоками>. Она представляет из себя обмен более полной
информацией,
чем кнопки или баннеры. Например, у себя на сайте мы публикуем новости
газеты
<Компьютерные Вести>, а сайт КВ публикует информацию о наших
книгах.
Совсем
другим типом рекламы является спонсирование
Интернет-игр и мероприятий связанных с Интернет. Этот тип рекламы скорее
является
имиджевой рекламой, чем привлекающей новых клиентов. Например, мы спонсируем
интернет-игру 33 на <Белорусском Рейтинге>, спонсировали Интернет-вечеринку
Y2KParty.
Те
же цели имиджевой рекламы и присутствия в умах преследовали и конкурсы с призами, проводимые на
OZ.by.
Ну
и конечно, очень важно не только привлечь покупателей, но и, возможно даже
гораздо важнее, сохранить их. Этого можно добиться только качественным
сервисом
и хорошей работой. Чего, я надеюсь, мы и добились.
В
заключение хотелось бы отметить наиболее удачные виды рекламы. Судя по
результатам проводившегося у нас на сайте опроса, это - обмен рекламными
площадями, баннерная реклама и реклама в печатных СМИ.