Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инвестиции: от потребности к получению.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Написать авторам рассылки
Workflow – организация успеха Прикладной менеджмент сегодня, завтра, всегда!
Бухгалтерский учет: требование времени
Симпозиум в Гарварде: участвуем и получаем инвестиции

 
Инвестиции: от потребности к получению
 
    27 ноября 2001. Выпуск 34.
Людмила Григорьева & Игорь Юрьев
Дизайн: Иван Косяков (проект Business-Site.ru)
   
         
   

Добрый день, уважаемые читатели!

Нам приятно приветствовать Вас в качестве подписчиков нашей рассылки!

Перед Вами тридцать четвертый выпуск рассылки "Инвестиции: от потребности к получению".

Настоящая рассылка выпускается в рамах деятельности Некоммерческого партнерства «The Next Business Generation». С подробной информацией о Партнерстве Вы можете ознакомиться здесь или же задать любые вопросы авторам рассылки

Если Вы не имели возможности следить за информацией прошлых выпусков, то можете без труда найти ее в Архиве.

Из этого выпуска Вы узнаете о новом проекте фонда Евразия на территории Уральского региона , о том, каким образом используется бизнес-анализ на различных этапах оценки инвестиционных проектов (идей), а также о том, на какую сумму достигнуты договоренности о подписании инвестиционных соглашений в рамках подготовки к Международному инвестиционному симпозиуму

   
         
    Инвесторы    
         
   

Фонд «Евразия»

Уральский региональный Фонд «Прогресс»

Международный консультационный Центр

Фонд «Уральский учебно-научный Центр Инновационного Бизнеса»

Информируют руководителей предприятий научно-технической сферы о начале проекта Фонда «Евразия» РАСШИРЕНИЕ ДОСТУПА К ИНВЕСТИЦИОННЫМ РЕСУРСАМ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ на территории Уральского региона.

В проекте предусмотрен последовательный отбор инновационных проектов для льготного кредитования.

Менеджеры МИП (малых и средних инновационных предприятий), участников проекта, пройдут бесплатное обучение в семинарах по условиям участия в программе кредитования; финансовому анализу; вопросам оценки коммерческого потенциала инновационных проектов; вопросам управления ИС.

Программа консалтинга команд предприятий включает темы:

  • Оценка коммерческого потенциала инновационных проектов
  • Коммерциализация научно-технических разработок
  • Управление интеллектуальной собственностью
  • Подготовка заявок на получение кредита
  • Использование инструментов финансового рынка.
  • Финансовый анализ
  • Управление кредитными ресурсами
  • Управление рисками по фактору качества
  • Документальное сопровождение схемы кредитования

Претендовать на участие в программе проекта могут предприятия, имеющие:

  • успешную кредитную историю;
  • наличие залогового имущества;
  • наличие у предприятия объектов интеллектуальной собственности;
  • защиту авторских прав;
  • акты испытаний продукции и технологий;
  • конкурентную продукции;
  • наличие «заказа» рынка на производство продукции;
  • наличие заинтересованных в коммерциализации продукции участников.

Отбор предприятий, готовых к работе по схеме кредитования Фонда «Прогресс» - МКЦ, будет производиться по результатам участия МИП в программах обучения и консультирования, подготовки документов, рабочих бизнес – планов.

Для участия в проекте необходимо заполнить “Анкету предприятия для отбора участников пилотного проекта Фонда Евразия”.

За справками и анкетами обращайтесь:

Фонд «Уральский учебно-научный Центр Инновационного Бизнеса»

г Екатеринбург, ул. С.Ковалевской, дом 5, к. Т-303, Т-307 т. 74-51-35; ф. 75-97-65;

E-mail: cib@cib.ustu.ru

WEB-страница:http://cib.ustu.ru

   
         
    Обзор    
         
   

В рамках подготовки к Международному инвестиционному симпозиуму достигнуты договоренности о подписании инвестиционных соглашений на сумму свыше 200 млн. долларов.

На состоявшейся 26 ноября пресс-конференции заместитель полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО) Виктор Крохмаль заявил, что в рамках подготовки к Международному инвестиционному симпозиуму (МИС) "Инвестиционный потенциал Юга России" были достигнуты договоренности о подписании инвестиционных соглашений с инвесторами на сумму свыше 200 млн. долларов. Столь значительные вложения удалось привлечь, по словам В.Крохмаля, благодаря новой модели инвестиционного сотрудничества, когда удалось объединить усилия органов государственной власти, бизнес- и некоммерческих общественных структур, в данном случае аппарата полномочного представителя президента РФ в ЮФО, Краснодарской торгово-промышленной палаты (ТПП) и Национального агентства прямых инвестиций (НАПИ).

