Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Заметки Дизайнера

  Все выпуски  

Заметки Дизайнера - планируем сайт


Служба Рассылок Subscribe.Ru

заметки дизайнера
Выпуск 30 - 14 января 2002 
http://www.zametki.org

Сегодня в выпуске:

Планируем Сайт

Внимание, (готовится) конкурс!

 
Прочитайте эту заметку на сайте

Преодолевая нелюбовь к упорядоченности и неприятие планов (пятилетних, встречных, поэтажных и проч.), в этой заметке я расскажу вам о плане, который поможет разработчику и заказчику сайта понять друг друга.

Если вы разработчик - то этот план расскажет вам, что, зачем и как нужно разработать; а если заказчик - то что, когда и почем вам сделают и как убедиться, что сделано именно то, что нужно.

Можно заказывать сайт и рисовать его, обходясь без всяких планов (когда-то и я так делал), но время, потраченное на создание этого плана или другого похожего по духу документа, сэкономит вам намного больше времени - и тем больше, чем больше человек занято данным проектом.

Заказчик должен знать:

В первую очередь, разумеется, что ему нужно. Ровно один абзац должен описать желаемый сайт: например, "Мы хотим сделать сайт нашей пиццерии с возможностью заказа пиццы в онлайне".

Трудно ожидать, что всё желаемое уместится в один абзац; поэтому кроме краткой цели нужно написать подробные требования. Требования должны содержать не только описание сайта, но и цель его создания, а также предоставить численную оценку успешности исполнения работы.

"Мы хотим сделать сайт нашей пиццерии для информирования наших клиентов и интересущихся и возможностью заказа пиццы в онлайн; сайт должен содержать как минимум информацию о нашей пиццерии, способ проезда, контакты (телефон, имейл…), ценник с иллюстрациями и магазин с поддержкой постоянных покупателей.

Нужна возможность быстро и просто обновлять цены, добавлять новости, скидки и др.

Наша цель: через три месяца после запуска получать не менее 20% заказов через сайт."

Для того, чтобы правильно выбрать технологии, поддерживаемые броузеры, вес страниц и другие скучные, но важные подробности, нужно описать предполагаемую аудиторию сайта: "Наши посетители молоды (16-30); они посещают нашу пиццерию компаниями (будут смотреть сайт дома), но некоторые заказывают пиццу и на работу. Телефонная связь в районе так себе - Интернет работает на 28k."

Дизайнер должен знать:

Как раз собственно дизайн в серьёзном проекте по разработке сайта делается далеко не в первую очередь. Нет смысла рисовать и даже думать о дизайне, пока не выяснены два пункта:

Технические условия выводятся дизайнером из подробных требований и предполагаемой аудитории и согласуются с заказчиком. По аудитории нужно определить примерный компьютер посетителей, скорость их соединения с Интернетом, их операционные системы и установленные программы. Из требований же следует вывести и привести в соответствие с возможностями пользователей и заказчика следующие детали:

  • Используемые технологии: HTML, CSS, JavaScript, Java, PHP, ASP, Flash и так далее - как собственно разные языки, так и различные программные пакеты. Тут же и выбор поддерживаемых броузеров и ОС: Например, "на сайте нашей пиццерии из-за медленного интернета нет смысла использовать Flash, Java и прочие долго грузящиеся элементы … для торговли on-line можно воспользоваться одним из готовых решений интернет-магазинов или написать собственные скрипты на PHP … широко использовать CSS, но JavaScript - только по необходимости. Делаем сайт под все броузеры с удельным весом более 2% и проверяем на Windows, Linux и Mac."
  • Ограничения на дизайн: перечислить существующие материалы (логотип, фирменный стиль, рекламные тексты, слоганы и проч.) и определить зависимость от них ("задействовать существующий логотип и использовать стиль наших рекламных листовок"). Определить прочие ограничения: минимальное разрешение экрана (ограничение ширины фиксированного дизайна), общий желательный\максимальный вес страницы, цветовые решения дизайна. Продолжая пример с пиццей, "Если дизайн фиксированный, то для мониторов от 640*480 (чтобы могли читать все-все-все), а вес страницы (из-за медленных модемов) ограничить 50Кб для первой и 30Кб для всех остальных. (16 и 10 сек. загрузки соответственно)."

Содержание сайта. Судя по опыту, именно сбор материалов для наполнения сайта занимает большую часть времени и задерживает сдачу сайта заказчику - поэтому неразумно задерживать проект, дожидаясь поступления всех материалов по сайту. Но разумно, во-первых, разработать структуру сайта (разделы\подразделы), например так:
 
Хотите увидеть картинки? Читайте эту заметку на сайте!

и во-вторых, составить таблицу контента, один взгляд на которую может сказать дизайнеру (а дизайнер - передать заказчику), кто уже написал\ сфотографировал\нарисовал\сочинил всё, что от него требуется, а кто лодырничает и задерживает проект. Таблица выглядит так:
 
Название Что Готово Автор
Текст первой страницы текст Нет Петрович
Ценник текст Да Вася
Фотографии пиццерии снаружи фото Почти Петрович
Логотип пиццерии рисунок Нет Дизайнер

 
Сразу видно, что Вася - молодец, Петрович отстаёт, а дизайнера пора гнать взашей.

Кто, когда и почём

Ну и под конец, если дизайнер составляет предложение, то нужно указать: количество работы (обычно указывается в часах, можно расписать по специальностям - столько-то дизайнер, столько-то программист, и так далее); временные рамки (когда и что будет готово) и бюджет - сколько и за что придётся платить.

Вот и всё. Хочу только добавить, что это схема, по которой я теперь работаю, и мне она сильно помогает понять, что и где происходит. Вам кажется, что её можно улучшить? Выскажитесь в форуме!

Внимание, (готовится) конкурс!

А не надоело ли вам рисовать очередную страницу еще одного сайта? Хотите чего-нибудь необычного, а заодно - отточить свое умение и показать себя? Тогда читайте внимательно!

Время от времени, мне, да и вам наверняка, попадаются интересные проблемы на темы, связанные с дизайном, или просто необычные соревнования, заказы или задания. В качестве примера могу привести конкурс "5 килобайт" в прошлом году, победителем которого оказался интернет-магазин с корзиной и рисунками общим размером порядка 4900 байт, или заказ на разработку интересного и современного логотипа... зоопарка :)

Вопросы могут быть разными, но про каждый из них вы можете сказать: "такого мне делать ещё не приходилось!"

Я или кто-нибудь из читателей даем вам именно такую задачу. Вы ее реализуете и мы размещаем ваши работы на "Заметках". Голосование определит победителя. Нет призов, но есть всеобщее уважение, да и потенциальные заказчики, читающие "Заметки", могут обратить на вас внимание :) Готовы ли вы участвовать в таком конкурсе?

Подумайте как следует. Если готовы - отправьте пустое (хотя заодно можете что-нибудь мне сказать) письмо сюда. Когда (если) соберется достаточное количество участников - тогда и начнем!


"Заметки" (С) MaxVT, все визитки принадлежат владельцам
пишите письма: maxvt@yahoo.com
письма и присланные материалы могут быть опубликованы. Если
вы не хотите гласности, то укажите это в теле или заголовке письма.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное