Наши прокатчики, конечно, в очередной раз поработали капитаном Очевидность, переименовав фильм именно так, но и без их стараний параллелей между фильмом Мартина Скорсезе и предметом нашего сегодняшнего рассмотрения получается более чем достаточно, начиная с Бена Кингсли в роли двуликого директора психиатрической лечебницы, из которой не убежать, и заканчивая фигурой главного героя, раскрывать суть которой не стоит, ибо спойлер.

Но если отбросить случайные совпадения (видимо, все психиатрические триллеры чем-то похожи), это всё-таки довольно разные фильмы, в первую очередь своей атмосферой. Если у Скорсезе персонаж Ди Каприо в основном разбирался со своими проблемами, то у Джима Стёрджесса в роли доктора Ньюгейта таких проблем нет вовсе, даже внезапно оптимистичные цитаты из стародавних учебников, требующих принудительно лечить геев обливанием или щупать за придатки нервических барышень, быстро (даже излишне быстро, но и это потом разъясняется) и эффективно развенчиваются, после чего остаётся разве что вопрос, почему он всем этим докторам помогает. Скажите спасибо доброй медсестре, но Ньюгейту-то почём это знать, он здесь впервые.

Оставив на совести авторов некоторые натяжки, стоит отметить — с точки зрения психиатрии (весьма любопытно привязанной к самому излёту викторианской эпохи) фильм куда интереснее творения Скорсезе, хотя бы потому, что это вовсе не триллер, а такая своеобразная мелодрама. С кровавыми наветами, злыми родственниками (тут см. хотя бы «Запрещённый приём»), смертельными любовями, барышнями-недотрогами (в прямом смысле) и игрой на рояле в салоне доктора Лэмба. На этом месте должна быть шутка про молчание ягнят.

Так посреди мрачной стилистики лечебницы для высокопоставленных пациентов сюжетообразующая интрига про нервнобольных, занявших место ненавистных врачей и устроивших в психушке эдакий своеобразный «скотный двор», вместо того, чтобы дать нам серьёзный комикс (снявший «Машиниста» Брэд Андерсон в своё время в каком-то смысле предвосхитил Нолана), скорее играет на поле Тыквера и Вачовски в некоторых частях «Облачного атласа» с тем же Стёрджессом, которые неотличимы от хогвардсовскообразного мира «Обители проклятых».

То есть рисует такое беспроблемно-ласковое кино, в котором разве что сидящие в подвале врачи портят идиллию, а маньяк Тьюлис и вовсе оттянулся за всего гаррипоттера сразу, так глазом зыркает.

Если до конца проводить параллели со «Скотным двором», то до чистого Оруэлла тут, и правда, совсем недалеко, главное вовремя организовать массовые расстрелы и начать кричалки про «все животные равны, но некоторые равнее». Но у героев Брэда Андерсона достаточно внешнего врага, которого можно наконец как следует вылечить животным электричеством, а потому внутри коллектива, несмотря на перешёптывания и переглядывания, социальным подтекстом и не пахнет, видимо, слишком блаародных все кровей, одних кровавых мальчиков в глазах у полевого хирурга для полноценной трагедии недостаточно.

Это на самом деле даже неплохо, поскольку большинство из сюжетообразующих поворотов успешно пересказано ещё в трейлере, если не сказать на постере, а очередной фильм франчайза «Пила» авторам снимать явно не хочется. При таком раскладе жанр мелодрамы — лучший выбор, включая заход на финал, который мелодраматичен донельзя, но это ему страшно идёт.

Да, психи даже после революции (которая, по фильму, в итоге скорее благо, чем нет) не перестанут быть психами, но если они не рвутся к власти и в достаточной степени осознают свою природу, то и зла в итоге не приносят, вот такая невероятная мораль. И особенно приятно за Бекинсейл, которой наконец удалось уйти от стилистики «Другого мира», а заодно и не стать (при таком-то заделе в виде открывающей сцены) очередной одноногой собачкой. Ну и сам Брэд Андерсон, понадёргавший для своего фильма буквально отовсюду, сумел-таки все эти стилистики успешно поженить, не вызывая у зрителей поминутных приступов головокружения.

Автор: Роман Корнеев