Около 200 крупных российских и зарубежных финансовых структур, сообщил сопредседатель НАПИ Игорь Вдовин, подтвердили свое участие в симпозиуме в качестве инвесторов. Среди них группа компаний "Восток-Запад", ТНК, Дойче-банк, группа "МДМ", Prima Industries и др. Кроме этого, достигнуто соглашение о стратегическом сотрудничестве между НАПИ и ИБГ "Никойл" по поиску, экспертизе и контролю за реализацией инвестиционных проектов как на Юге России, так в дальнейшем и на всей территории страны. Было объявлено и о долгосрочном партнерстве между НАПИ и АФК-Системой в реализации ряда инвестиционных проектов, входящих в федеральную целевую программу "Юг России" по таким приоритетным направлениям, как телекоммуникации, электроника, радиотехника, страхование и туризм.

На данный момент около 240 предприятий южного региона подтвердили свое участие в МИС. Прошли экспертизу более 288 инвестиционных проектов, общий объем инвестиционного портфеля составил 240 млн. долларов, сообщает пресс-центр МИС.

Regions.ru

   
         
    Общие вопросы    
         
   

Использование бизнес-анализа на различных этапах оценки инвестиционных проектов (идей)

Оценка инвестиционных проектов (вложений средств в ту или иную сферу деятельности, проект, продукт) является одной из актуальных задач управления финансами: предприятия осваивают новые технологии и продукты, кредитующие организации и инвесторы ведут поиск эффективных направлений (компании, проекты) вложения средств.

Методические подходы к расчетам эффективности проектов - западные и российские - известны, доступны и освоены специалистами российских компаний. Однако, как показывает практика, разработка и оценка инвестиционных проектов не может ограничиваться рамками расчетов. На различных этапах работы с инвестиционным проектом - от появления первоначальной идеи до анализа итоговых результатов расчета - необходимо использование элементов бизнес-анализа. Бизнес-анализ необходим для определения, правильно ли выбрано направление вложения средств и далее - для подготовки достоверных исходных данных и методически грамотной оценки результатов.

Рассмотрим этапы разработки и оценки инвестиционных проектов и возможные области применения бизнес-анализа на каждом из них.

1. Разработка идеи инвестиционного проекта: выбор направления вложения средств.

Оценка инвестиционного проекта подразумевает ответ на вопросы, эффективны ли эти инвестиции (когда окупятся первоначальные вложения и какой доход обещают), какие источники финансирования и в каком объеме необходимы для реализации проекта. Однако, прежде чем отвечать на вопрос, эффективен ли этот проект, необходимо определить, стоит ли рассматривать именно этот проект.

Ситуация из практики. На предприятии разработан набор инвестиционных проектов, которые должны быть оценены с целью выбора наиболее эффективных, то есть обеспечивающих предприятию наибольший из возможного прирост прибыли. Наиболее эффективные проекты, выбранные по результатам оценки, сформируют инвестиционную программу предприятия на ближайшее время. Под эту программу будут изыскиваться источники финансирования - собственные средства и кредиты.

Значительная доля проектов предприятия связана со снижением затрат - проекты строительства собственных источников энергии и подобные - актуальные проекты для многих предприятий на сегодняшний момент. Таким образом, постановка задачи оценки и типы оцениваемых проектов - стандартные, повторяющиеся на сотнях предприятий.

По ходу работы с предприятием выяснилось, что проекты снижения затрат инициированы по причине падения объема продаж. Объемы продаж, в свою очередь, сокращаются по причине низкого качества продукции. За последние годы от продукции предприятия отказались несколько постоянных заказчиков, в том числе зарубежных. Причиной потери заказчиков в значительной мере является низкое качество сборки продукции. При этом причиной низкого качества сборки являются не исходные комплектующие или технология (качество которых является приемлемым), но неудовлетворительное выполнение самой технологической операции сборки.

Дальнейшее углубление в поиск причин низкого качества продукции упирается в небезызвестный лозунг: "Кадры решают все". В последние годы предприятие периодически испытывало финансовые трудности и в качестве рычага оптимизации текущего финансового положения использовало задолженность по заработной плате - невыплаченная заработная плата направлялась на покрытие затрат на приобретение материалов и финансирование инвестиционных вложений. Перманентная задолженность по оплате труда, наблюдающаяся не один год, вынудила многих специалистов-производственников покинуть предприятие. Низкий уровень заработной платы и возникающие по сей день сбои в ее уплате делают работу на предприятии малопривлекательной для молодых специалистов.

