Я нашел лишь один способ быстро и результативно учиться - делать дело... и исправлять найденные ошибки...
выпуск 59
Вопросы для фильма
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Я писал в прошлом выпуске, что начал общаться с Григорием Олеговичем Громыко, ведущим рассылку «Парное обучение». Григорий Олегович делает много полезного для развития образования. Сейчас он начал работу над созданием нового фильма о школе. И прислал мне список вопросов, видео-ответы на которые могут быть включены в фильм. Для начала я решил рассмотреть эти вопросы в рассылке...
1. Что нужно сделать, чтобы каждый ученик мог в школе учиться по индивидуальной учебной траектории? реально ли это сделать сегодня?
Хорошо поставлен вопрос! Общий ответ я знаю, а вот более конкретно…
Учёба по индивидуальной учебной траектории возможна в условиях коллективного способа обучения (КСО). Сейчас в школах господствует групповой способ обучения (ГСО), называемый также классно-урочной системой. В рамках этой системы учёба по индивидуальной учебной траектории невозможна. Вывод: надо переходить на КСО. Но процесс перехода является достаточно сложным, даже для отдельного человека. И уж тем более для системы образования в целом. Лично я сейчас в процессе такого перехода. :0) Работать в рамках ГСО
я не хочу, меня такая работа не устраивает по многим параметрам. А работать по-новому, прежде всего парами, я пока не научился. Учусь, пробую, переделываю материалы, способы работы, привычки... Отдельные положительные результаты есть, но в целом процесс идёт медленно.
Возвращаюсь к вопросу: реально ли это сделать сегодня? Это необходимо делать, прямо сейчас. Классно-урочная система очень сильно мешает развитию образования. В результате мы имеем системный кризис: качество реального образования неуклонно снижается, и достаточно быстро. Перемены жизненно необходимы. За какой период произойдёт смена системы образования, я не знаю. Мы живём в условиях кризиса, а в такие периоды изменения могут происходить достаточно быстро.
2. При каком количестве учеников в классе обучение идёт эффективнее для каждого ученика?
Опять ответ распадается на два случая. В условиях ГСО чем меньше учеников, тем лучше. Очень приятно было работать с группой в 5-7 человек. Но таких условий в обычной школе не было и не будет. Даже на уроках иностранного языка в группах оказывается по 10-12 человек. Надо понимать, что работа с малыми группами экономически не оправдана, в большинстве случаев.
В условиях КСО большое количество учеников в классе является плюсом, а не минусом. В большом коллективе проще выбирать подходящего партнёра. Больше разнообразие мнений по каждому вопросу. Как следствие, развитие более разностороннее. Сколько же должно быть учеников в классе? Опытные люди говорят, что около 60 человек. Известно, что А. Г. Ривин обучал в Корнино 30-40 детей в возрасте от 10 до 16 лет. У меня нет личного опыта работы с такими большими коллективами. Один раз участвовал в учебной игре (в качестве
ученика) в коллективе около 50 человек. Моё мнение такое: наладить эффективную учебную деятельность в классе из 60 учеников вполне реально. При условии, что ученики уже имеют опыт работы в парах.
3. Есть ли на уроке в школе проблема дисциплины? Каким способом её можно решить?
Проблема дисциплины на уроке безусловно есть. Сегодня это одна из основных проблем в школе. Многим ученикам на уроке неинтересно, поэтому они отвлекаются на посторонние дела. И мешают учителю. Чтобы было интересно на уроке,каждый должен работать в своём темпе,по своей учебной траектории. А это возвращает нас к первому вопросу. При коллективном способе обучения проблема дисциплины не возникает. У каждого есть своё дело, своё задание, которое он выполняет в данный момент.
И есть ответственность перед партнёром, который ему помогает. Если задание выполнено, то можно даже немного отдохнуть, поиграть, не мешая всем остальным. Если учитель не занят работой со всем классом в целом, ему гораздо проще корректировать поведение отдельного ученика.
А теперь очень важное «лирическое отступление». С вопросами к фильму оно почти не связано... Но изложить эти мысли для меня очень важно… Есть очень каверзный вопрос: зачем? Зачем учиться? Зачем развивать мышление? Зачем тратить десять и более лет на усвоение информации, которая в дальнейшей жизни почти не используется? Деятельность по возможности должна быть осмысленной, т. е. в ней должен быть понятный смысл. Для большинства школьников и их родителей смысл обучения в школе утрачен. Дети не понимают, для
чего они учатся, а родители и учителя не могут им что-либо внятно и убедительно объяснить. И это одна из глубинных причин кризиса в образовании, да и в обществе в целом. Я, как человек близкий к науке, считаю, что начинать надо с основ. О смысле жизни надо думать, надо говорить. И о смысле школьного обучения тоже. Как обычно, я не утверждаю, что мой взгляд на проблему является правильным. Я предлагаю один из возможных вариантов, чтобы хоть как-то заполнить пустоту... Буду очень признателен, если кто-то предложит
дополнения или альтернативы…
Всё начинается с системы ценностей, или системы приоритетов. Для меня главным приоритетом является Любовь. Любовь – понятие очень ёмкое. В качестве пояснения я предложу два синонима: первый - идея всеобщего единства и взаимосвязи, второй – Бог. Для тех, кто желает разбираться более подробно, я назову нескольких авторов, чьи книги мне более всего нравятся. Это С.Н. Лазарев, Дипак Чопра, В.В. Синельников. Лично я в первую очередь использую теорию Лазарева и семь духовных законов в изложении Чопры. Итак, главное
– это Любовь, любовь к Богу. Смыслом жизни является Любовь, накопление любви в душе и проявление любви в мыслях и действиях. Основная цель обучения – обучение умению любить. Скажу сразу, что умением любить мы все владеем лишь частично. Обучаться этому приходится в течение всей жизни. Развитие мышления, о котором я постоянно говорю, является средством для развития любви в себе. А через любовь оно влияет на здоровье, на характер и на судьбу человека. Более подробно об этом в следующих выпусках...