Сравнивая недополученные доходы от потери покупателей и эффект проектов снижения затрат, выяснилось, что они соизмеримы. Кроме того, с учетом среднего возраста рабочих основных специальностей (50 лет) и низкой возобновляемости кадров, долгосрочный прогноз предприятия выглядит неутешительно. Через 7-10 лет предприятие может попасть в ситуацию серьезного кадрового кризиса, при этом успешность любого реализуемого проекта становится сомнительной.

Таким образом, при рассмотрении инвестиционных проектов возник вопрос, насколько верно расставлены приоритеты инвестирования средств. Не упущен ли важный элемент вложения средств - инвестиции в персонал, профессионализм и, как следствие, в качество продукции? Возможно, фонд оплаты и стимулирования персонала должен рассматриваться не как один из источников финансирования текущих расходов предприятия, но как направление инвестирования средств со всеми вытекающими особенностями: формированием программы действий (программа пополнения профессионального состава за счет дополнительного материального стимулирования студентов профильных учебных заведений, регулярные выплаты с перспектива повышения заработной платы, создание благоприятных условий труда профессиональному составу и прочее), оценкой эффекта, поиском источников финансирования.

Выбрав и обосновав приоритетные для компании инвестиционные проекты, необходимо в виде конкретных цифр представить, какие доходы принесет тот или иной проект, то есть выполнить оценку его коммерческой состоятельности. Первым шагом работы с конкретным проектом является сбор исходной информации. На данном этапе также могут быть востребованы элементы бизнес-анализа.

2. Выбор точки зрения на проект (условий участия в проекте) и его влияние на подготовку исходной информации.

Для проведения оценки любого инвестиционного проекта, независимо от отрасли, масштаба и направленности, необходимо подготовить четыре блока исходных данных: доходы (выручка от реализации), затраты на производство продукции, инвестиционные затраты (затраты на подготовку производства к работе) и источники финансирования (кредиты, собственные средства). Случается, что к "наполнению" перечисленных блоков исходных данных подходят формально, не вникая в суть рассматриваемого проекта.

Еще один практический пример. Компания, владеющая зданием в престижном районе города, желает провести реконструкцию этого здания под создание бизнес-центра. Для реализации проекта Компания, владеющая зданием, обращается к Холдингу с предложением участвовать в финансировании проекта создания бизнес-центра. Для принятия решения об участии (не участии) в проекте Холдинг должен провести оценку проекта. Для проведения расчетов необходим сбор исходной информации.

Описание исходных данных будет зависеть от вопроса, на каких условиях Холдингу предлагается участвовать в проекте - точнее, будет ли Холдинг участвовать в управлении бизнес-центром либо ограничится предоставлением средств с целью дальнейшего возврата средств с определенным процентом.

Если Холдингу предлагается предоставить средства на условиях участия в управлении бизнес-центром, доходами проекта будут выступать арендные платежи съемщиков площадей центра; текущими затратами - затраты на содержание здания: оплата коммунальных услуг, услуг охранных организаций, оплата труда обслуживающего и управленческого персонала, затраты на ремонт здания, арендные платежи за землю. Напомним, что под текущими затратами понимаются затраты на производство продукции или услуг; в нашем случае продукцией является услуга по предоставлению площадей бизнес-центра арендаторам. Таким образом, для проведения расчетов необходимо подготовить данные о планируемой загрузке площадей бизнес-центра, назначаемой для арендаторов стоимости различных категорий площадей, величине всех затрат по эксплуатации бизнес-центра. Кроме того, в составе платежей из прибыли необходимо предусмотреть выплаты второму собственнику - Компании-владельцу здания.

Если планируется, что Холдинг не участвует в управлении бизнес-центром, но лишь выступает в роли кредитора, предоставляющего Компании-владельцу средства на возвратной и платной основе, то набор исходной информации для расчетов будет выглядеть иначе. Доходами проекта будет выступать средства (с процентами), возвращаемые Холдингу Компанией-владельцем здания. Текущие затраты по проекту в данном случае отсутствуют. Продукт, производимый проектом - это возвращаемые Компанией-владельцем средства с процентом; для их получения никаких текущих затрат по Холдингу не требуется. Таким образом, для проведения расчетов необходимо уточнить график возврата средств и процент за пользование предоставленными средствами, установленный Холдингом для Компании-владельца здания. В обоих случаях инвестиционными затратами (затратами, связанными с подготовкой проекта к работе) являются средства, предоставляемые Холдингом Компании-владельцу на реконструкцию здания.

Проведя корректный сбор исходной информации о проекте, необходимо провести его оценку с точки зрения эффективности инвестиций (когда возвращаются вложенные средства и какой доход обещают), финансовой состоятельности (хватит ли средств для реализации проекта) и рисков осуществления проектов. При проведении оценки рисков реализации проекта также может понадобиться бизнес-анализ.

3. Анализ рисков реализации проекта

Чтобы минимизировать риск банкротства проекта, необходимо закладывать в расчет реальные данные. Это касается, прежде всего, доходов проекта. Желательно, чтобы заложенные в расчетах объемы реализации продукции были подтверждены предварительными договорами, рамочными соглашениями. Однако проверки юридической достоверности договоров иногда бывает недостаточно.

Рассмотрим реальный инвестиционный проект. Задача контроля объемов реализации, заложенного в расчетах данного проекта, облегчалась (как показалось вначале) тем фактом, что 90% продукции предприятия планировалось поставлять одному покупателю. Достоверность существующих соглашений на поставку продукции была подтверждена покупателем, а также сторонним анализом соглашений юристами. Платежеспособность покупателя также не вызывала сомнений. Проект был принят к реализации, получил кредит банка. В первое время реализации проекта можно было наблюдать, как разработанный финансовый план проекта точно претворяется в жизнь.

Однако через некоторое время проект столкнулся с непредвиденным обстоятельством, которое в виде "сухого остатка" можно представить так: на предприятии-покупателе произошла смена собственника и связанная с этим переориентация на другого поставщика аналогичной продукции. При наличии высокой конкуренции по данной продукции, предприятие не смогло восполнить потерянный объем продаж. В результате проект оказался на грани банкротства.

Упущением в проработке данного проекта - проекта, ориентированного на монопокупателя - явилось то, что анализ монопокупателя ограничился проверкой юридических аспектов договоров. Анализ покупателя должен был сопровождаться прогнозом стабильности управленческой ситуации на предприятии. Ориентирами для анализа общей ситуации на крупных предприятиях может быть, в частности, информация, публикуемая в прессе и Internet.

В качестве итога хотелось бы отметить, что в вопросах оценки инвестиционных проектов (впрочем, как в любом вопросе управления) не существует "жестких трафаретов", которые без осмысления можно было бы применять в любой ситуации. При решении любого управленческого вопроса необходим интеллект и опыт - какое бы общее определение (бизнес-анализ и проч.) этим качествам специалиста не давала наша методическая мысль.

Анна Васина, Исследовательско-консультационная фирма"АЛЬТ"

   
         
    НОВОЕ! Ипотека и ипотечное кредитование    
         
   

Уважаемые читатели! Мы получаем от вас огромное количество вопросов по самым разным темам. Мы приступили к их систематизации по соответствующим направлениям и приняли решение формировать группу экспертов.

На ваши вопросы по направлению "Ипотека и ипотечное кредитование" будет отвечать высококлассный специалист Смирнов Владимир Васильевич, который свой практический опыт предпринимателя, педагога, консультанта, исследователя, помимо повседневного ведения разнообразной деятельности, обобщает в книгах. В частности им лично и в соавторстве написаны следующие книги: "Комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Ипотечное жилищное кредитование", "Менеджер по ипотечным операциям" и многие другие.

Начиная с этого номера, мы приступаем публиковать вопросы (последовательно нумеруя их) подписчиков и ответы экспертов на них.

Вопрос 1.

…В одной из московских газет прочитала "Кредитование под залог недвижимости (ипотека)" в России имеет очень короткую историю - короче заячьего хвоста. "В закон" она вошла в 98-м и все никак не развернется". Ранее об этом слышала и читала нечто другое. Если возможно, то, пожалуйста, разъясните…

Ответ 1.

В данном случае односложный ответ невозможен, поскольку по существу необходимо отвечать на несколько вопросов, которые невольно возникают из содержания данной цитаты. Ипотека - способ обеспечения исполнения обязательства, когда предметом залога служит недвижимое имущество. Другими словами, ипотека - операция с недвижимостью (и не более того!) по ее обременению (прежде всего, правомочия распоряжения) на время действия долгового обязательства, в обеспечение исполнения которого она заложена по договору об ипотеке или в силу закона.

Ипотекой может быть обеспечено исполнение практически любого долгового обязательства, а не только кредита (см. ст. 2 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)").

Поэтому в соответствии с требованиями российского законодательства совершенно неверно "ипотечное кредитование", т.е. финансовую операцию, называть ипотекой, равно как связывать ипотеку только с кредитом (ст. 819 ГК РФ).

Институт ипотеки в России имеет 6-вековую историю, т.е. по продолжительности в несколько раз превышает историю отдельных государств.

Поэтому у российской ипотеки не история короткая, а память отдельных граждан, которую в этом случае вполне можно измерить длиной заячьего хвоста.

Мало того, развитие ипотеки у нас в стране изначально шло и по настоящее время идет, что закреплено специальной нормой в п. 1 ст. 29 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" исключительно по классическому образцу, поскольку изначально, т.е. с XIII-XV веков и по сию пору не требовалось и не требуется передачи заложенного недвижимого имущества во владение кредитора.

Действительно, законодательное закрепление в виде отдельного специального закона ипотека получила в июле 1998 года. Однако ее законодательное регулирование в период реформ началось с 1992 года в Законе РФ "О залоге".

В нем есть глава 2 "Залог предприятия, строения, здания, сооружения и иных объектов, непосредственно связанных с землей (ипотека)", включающая четыре статьи. Дальнейшее регулирование ипотека получила в параграфе 3 "Залог" главы 23 ГК РФ. И уже на основе норм ГК РФ затем был принят упоминавшийся специальный закон.

В настоящее время у нас в стране есть все условия, чтобы институт ипотеки действовал и это, в общем, имеет место. Другое дело, что ипотека, поскольку является всего лишь одним из многих способов обеспечения исполнения обязательства, сама по себе не существует. В России не развита не ипотека, а заемно-кредитные обязательства как таковые. Поскольку если нет какого-либо долгового обязательства, то и применение ипотеки невозможно.

Но об этом необходим специальный и не на один раз разговор. Уже есть вопросы на этот счет. Задавайте еще.

Ответил на вопрос эксперт Смирнов Владимир Васильевич

E-mail: vvsmirnov@dol.ru

   
         
    НАШИ ПАРТНЕРЫ    
         
   

Сегодня мы представляем Вашему вниманию члена Некоммерческого Партнерства «Новое поколение бизнеса» компанию «Центр деловых инициатив». Это одна из немногих компаний, которая обеспечивает реальное привлечение средств для реализации инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса. Компания успешно и активно развивается. «Центр деловых инициатив» имеет обширную базу инвесторов, с которыми у нее установлены тесные деловые контакты. Сайт MICROFINANCE.RU, продвигаемый компанией, станет для Вас эффективным инструментом в процессе привлечения инвестиций под Ваш проект.

Если Вас заинтересовала компания «Центр деловых инициатив», просьба обращаться в компанию с обязательной ссылкой на Партнерство. В этом случае Вы получите дополнительные льготы при взаимодействии с компанией.

Уважаемые читатели и Партнеры! Если Вас заинтересовал данный Проект просим оценить и проголосовать за него в конкурсе "Бизнес-сайт' 2001" в номинации "Финансы и экономика". Проголосовать можно здесь

   
         
    Астрологическое планирование Вашего бизнеса    
         
   

Уникальное предложение для частных предпринимателей и организаций.

Во многих директорских советах крупных западных фирм, работает штатный астролог, который анализирует поступающую информацию и предоставляет квалифицированные отчеты. В процессе развития нашего Проекта, мы сотрудничаем с таким профессионалом. На нашем конкретном опыте можем сказать, что все рекомендации и прогнозы оказались точными и сбывались.

Мы не верим в астрологию, но факты реально доказывают успешность ее применения. Вы сами можете в этом убедиться. Астрологическое планирование - 1 месяц бесплатно. Если гарантия прогнозов от 50 %, в чем Вы лично убедитесь - в дальнейшем можете заказать::

  • Стратегический план развития прогнозы для физических лиц на 12 мес. (100 дат) – $100.
  • Cтруктурный анализ организации (cильные и слабые стороны, прогнозы на 12 месяцев) - $220.

В дальнейшем, астролог работает только для членов нашего Некоммерческого партнерства представления интересов, защиты и содействия деятельности субъектов бизнеса "The Next Business Generation", так как прием новых организаций для астрологического сервиса - ограничен.

С более подробной информацией вы можете ознакомиться на http://abc.dem.ru.

   
         
         
   

На сегодня это все. Надеемся, что материалы этого выпуска оказались для Вас полезными. Мы ждем ваши вопросы и предложения.

С уважением,

Людмила Григорьева & Игорь Юрьев
ru-wst-l@beep.ru

   
         
Рассылки Subscribe.Ru
Workflow - организация успеха
Прикладной менеджмент сегодня, завтра, всегда!
Бухгалтерский учет: требование времени
Симпозиум в Гарварде: участвуем и получаем инвестиции


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное